Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2019 ~ М-1373/2018 от 28.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2019 года                                                                       г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                                                           Гапеевцевой М.А.,

при секретаре                                                                                Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2019 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому учреждению культуры «Покоснинский культурно-досуговый центр Братского района» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казённому учреждению культуры «Покоснинский культурно-досуговый центр Братского района» (далее - МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района») о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» (далее – учреждение) природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.

Учреждение в установленном законом порядке осуществляет деятельность по оказанию услуг гражданам в культурно-досуговой сфере и сфере библиотечного обслуживания. Пунктом 3.2. Устава учреждения установлено, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными задачами деятельности и в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

    В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.

Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

    Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

    Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ.

    Согласно вышеуказанной статье закона транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Вместе с тем, проверкой деятельности учреждения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I-IV класса.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, каждый посетитель учреждения имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории учреждения, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности, нарушает основные конституционные права граждан.

Кроме того прокуратурой района установлено ненадлежащее исполнение учреждением природоохранного законодательства в области обращения с отходами 1-2 классов опасности.

В федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», включены отходы 1-2 класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде установлены Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

    В соответствии с п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (п. 9 Правил).

    Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил).

Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп (п. 16 Правил).

    Вопреки вышеуказанным требованиям закона, выявлено несоблюдение учреждением законодательства в сфере обращения с отходами потребления 1-2 классов опасности.

    Так, учреждением не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, не назначены лица, ответственные за обращение с указанными отходами, не определено правовыми актами место хранения ртутьсодержащих ламп.

Выявленные в деятельности учреждения нарушения влекут угрозу жизни и здоровья граждан, как посещающих учреждение, так и работников учреждения, поскольку лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются при эксплуатации помещений учреждения, в связи с чем вопрос об организации их первичного сбора и накопления направлен на создание безопасных условий для граждан.

Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.

    Количество граждан, права которых на благоприятную окружающую среду нарушены несоблюдением ответчиком требований природоохранного законодательства, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений допущенных норм законов, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.

Просил суд обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района»; обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначить ответственных лиц за обращение с отходами 1, 2 классов опасности; обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петренева Е.Ю., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика директор МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» Лобанова Н.Э., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования прокурора Братского района об обязании МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019: составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района»; разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначить ответственных лиц за обращение с отходами 1, 2 классов опасности; определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, признала в полном объеме. Суду пояснила, что обстоятельства, изложенные прокурором в иске, не оспаривает, срок, указанный прокурором, считает достаточным для устранения указанных нарушений.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Братский район» Кондратьева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что принятие решения оставляет на усмотрение суда.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав помощника прокурора Братского района Петреневу Е.Ю., представителя ответчика Лобанову Н.Э., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.

Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» Лобанова Н.Э., реализуя свое процессуальное право, признала исковые требования прокурора Братского района в полном объеме, о чем имеется ее подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.

В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что представитель ответчика исковые требования прокурора Братского района признал в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ I – IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I, II ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-101/2019 ~ М-1373/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района
Ответчики
МКУК "Покоснинский КДЦ Братского района"
Другие
Администрация МО "Братский район"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Гапеевцева Марина Александровна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
28.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2018Передача материалов судье
09.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2019Судебное заседание
28.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2019Дело оформлено
01.04.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее