Решение по делу № 33-4455/2019 от 01.10.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Хамнуева Т.В.

дело №33-4455

поступило 1 октября 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2019 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего Ивановой В.А.,

судей Чупошева Е.Н., Дампиловой Ц.В.,

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Тумакай Сайдаш Алексеевича к ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА им.В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам

по апелляционной жалобе представителя Министерства сельского хозяйства РФ Зыковой А.Н. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 июля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Тумакай Сайдаш Алексеевича к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам удовлетворить.

Обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» выплатить Тумакай Сайдаш Алексеевичу задолженность по социальным выплатам за 2017 год на общую сумму 71527,69 руб., в том числе компенсация на питание - 47335,62 руб., одежду -24192,07 руб., за 2018 год на общую сумму 25266,91 руб., в том числе компенсация на питание - 7060,13 руб., компенсация за одежду - 18206,78 руб., январь-май 2019 г. компенсация за одежду 28090,84 руб., всего 124 885,44 руб.

Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» по оплате Тумакай Сайдаш Алексеевичу задолженности по выплатам за 2017 год на общую сумму 71527,69 руб., в том числе компенсация на питание -47335,62 руб., одежду - 24192,07 руб., за 2018 год на общую сумму 25266,91 руб., в том числе компенсация на питание - 7060,13 руб., компенсация за одежду - 18206,78 руб., январь-май 2019 г. компенсация за одежду 28090,84 руб., всего 124 885,44 руб.

Взыскать с ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ г. Улан-Удэ» в сумме 3 697,71 руб.»

Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В., прокурора Хорошеву О.Я., представителя ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА им.В.Р. Филиппова» Аюржанаеву Д.Д. и представителя Министерства финансов РФ Балаганскую Ю.П., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах Тумакай С.А., прокурор просил обязать ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» выплатить Тумакай С.А. задолженность по социальным выплатам за 2017 год на общую сумму 71527,69 руб., в том числе компенсацию на питание - 47335,62 руб., одежду -24192,07 руб., за 2018 год на общую сумму 25266,91 руб., в том числе компенсацию на питание - 7060,13 руб., компенсацию за одежду - 18206,78 руб., январь-май 2019 г. компенсацию за одежду 28090,84 руб. и обязать Министерство сельского хозяйства РФ произвести финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «БГСХА» им. В.Р.Филиппова».

В обоснование иска прокурор указал, что Тумакай С.А. зачислен на обучение в ФГБОУ ВО «БГСХА» им. В.Р.Филиппова» на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсаций на питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря как лицо, оставшееся без попечения родителей. ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» вследствие недостаточного финансирования Министерством сельского хозяйства РФ по состоянию на 01.06.2019 г. имеет перед Тумакай С.А. указанную задолженность по социальным выплатам.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство финансов РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С., исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что задолженность к настоящему моменту не погашена.

В судебное заседание истец Тумакай С.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки не известны.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» по доверенности Аюржанаева Д.Д. исковые требования не признала, пояснила, что в данном случае имеет место недофинансирование, в связи с чем выплаты в полном объеме не производятся, следствием чего и является вышеуказанная задолженность.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ по доверенности Зыкова А.Н., в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв. Отказ в удовлетворении требований мотивировала тем, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации; выделяемые бюджетные ассигнования в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ниже потребности подведомственных Министерству учебных заведений. Министерство неоднократно обращалось с просьбой о выделении дополнительного финансирования в целях выполнения требований законодательства РФ по обеспечению содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различные органы власти. Минсельхоз России надлежащим образом в полном объеме исполнял свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», а также приняло все зависящие от него меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели. Возложение на Министерство обязанности обеспечить финансирование Академии по оплате истцу компенсации на питание, за одежду за указанный в иске период, по сути, является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Министерства и налагает на Министерство дополнительные финансовые обязательства, денежные средства, на исполнение которых не заложены в федеральном законе о бюджете, и не доведены до Минсельхоза России.

Соответчик Министерство финансов РФ о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений на исковое заявление не поступало.

Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты РФ по доверенности Беспрозванных А.Ю., в судебное заседание представила письменный отзыв. Указав, что вопрос финансового обеспечения мер социальной поддержки детей-сирот должен рассматриваться Минсельхозом России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на обеспечение деятельности в установленной сфере, с учетом приоритизации расходов. Полномочия ответственного исполнителя государственных программ РФ определены п. 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.08.2010г. №588, при этом обеспечение выделения средств федерального бюджета участникам Госпрограммы к полномочиям ответственного исполнителя, то есть Минтруда России, не отнесены, соответственно, Минтруд России не является надлежащим ответчиком по делу.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д.136-142).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учебных заведениях, выделяются федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296), которая включает ряд подпрограмм, в частности, Подпрограмму № 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», целями которой является, в том числе повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственным исполнителем Подпрограммы № 3 является Министерство труда и социальной защиты РФ, ресурсное обеспечение реализации указанной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, при этом бюджетные ассигнования ограничены объемом. Минсельхоз РФ ежегодно на запросы Минтруда РФ направляет информацию о потребности подведомственных Министерству образовательных учреждений в полном объеме. Кроме того, Министерство неоднократно направляло обращения в различные органы власти, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ с просьбой о дополнительном выделении бюджетных ассигнований федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, обучающихся по очной форме обучения в учебных заведениях, подведомственных Министерству. Однако Минсельхозу России выделяются бюджетные ассигнования в недостаточном объеме. Таким образом, Министерство в полном объеме исполняет свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова», также принимает все зависящие меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели, что подтверждается материалами дела. Однако судом при принятии решения данные обстоятельства не исследованы, им не дана соответствующая оценка. Обращает внимание, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, исключительно в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Законодательно не установлена возможность осуществления возложенных на Минсельхоз России функций сверх утвержденных лимитов. Исполнение обязательств Минсельхоза России напрямую зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год и плановый период, выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Ежегодно Минсельхоз России направлял в Минфин России, Минтруд России свои предложения о выделении средств федерального бюджета на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях, подведомственных Минсельхозу России. Кроме этого, Минсельхоз России не может влиять на утверждение лимитов бюджетных обязательств на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложенная судом обязанность является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Минсельхоза России, выходит за пределы компетенции. Решение суда не соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ в части иска, предъявленного к нескольким ответчикам.

В своем возражении старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Бородина А.С. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова» Аюржанаева Д.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Балаганская Ю.П. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, пояснила, что ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» находится в ведении Министерства сельского хозяйства, которое является главным распорядителем денежных средств, а значит, отвечает по всем обязательствам учреждения.

Прокурор Хорошева О.Я. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело с жалобами в отсутствие представителей указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом социальные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учебном заведении, подлежат взысканию с ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА» им. В.Р.Филиппова», а ответчик Министерство сельского хозяйства РФ как главный распорядитель бюджетных средств обязан обеспечить финансирование указанных расходов.

При этом суд указал, что отсутствие надлежащего финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Тумакай С.А.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Согласно статье 1 указанного Закона под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" утратил силу, действует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сохранены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тумакай С.А., <...> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом № <...> от 29.07.2016г. Тумакай С.А. зачислен с 01.09.2016г. в число студентов 1 курса очной формы обучения, на места финансируемые из федерального бюджета.

Имея социальный статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тумакай С.А. поставлен на полное государственное обеспечение до момента окончания учебного заведения.

Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова», утвержденному 14.01.2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова» в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова», в том числе предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.

Однако как установлено судом, ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» в полном объеме причитающиеся выплаты Тумакай С.А. не производит, в связи с чем образовалась указанная задолженность.

В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Министерства сельского хозяйства России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.

Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. №450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Из изложенного следует, что именно Министерству сельского хозяйства России, как главному распорядителю бюджетных средств, выделяются средства, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона №159-ФЗ.

Само по себе недофинансирование не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения социальных гарантий, предусмотренных нормами федеральных законов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как об этом указано в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчиков, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Между тем довод жалобы о непринятии правового решения в отношении всех ответчиков, заявленных иске, обоснован. В связи с чем резолютивную часть решения дополнить указанием об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Резолютивную часть решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019г. дополнить указанием « В иске к Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ - отказать».

В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

33-4455/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного района
Тумакай Сайдаш Алексеевич
Ответчики
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВО "БГСХА"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Дампилова Цыпелма Владимировна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
03.10.2019Передача дела судье
18.11.2019Судебное заседание
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2019Передано в экспедицию
18.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее