Дело № 2а-1870/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Кролевецком А.А.,
с участием представителя административного истца Красюк И.А., представителя административного ответчика Шагаевой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бирюковой И. Т. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании незаконным решения от 28.12.2018 года о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, обязании внести сведения в ЕГРН,
установил:
Бирюкова И.Т. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что она является собственницей жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по ул. *** в г. Благовещенске. В результате проведения кадастровых работ по уточнению основных характеристик спорного здания, кадастровым инженером установлено, что ранее в общую площадь не была учтена площадь теплого чердачного помещения. По результату натурного обследования подготовлен технический план жилого дома, в части изменения сведений об его этажности и площади. 21.12.2018 года истица обратилась в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРН. Уведомлением Управления Росреестра по Амурской области от 28.12.2018 года приставлено осуществление действий государственного кадастрового учета по уточнению площади здания с кадастровым номером ***. По мнению специалиста Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области» заявителю необходимо предоставить некий документ, предусмотренный действующим законодательством, на основании которого, в техническом плане представлены сведения о количестве этажей. Вместе с тем, ответчиком не учтено заключение кадастрового инженера, согласно которого, фактически была допущена техническая ошибка в подсчете площади и этажности спорного здания. Никаких строительно - монтажных работ (пристройка, надстройка и тд) истицей не производились. В соответствии с приложением Г* СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", с внесенными изменениями Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 876/пр "Об утверждении Изменения N 2, которым утверждены Привила подсчёта общей полезной и расчётной площадей, строительного объёма, площади застройки и количества этажей общественного здания, в общую площадь здания включаются площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания (включая площадь эксплуатируемой кровли), открытых наружных галерей, открытых лоджий, наружных тамбуров и тд), площадь которых прописывается отдельной строкой.
На основании изложенного, административный истец Бирюкова И.Т. просила суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Амурской области от 28.12.2018 года о приостановлении осуществления действий государственному кадастровому учету; обязать Управление Росреестра по Амурской области внести в ЕРГН сведения в части изменения основных характеристик жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по ул. *** г. Благовещенска в соответствии с техническим планом здания от 19.12.2018 года, выполненным кадастровым инженером Куценко А.А.
В судебном заседании представитель административного истца Красюк И.А. настаивала на иске.
Представитель административного ответчика Шагаева Э.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, в обоснование возражений указала, что объект недвижимости с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет 26.08.2014 года на основании заявления о постановке на государственный учет объекта капитального строительства от 12.08.2014 года и технического плана здания от 05.08.2014 года, в состав которого включена декларация об объекте недвижимости, составленная собственником объекта недвижимости. По данным указанной декларации площадь объекта составляет - 632,3 кв. м., количество этажей - 3, в том числе подземных - 1. Кроме того, право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером *** зарегистрировано 30.09.2014 года на основании решения Благовещенского городского суда от 21.07.2014 года. Названным решением признано право собственности Бирюковой И.Т. на объект недвижимости с кадастровым номером ***, площадью 632,3 кв.м, этажность - 2. При принятии решения судом исследовался технический паспорт, составленный по состоянию на 06.04.2013 года, изготовленный МУП «Белогорсктехинвентаризация». 21.12.2018 года Бирюкова И.Т. в лице представителя по доверенности обратилась в регистрирующий орган с заявлением №28-0-1-87/3503/2018-9857 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, а именно: изменение площади объекта, изменение количества этажей, в том числе подземных. К указанному заявлению был приложен технический план здания от 19.12.2018 года, подготовленный кадастровым инженером ООО «Портал» Куценко А.А. Для подготовки технического плана от 19.12.2018 года был использован, в числе прочих необходимых документов, технический паспорт здания, изготовленный 14.05.2018 года. Вместе с тем, п. 20 Приказа №953 определен перечень документов, на основании которых сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, вносятся в технический план. Одним из таких документов может быть технический паспорт объекта недвижимости, при условии, что он изготовлен до 01.01.2013 года. Таким образом, Управление полагает, что Заявителем не представлен документ, подтверждающий законность изменения площади и этажности спорного объекта недвижимости. Заявитель утверждает, что ранее в общую площадь здания не была включена площадь теплого чердачного помещения. Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя от 04.08.1998 №37, к этажам жилых домов относят, в том числе, этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа (приложение №1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*). Этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. В соответствии с формой кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 №831) в строке «количество этажей» указывается общее число этажей здания или сооружения, отдельно в строке «количество подземных этажей» указывается число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения) и уровней в подвале. На момент принятия решения Благовещенским городским судом о признании права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером *** правообладателем был построен объект (как следует из декларации и технического паспорта от 06.04.2013 года) площадью 632,3 кв.м., количество этажей - 3 (вместе с подвальным). Из технического плана от 19.12.2018 года следует, что объект недвижимости с кадастровым номером *** имеет площадь - 858,2 кв.м., количество этажей -4, в том числе подземных - 1. Управление полагает, что заключение кадастрового инженера от 19.12.2018 не может являться достаточным доказательством наличия еще одного этажа на момент ГКУ спорного объекта недвижимости. По мнению Управления, требование истца направлено на легализацию объекта капитального строительства, реконструированного без получения необходимых разрешений на реконструкцию и надзора со стороны уполномоченных органов. Поскольку в случае изменения этажности объекта недвижимости в сторону увеличения (более чем три этажа) такой объект не подпадает под понятие индивидуального жилого дома, а, следовательно, для внесения сведений в ЕГРН об изменении площади и этажности (т.н. законной реконструкции) требуется наличие разрешения на реконструкцию. Вместе с тем, право на самовольную постройку, в том числе, созданную в результате реконструкции объекта недвижимости, защищается в исковом порядке, а не путем обжалования действий регистрирующего органа.
