Решение по делу № 2-13/2018 (2-1203/2017;) ~ М-940/2017 от 15.11.2017

№ 2-13/2018

УИД 24RS0006-01-2017-001220-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Боготол 03 октября 2018 года

Боготольский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Герасимовой Е. Ю.,

при секретаре Хлиманковой О. С.,

с участием: процессуального истца помощника Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А. М.,

представителя ответчика администрации Боготольского района Красноярского края Отставнова С. В.,

представителя ответчика администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края Крикливых Е. В.

представителя третьего лица КГБУ «Боготольское лесничество» Рязановой Л. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах РФ, субъекта РФ и муниципального образования, к администрации Боготольского района Красноярского края, администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края, Рекису С.Я. о признании недействительным постановления главы сельсовета, признании незаконным включение земельного участка в состав земель населенных пунктов, признании недействительными постановления о предоставлении в аренду земельного участка и договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах РФ, субъекта РФ и муниципального образования, обратился в суд с иском к администрации Боготольского района Красноярского края, администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края, Рекису С. Я. о признании недействительным постановления главы Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края от 27.03.2013 № 11; признании незаконным включение земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 9500 кв. м. (далее – земельный участок) в состав земель населенных пунктов, признании недействительными постановления и. о. главы Боготольского района Красноярского края от 26.06.2014 № 349-п о предоставлении в аренду земельного участка и договора от 03.07.2014 № 573 аренды земельного участка, заключенного между администрацией Боготольского района и Рекисом С. Я., применении последствий недействительности сделки: аннулировании записи о регистрации договора аренды земельного участка и истребовании земельного участка из незаконного владения Рекиса С. А. в пользу администрации Боготольского сельсовета Боготольского района.

Требования мотивированы тем, что администрацией Боготольского района заключен договор № 573 аренды земельного участка от 03.07.2014, в соответствии с которым вышеуказанный земельный участок предоставлен Рекису С. Я. в аренду сроком на 49 лет, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. Данный участок сформирован в 2013 году, как вновь образованный и включен в состав земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Однако, по информации, предоставленной КГБУ «Боготольское лесничество», на данный участок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Приказом лесной отрасли Красноярского края от 31.08.2010 № 2500 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Кроме того, вышеуказанный земельный участок территориально расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Арга». Положение о заказнике утверждено постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.01.2007 № 4-п. В соответствии с п.3.4. Положения о заказнике, в состав особо охраняемых природных территорий не входят земли населенных пунктов. По информации, предоставленной Дирекцией по особо охраняемым природным территориям Красноярского края проектная документация по переводу земель из одной категории в другую на предмет наличия ООПТ краевого значения и соответствия режиму охраны ООПТ за период 2010-2017 г.г. в границах Боготольского района не поступало. Таким образом, договор аренды № 573 от 03.07.2014 между администрацией Боготольского района и Рекисом С. Я. заключен с нарушением действующего земельного законодательства и является недействительным в силу ничтожности (ст. 168 ГК РФ).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Коняшкин А. М. исковые требования поддержал, по изложенным выше основаниям, уточнив требование в части применения последствий недействительности сделки, а именно просил прекратить право аренды Рекиса С. Я. на спорный земельный участок и истребовать земельный участок из незаконного владения Рекиса С. Я. в собственность РФ.

Представители ответчиков администрации Боготольского района Красноярского края Отставнов С. В. (по доверенности) и администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края Крикливых Е. В. (решение об избрании главы сельсовета от 15.03.2018 № 23-90) оставили принятие решения на усмотрение суда.

Ответчик Рекис С. Я. и его представитель Машинец А. А. (по доверенности), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, последний просил судебное заседание отложить, в связи с занятостью в другом судебном процессе. В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, поскольку занятость представителя ответчика в другом судебном процессе не может свидетельствовать об уважительности причины неявки представителя в судебное заседание, о дне которого он был заблаговременно извещен (23.09.2018 на 03.10.2018).

Представитель третьего лица КГБУ «Боготольское лесничество» Рязанова Л. Ю. (по доверенности) против удовлетворения исковых требований не возражала.

Представители третьих лиц: МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И. А. (по доверенности), КГКУ «Дирекция по ООПТ» Воронов Д. Н. (по доверенности), Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Сухих А. С. (по доверенности), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили отзывы на исковое заявление, в которых указали, что требования прокурора поддерживают и просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители третьих лиц: управления Росреестра по Красноярскому краю, ООО «ТрансГеоСервис», Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Федерального агентства лесного хозяйства РФ, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Авсиевич Л. С. (по доверенности), извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу п. п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. п. 1, 6 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) указано, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В ст. 67 ЛК РФ закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. ч. 1 – 3 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

4) таксацию лесов;

5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В силу п. п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если: земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ч. ч. 4, 5, 13 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент издания ответчиком оспариваемого постановления от 27.03.2013) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.

Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника – Российской Федерации в лице Рослесхоза.

Согласно п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно п. 1, 3 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Согласно п. 2 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Судом установлено, что на основании Лесного кодекса РФ и приказа лесной отрасли Красноярского края от 31.08.2010 № 2500 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, площадью 140384,800 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Боготольского лесничества, утвержденным приказом министерства и природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 № 124-о, расположенный: <адрес> в кварталах: №№ 1-58, 59 (за исключением части выдела 9), 60, 61; Г"Г, в кварталах: №№ 1-116, 1001-1006, 1007ч, 1008, 1009, 1010ч-1013ч, 1014, 1015ч, 1016ч, 1020ч; К"К", в кварталах: №№ 1-109; Б"С", в том числе: С"Б" в кварталах: №№1-25, АО"Ю" в кварталах: №№ 1-87, АО"В", в кварталах: №№ 7ч, 10ч-13ч, 15ч, 16ч, 17-19, 20ч, 21-57, О"С", в кварталах: №№ 1-5АО"К" в кварталах: №№ 1-19, АО"А" в кварталах: №№ 1-43, С"Б" в кварталах: №№ 1-29, АО "П", в кварталах: №№ 1-5, АО "К" в кварталах: №№ 1-13, АО"О" в кварталах: №№ 1-13, с номером учетной записи в государственном лесном реестре (том 1 л. д. 21, 132-133). Указанный лесной участок имеет кадастровый номер дата внесения номера в ГКН 19.10.2010, категория земель: земли лесного фонда (том 1 л. д. 22-24). В материалах дела имеется план лесного участка (том 1 л. д. 171).

По данным государственного лесного реестра (том 2 л. д. 97) лесные участки из состава земель лесного фонда, площадью 1,7 га, расположенные: <адрес> являются частью земельного участка из состава земель лесного фонда площадью 140 382 2517 кв. м. с кадастровым номером , номер учетной записи в государственном лесном реестре расположенного: <адрес> (выделы 1-8, 10-16, часть выдела 9), 60, 61; Г"Г" в кварталах: №№ 1-116; К"К", в кварталах: №№ 1-23, 24 (выделы 1-30, 33-47), 25-109; Б"С" в том числе: АО "Б" в кварталах: №№ 1-25, АО"Ю" в кварталах: №№ 1-52, 53 (выделы 1-3, 6-8, 10-24,27-41, части выделов 4, 5, 9, 25, 26), 54-87, АО"В" в кварталах: №№ 1-57, О"С", в кварталах: №№ 1-5, АО"К" в кварталах: №№ 1-19, АО"К" в кварталах: №№ 1-38, 39 (выделы 1-3, 5-10,12, 14-19, 21-31, части выделов 4, 11, 13, 20), 40 (выделы 12-56,часть выдела 1), 41-43, С"Б" в кварталах: №№ 1-19, 20 (выделы 1-12, 14-22, часть выдела 13), 21 (выделы 3, 6-18, части выделов 1, 2, 4, 5), 22-29, АО "П" в кварталах: №№ 1-5, АО"К" в кварталах: № № 1-13, АО"О" в кварталах: №№ 1-13 принадлежат на праве собственности Российской Федерации, регистрация в ЕГРН 22.12.2014 , назначение лесного участка: все виды пользования лесов, установленные Лесным кодексом РФ и лесохозяйственным регламентом Б"Л"

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.01.2007 № 4-п (опубликовано в изданиях «Краевой вестник», № 6, 26.01.2007 (приложение к газете «Вечерний Красноярск»), «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 3 (155), 29.01.2007) утверждено Положение о государственном комплексном заказнике краевого значения «Арга», расположенном на территории Ачинского и Боготольского районов (далее – Положение).

Пунктом 1.1. Положения (том 1 л. д. 30-32) определено, что государственный комплексный заказник «Арга» (далее - заказник) является особо охраняемой природной территорией краевого значения.

