Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2019 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101/2019 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому учреждению культуры «Покоснинский культурно-досуговый центр Братского района» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казённому учреждению культуры «Покоснинский культурно-досуговый центр Братского района» (далее - МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района») о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» (далее – учреждение) природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.
Учреждение в установленном законом порядке осуществляет деятельность по оказанию услуг гражданам в культурно-досуговой сфере и сфере библиотечного обслуживания. Пунктом 3.2. Устава учреждения установлено, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными задачами деятельности и в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.
Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ.
Согласно вышеуказанной статье закона транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Вместе с тем, проверкой деятельности учреждения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I-IV класса.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, каждый посетитель учреждения имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории учреждения, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности, нарушает основные конституционные права граждан.
Кроме того прокуратурой района установлено ненадлежащее исполнение учреждением природоохранного законодательства в области обращения с отходами 1-2 классов опасности.
В федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», включены отходы 1-2 класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде установлены Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
В соответствии с п. 3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации (п. 9 Правил).
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 Правил).
Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп (п. 16 Правил).
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, выявлено несоблюдение учреждением законодательства в сфере обращения с отходами потребления 1-2 классов опасности.
Так, учреждением не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, не назначены лица, ответственные за обращение с указанными отходами, не определено правовыми актами место хранения ртутьсодержащих ламп.
Выявленные в деятельности учреждения нарушения влекут угрозу жизни и здоровья граждан, как посещающих учреждение, так и работников учреждения, поскольку лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются при эксплуатации помещений учреждения, в связи с чем вопрос об организации их первичного сбора и накопления направлен на создание безопасных условий для граждан.
Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровья граждан.
Количество граждан, права которых на благоприятную окружающую среду нарушены несоблюдением ответчиком требований природоохранного законодательства, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений допущенных норм законов, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.
Просил суд обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района»; обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначить ответственных лиц за обращение с отходами 1, 2 классов опасности; обязать МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019 определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петренева Е.Ю., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика директор МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» Лобанова Н.Э., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования прокурора Братского района об обязании МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района», расположенное по адресу: ..., в срок не позднее 01.05.2019: составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на опасные отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района»; разработать и утвердить порядок организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, назначить ответственных лиц за обращение с отходами 1, 2 классов опасности; определить и оборудовать место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, признала в полном объеме. Суду пояснила, что обстоятельства, изложенные прокурором в иске, не оспаривает, срок, указанный прокурором, считает достаточным для устранения указанных нарушений.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Братский район» Кондратьева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что принятие решения оставляет на усмотрение суда.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора Братского района Петреневу Е.Ю., представителя ответчика Лобанову Н.Э., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» Лобанова Н.Э., реализуя свое процессуальное право, признала исковые требования прокурора Братского района в полном объеме, о чем имеется ее подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что представитель ответчика исковые требования прокурора Братского района признал в полном объеме, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ I – IV ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I, II ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ 01.05.2019 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░