В судебное заседание не явились административный истец Бирюкова И.Т., административный соответчик государственный регистратор Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Дейнова И.С., представители заинтересованного лица ФГУП «ФКП Росреестра», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Бирюкова И.Т. является собственником объекта недвижимости (жилого дома) с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 28АА 965994 от 30 сентября 2014 года, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
21 декабря 2018 года в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области обратилась Красюк И.А., действующая от имени Бирюковой И.Т., с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету, в связи с изменением основных характеристик в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, с представлением технического плана, подготовленного 9 декабря 2018 года кадастровым инженером ООО «Портал» Куценко А.А.
Государственным регистратором прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Дейновой И.С. 28.12.2018 г. вынесено уведомление за № 28/18-22762, согласно которому по рассмотрению заявления от 21.12.2018 г. принято решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, в связи с изменением основных характеристик в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Заявителю предложено представить доработанный технический план в орган регистрации прав до окончания срока приостановления кадастрового учета.
Не согласившись с вынесенным решением (уведомлением) от 28.12.2018 г. №28/18-22762, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
Проверяя законность оспариваемого административным истцом решения, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Оспариваемым уведомлением от 28.12.2018 г. № 28/18-22762 Управление Росреестра по Амурской области сообщило заявителю о приостановлении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.05.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению.
Основанием для приостановления кадастрового учета послужило то, что предоставленный технический план по состоянию на 14.05.2018 г. подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о количестве этажей и площади здания, однако, документ, предусмотренный действующим законодательством, на основании которого в предоставленном техническом плане указаны сведения о количестве этажей здания (4 в том числе 1 подземный) в составе приложения технического плана отсутствует. Так, наличие мансардного этажа в предоставленном техническом плане подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на 14.05.2018 г. МУП «Белогорсктехинвентаризация». Между тем, в силу п.20, п.51 Требований к техническому плану, использование при подготовке технического плана технического паспорта возможно только в случае его изготовления до 01.01.2013 г. Решением Благовещенского городского суда 21.07.2014 г. за Бирюковой И.Т. признано право собственности на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), этажность - 2 этажа, площадью 632,3 кв.м., имеющий инвентарный номер 10:401:002:006899840:0101:00000, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** в квартале 336 по адресу: ***. При принятии решения был исследован технический паспорт, выполненный МУП «Белогорсктехинвентаризация» по состоянию на 06.04.2013 года.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в соответствии с главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 14 и 21 названного закона установлены основания и требования к документам, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24 Закона о государственной регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с ч.13 ст.24 Закона форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Во исполнение указанной нормы издан Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В силу п.20 указанного приказа сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
В качестве исключения из общего правила в случаях если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации возможно для указания в техническом плане сведений о здании (сооружении) предоставление правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка составленной и заверенной им декларации, которая прилагается к техническому плану, является его неотъемлемой частью и включается в состав Приложения (части 13, 15 пункта 20 Требований).
При этом из материалов дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет 26.08.2014 года на основании заявления о постановке на государственный учет объекта капитального строительства от 12.08.2014 года и технического плана здания от 05.08.2014 года, в состав которого включена декларация об объекте недвижимости, составленная собственником объекта недвижимости. По данным указанной декларации площадь объекта составляет - 632,3 кв. м., количество этажей - 3, в том числе подземных - 1.
Кроме того, право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером *** зарегистрировано 30.09.2014 года на основании решения Благовещенского городского суда от 21.07.2014 года. Названным решением признано право собственности Бирюковой И.Т. на объект недвижимости с кадастровым номером ***, площадью 632,3 кв.м, этажность - 2. При принятии решения судом исследовался технический паспорт, составленный по состоянию на 06.04.2013 года, изготовленный МУП «Белогорсктехинвентаризация».
Рассматривая доводы административного истца о том, что ранее в общую площадь здания не была включена площадь теплого чердачного помещения, суд учитывает следующее.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя от 04.08.1998 №37, к этажам жилых домов относят, в том числе, этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа (приложение №1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*). Этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. В соответствии с формой кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 №831) в строке «количество этажей» указывается общее число этажей здания или сооружения, отдельно в строке «количество подземных этажей» указывается число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения) и уровней в подвале.
На момент принятия решения Благовещенским городским судом о признании права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером *** правообладателем был построен объект (как следует из декларации и технического паспорта от 06.04.2013 года) площадью 632,3 кв.м., количество этажей - 3 (вместе с подвальным).
Из технического же плана от 19.12.2018 года следует, что объект недвижимости с кадастровым номером *** имеет площадь - 858,2 кв.м., количество этажей -4, в том числе подземных - 1.
Между тем, вышеуказанными Требованиями к подготовке технического плана не предусмотрено в подтверждении наличие мансардного этажа -предоставленный административный истцом технически план подготовленный по состоянию на 19.12.2018 г. кадастровым инженером ООО «Портал» Куценко А.А. на основании технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного по состоянию на 14.05.2018 г.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в отношении данного объекта недвижимости осуществление государственной регистрации и кадастрового учета могло быть приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 9 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
При этом суд считает, что само по себе оспариваемое решение не повлекло для административного истца отрицательных правовых последствий и никоим образом не повлияло на нарушение его прав, так как фактические последствия приостановления, предусмотренные пунктом 6 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ в виде принятия решение об отказе осуществления кадастрового учета по истечении 3-х месячного срока со дня приостановления для Бирюковой И.Т. по итогам вынесения оспариваемого приостановления не наступили.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Бирюковой И.Т. в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Бирюковой И. Т. в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области о признании незаконным решения от 28.12.2018 года о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, обязании внести сведения в ЕГРН - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2019 года.