В соответствии с п. 1.2 Положения заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что заказник организован без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом.

В соответствии с п. 2.1 Положения заказник организован с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей и птиц, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношениях, а также охраны мест их обитания.

Пунктом 4 ст. 5 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что границы, задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории краевого и местного значения определяются положениями о них (за исключением памятников природы краевого значения), утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания.

Пунктом 3.3. Положения установлены границы заказника:

1) северная - от устья <адрес> вниз по течению <адрес> (по левому берегу) до коллектора для подачи воды на технологические нужды ОАО"В"

2) восточная - от <адрес> вдоль коллектора для подачи воды на технологические нужды ОАО"В" в юго-восточном направлении до восточной границы болота (N 56° 14, 128"; E 90° 20, 484"), затем по ландшафтной границе болота в южном, юго-западном направлении до <адрес> (N 56° 13, 739"; E 90° 19, 907"), огибая озеро с северной, западной, а затем южной сторон. Далее по границе <адрес>, огибая с западной и южной сторон <адрес> до ЛЭП 110 кВ. Затем по ЛЭП 110 кВ в юго-западном направлении до <адрес>. Далее вниз по течению <адрес> (по ее левому берегу) до пересечения с железной дорогой <адрес> и по ней в юго-западном, затем юго-восточном направлении до пересечения с 2 ЛЭП 220 кВ;

3) южная - от пересечения железной дороги <адрес> с 2 ЛЭП 220 кВ, затем вдоль ЛЭП в юго-западном направлении (500 м) до автодороги <адрес> (граница с <адрес>). Далее в западном направлении по административной границе <адрес> (N 56° 05, 155"; E 90° 09, 126"), огибая остров с северной и западной стороны. Далее по левобережью <адрес> в северо-западном направлении, минуя место впадения <адрес>, до северной административной границы <адрес> (N 56° 05, 969"; E 90° 05, 085"). Затем в западном направлении до административной границы с <адрес>. Далее в западном направлении вниз по течению <адрес> (по левому берегу) и по административной границе <адрес>, затем <адрес> до устья <адрес>;

4) западная - от устья <адрес> по левому берегу <адрес> вниз по течению в северо-западном направлении (по административной границе <адрес> и <адрес>) и далее по течению <адрес> до исходной точки - устья <адрес>.

Согласно п. 3.4 Положения заказник расположен в том числе на землях лесного фонда:

1) Б"Л": кварталы N 6 - 109; Г"Г": кварталы N 1 - 116, (лесоустройство 1991 г.); Б"Б": кварталы N 1 - 13 (лесоустройство 1990 г.); С"Б"": кварталы N 24, 25; АО "К" N 12, 13;

2) А"А": кварталы N 4 - 70, 76, 81, 82ч, 83ч, 89ч, 91 (лесоустройство 1988 г.); Т"С"": кварталы N 8ч, 9 - 12, 13ч; СХ"В"": кварталы N 3 - 7, 10 - 16, 21 - 27, 35, 36, 44, 45; СХ"П" квартал N 5ч.

В состав заказника не входят земли населенных пунктов.

Таким образом, границы заказника установлены в соответствии с нормами действующего законодательства: пунктом 4 статьи 5 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае»; Положением о заказнике, утвержденном Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.01.2007 № 4-п.

Государственный комплексный заказник краевого значения А"А" числится в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.

03.09.2013 главой администрации Боготольского района на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> площадью 9500 кв. м., категория земель определена как земли населенных пунктов (том 1 л. д. 11).

16.09.2013 ООО «ТрансГеоСервис» подготовлен план границ данного земельного участка с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л. д. 10).

Постановлением администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края от 27.03.2013 № 11 «Об упорядочении адресного реестра Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края» вновь образованному земельному участку, площадью 0,95 га с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства присвоен адрес: <адрес> (том 1 л. д. 9).

08.05.2014 в газете З"Б" опубликовано объявление следующего содержания: «Администрация Боготольского района предоставляет в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л. д. 60).

Постановлением администрации Боготольского района Красноярского края от 26.06.2014 № 349-п, с учетом постановления от 21.04.2015 № 213-п, Рекису С. Я. предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок, сроком на 49 лет (том 1 л. д. 13).

