Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 18.05.2017 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи ВинтерА.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-802/2017 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Васильевой Ю.А. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Васильевой Ю.А. о взыскании недоимки и пени по налогам, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В нарушении ст. 45 НК РФ Васильева Ю.А. не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, в ее адрес было направлено налоговое уведомление ..., в котором рассчитан транспортный налог и налог на имущество за ... год, ... от ... год, в котором рассчитан налог на имущество и транспортный налог за ... год. В связи с неуплатой налогов, в установленные сроки налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. ..., ... и ... в адрес административного ответчика были направлены налоговые требования ..., ... и ... с предложением добровольно погасить образовавшуюся недоимку по налогам и пени, однако оплат не поступило. Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
На основании вышеизложенного, административный истец просит взыскать с Васильевой Ю.А. задолженность по обязательным платежам в размере ... руб. 59 коп. из которых: транспортный налог в размере ... руб. 00 коп., пени по транспортному налогу ... руб. 74 коп., налог на имущество ... руб. 00 коп. и пени по налогу на имущество в размере ... руб. 85 коп.
Представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Административный ответчик Васильева Ю.А., будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела без ее участия не поступало. Ранее в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что согласна с требованиями административного истца по взысканию недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество за ... год, задолженность по налогам за ... год не признала по причине пропуска срока исковой давности, с требованиями о взыскании пени не согласна, так как не получала ни налоговых уведомлений, ни требований и не знала о возникновении у нее обязанности по их оплате.
Согласно ч. 6 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание и административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, оснований для признания явки ответчика обязательной не имеется, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержатся также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 года (в редакции действовавшей до 01.01.2015года) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01.01.2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, в силу ч. 4 ст. 393 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что объектами налогообложения в ... году являлось транспортное средство ... г/н ... и ... доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ....; в ... году - транспортное средство ... г/н ... и ... доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ...., ... доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: .....
На данное имущество налоговым органом были начислены налоги: транспортный налог за ... года в сумме ... руб. 00 коп., налог на имущество за ... год ... руб. 00 коп., транспортный налог за ... год в сумме ... руб. 00 коп. и налог на имущество - ... руб. 00 коп.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления ... и ..., со сроком оплаты на налогов за ... года до ... и за ... год до ..., в которых рассчитан транспортный налог и налог на имущество за ... гг., содержались сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли в праве, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате о выведенной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, что подтверждается почтовыми реестрами. В сроки, указанные в уведомлениях, оплата налога административным ответчиком произведена не была.
В связи с отсутствием оплат в установленные сроки, были начислены пени.
Поскольку в добровольном порядке оплаты налогов не последовало, в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога ..., ..., с предложением добровольно погасить задолженность: за ... год до ... и за ... год, - .... Задолженность не была погашена в сроки, установленные в налоговых требованиях.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила ... рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
... мировым судьей судебного участка ... Комсомольского судебного района .... был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам, который на основании заявления Васильевой Ю.А. определением мирового судьи от ... отменен.
В соответствии со ст. 62 КАС каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Разрешая данный спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности истцом не пропущены, приходит к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Доводы административного ответчика о том, что требования административного истца о взыскании задолженности по налогам за ... года не подлежат удовлетворении в связи с пропуском срока исковой давности, признаются судом несостоятельными.
О наличии обязанности по уплате налогов Васильева Ю.А. уведомлялась в установленном порядке. Налоговое уведомления направлялось по имеющемуся у налогового органа адресу проживания административного ответчика. Васильева Ю.А. факт проживания по адресу, по которому направлялось налоговое уведомление не оспаривала.
Кроме того, в силу п. 4 ст.52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В материалах дела имеются копии реестров заказных отправлений с отметкой почтового отделения, подтверждающие направление и уведомления, и требования в адрес административного ответчика. Данные реестры являются доказательством исполнения налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику уведомления и требования.
Вопреки утверждениям административного ответчика установленные ст. 48 НК РФ (в редакции на дату соответствующего обращения в суд) шестимесячные сроки для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с иском после отмены судебного приказа были соблюдены.
Таким образом, изучив материалы дела, расчет налога и пени, проверив его, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца, в связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию недоимка по обязательным платежам в размере .... 59 коп., из которых транспортный налог в размере ... руб. 00 коп. и пени по транспортному, - ... руб. 74 коп., налог на имущество в размере ... руб. 00 коп. и пени, - ... руб. 85 коп., поскольку согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере ... руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ... по .... к Васильевой Ю.А. о взыскании обязательных платежей, – удовлетворить.
Взыскать с Васильевой Ю.А. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России ... по .... задолженность по обязательным платежам – ... руб. 59 коп., из которых задолженность по транспортному налогу ... руб. 00 коп. и пени – ... руб. 74 коп., по налогу имущество – ... руб. 00 коп. и пени ... руб. 85 коп.
Взыскать с Васильевой Ю.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2017 года.
Судья А.В. Винтер