03.07.2014 между администрацией Боготольского района Красноярского края – «Арендодателем» и Рекисом С. Я. – «Арендатором» заключен договор № 573 аренды земельного участка, согласно которому (с учетом положений дополнительного соглашения № 1 от 17.04.2015) арендодатель предоставил арендатору земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , местоположение которого: <адрес>, площадью 9500 кв. м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 49 лет (том 1 л. д. 15-18).

Земельный участок передан Рекису С. Я. по акту приема-передачи, подписанному сторонами 03.07.2014 (том 1 л. д. 17 с оборота).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в управлении Р"К" 27.04.2015 (том 1 л. д. 16 с оборота).

По данным кадастрового паспорта от 16.09.2013 земельный участок с кадастровым номером , площадью 9500+/-34 кв. м. состоит на кадастровом учете, дата внесения номера в ГКН 16.09.2013, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, сведения о границах земельного участка внесены в ГКН (том 1, л. д. 19-20).

Из заявления КГБУ «Боготольское лесничество», направленного 18.08.2017 в адрес Боготольского межрайонного прокурора, следует, что при проведении инвентаризации лесного фонда лесничества в 2017 году выявило нарушение лесного законодательства в части незаконного отчуждения земель лесного фонда, а именно земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, незаконно отнесен к землям населенных пунктов и передан муниципальными органами власти гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Данный участок расположен в границах лесного фонда Боготольского лесничества, Гремячинского участкового лесничества, квартал 7, выдел 3, категория лесов не покрытые лесом земли.

По информации, предоставленной 18.09.2017 КГКУ «Дирекция по ООПТ», земельный участок с кадастровым номером территориально расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения А"А" По запросам Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края КГКУ «Дирекция по ООПТ» рассматривается проектная документация по переводу земель из одной категории в другую на предмет наличия ООПТ краевого значения и соответствия режиму охраны ООПТ. За период с 2010-20177 гг. в КГКУ «Дирекция по ООПТ» материалов по переводу земель в границах <адрес> не поступало (том 1 л. д. 28-29).

По результатам судебной землеустроительной экспертизы, проведенной филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», получено заключение от 16.07.2018, согласно которому в настоящее время земельный участок с кадастровым номером находится на землях лесного фонда РФ, на территории Боготольского лесничества, <адрес> а также расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения А"А" Данный земельный участок находился на землях лесного фонда РФ (год лесо­устройства 1991), до издания главой Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края постановление № 11 от 27.03.2013, а также в границах государ­ственного комплексного заказника краевого значения А"А" постановление от 19.01.2007 № 4-п.

Оценив представленное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами, принимая во внимание, что оно мотивировано, соответствует материалам дела, эксперты дали конкретные ответы на поставленные вопросы, имеют достаточный опыт и обладают необходимой квалификацией для установления указанных в экспертном заключении обстоятельств, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, данных об их личной заинтересованности в исходе дела не имеется,суд полагает данное заключение допустимым доказательством по делу.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края, нарушивустановленный Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» порядок перевода земель из одной категории в другую, включила вновь образованный спорный земельный участок с кадастровым номером , расположенныйв границах государ­ственного комплексного заказника краевого значения А"А" на землях лесного фонда, в состав земель населенных пунктов, без согласования с собственником – Российской Федерацией в лице Рослесхоза, при этом имея возможность до начала осуществления процедур (мероприятий) по формированию земельного участка как вновь образованного и включения его в состав земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , установить принадлежность земельного участка к той или иной категории земель, его границы, установленные лесохозяйственным регламентом и положением о заказнике, а также имея возможность ознакомиться с ограничениями, существующими на данной территории, текст Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.01.2007 № 4-п «О государственном комплексном заказнике краевого значения «Арга» был опубликован официально, что свидетельствует о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда и незаконности включения земельного участка с кадастровым номером в состав земель населенных пунктов, что в силу п. 3 ст. 8 ЗК РФ является основанием признания недействительным постановленияадминистрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края от 27.03.2013 № 11 «Об упорядочении адресного реестра Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края».

Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Указание представителя Рекиса С. Я. – Машинец А. А. на пропуск прокурором трехлетнего срока исковой давности, не может быть принято во внимание, поскольку право аренды Рекиса С. Я. на спорный земельный участок зарегистрировано 27.04.2015, с настоящим иском истец обратился в суд 15.11.2017, что, с учетом вышеприведенных положений п. 1 ст. 181 ГК РФ свидетельствует о том, что трехгодичный срок для оспаривания договора аренды от 03.07.2014 и истребования земельного участка из чужого незаконного владения не истек. Что касается требования прокурора к администрации Боготольского сельсовета об оспаривании постановления от 27.03.2013 № 11, то Рекис С. Я. ответчиком по данному требованию не является, соответственно заявлять о пропуске срока исковой давности не правомочен.

Учитывая, что земельный участок, являющийся объектом спорного договора аренды, относится к землям лесного фонда РФ, а также к землям особо охраняемых природных территорий, администрация Боготольского района Красноярского края на момент вынесения оспариваемого постановления от 26.06.2014 № 349-п о предоставлении в аренду земельного участка, а также на момент заключения договора аренды земельного участка от 03.07.2014 с Рекисом С. Я. не являлась публичным собственником земельного участка и у нее отсутствовали полномочия им распоряжаться, соответственно постановление вынесено и договор аренды заключен в нарушение запрета, установленного ст. 27 ЗК РФ и нарушают публичные интересы, в связи с чем, с учетом положений ст. 167, 168 ГК РФ суд считает, что данные постановление и договор следует признать недействительными, в силу ничтожности сделки.

Наличие на спорном земельном участке деревянного жилого строения, деревянного нежилого строения бани и погреба, что следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы, не может являться законным основаниям для сохранения за ответчиком Рекисом С. Я. права аренды на спорный земельный участок. Так, в установленном законом порядке право собственности на вышеуказанные объекты за Рекисом С. Я. не зарегистрировано. Как следует из пояснений, ранее данных самим Рекисом С. Я., жилой дом был возведен им на земельном участке после того как в 2013 году старый дом его отца сгорел (правоустанавливающие документы на него также отсутствуют). Кроме того, как видно из похозяйственной книги, отец Рекиса С. Я. – Рекис Я. Я. владел земельным участком (вид права не указан), общей площадью 2000 кв. м., ответчику же был представлен по договору аренды земельный участок, площадью 9500 кв. м.

Показания свидетеля Паталашкина А. Н. суд расценивает как не имеющие правого значения для рассмотрения данного дела по существу.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым, в качестве последствий применения недействительности сделки, прекратить право аренды Рекиса С. Я. на спорный земельный участок и истребовать спорный земельный участок из незаконного владения Рекиса С. Я. в собственность Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика Рекиса С. Я. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей (за два требования неимущественного характера о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах РФ, субъекта РФ и муниципального образования, к администрации Боготольского района Красноярского края, администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края, Рекису С.Я. о признании недействительным постановления главы сельсовета, признании незаконным включение земельного участка в состав земель населенных пунктов, признании недействительными постановления о предоставлении в аренду земельного участка и договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки удовлетворить в полном объеме.

Признать постановление администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края от 27.03.2013 № 11 недействительным.

Признать незаконным включение земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м. в состав земель населенных пунктов.

Признать постановление администрации Боготольского района Красноярского края от 26.06.2014 № 349-п о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м. недействительным.

Признать договор аренды земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м., заключенный между администрацией Боготольского района Красноярского края и Рекис С.Я. недействительным.

Прекратить право аренды Рекису С.Я. на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м.

Истребовать из незаконного владения Рекису С.Я. в собственность РФ земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9500 кв. м.

Взыскать с Рекису С.Я. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е. Ю. Герасимова

2-13/2018 (2-1203/2017;) ~ М-940/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боготольский межрайонный прокурор
Ответчики
Рекис Сергей Янович
администрация Боготольского сельсовета
Администрация Боготольского района
Другие
Министерство экологии рационального природопользования Красноярского края
Федеральное агенство лесного хозяйства РФ
МТУ Росимущества в Красноярском крае Республике Хакасия и Республике Тыва
Машинец Александр Александрович
КГКУ "Дирекция по ООПТ"
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Управление Росреестра по Красноярскому краю
КГБУ "Боготольское лесничество"
ООО "ТрансГеоСервис"
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Герасимова Евгения Юрьевна
Дело на странице суда
bogotol--krk.sudrf.ru
15.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2017Подготовка дела (собеседование)
04.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2017Предварительное судебное заседание
02.02.2018Предварительное судебное заседание
12.02.2018Предварительное судебное заседание
26.02.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Предварительное судебное заседание
04.04.2018Предварительное судебное заседание
06.04.2018Предварительное судебное заседание
18.09.2018Производство по делу возобновлено
18.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2018Судебное заседание
08.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2018Дело оформлено
11.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее