Решение по делу № 2-44/2016 (2-1367/2015;) ~ M1361/2015 от 25.11.2015

Дело № 2-44\16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 февраля 2016 года                     г.Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи        Лялякиной Ж.Ю.,

при секретаре         Глушцовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова ФИО1 к Администрации МО «Черняховский муниципальный район», Росреестру по Калининградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

    Чернов В.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО «Черняховский муниципальный район», Росреестру по Калининградской области, просит признать право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м.

На основании решения районного Совета депутатов от 22 декабря 2015 г. № 150 «О переименовании органов местного самоуправления муниципального образования «Черняховский муниципальный район» администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный район» переименована в администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ».

В связи с характером спорного правоотношения, суд привлек к участию в деле по своей инициативе (абзац 2 части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в качестве соответчиков ФКУ «КПБСТИН», Министерство здравоохранения Российской Федерации, Территориальное управления Росимущества в Калининградской области, и заинтересованным лицом Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

В обосновании иска истец указал, что с 1979 года его семья проживает в квартире <адрес>. Жилое помещение было предоставлено бабушке ФИО2 в связи с трудовыми отношениями в КПБСТИН. В настоящее время в квартире проживает и зарегистрирован только истец. Указанная квартира в реестре муниципальной собственности не состоит в связи с чем, ему отказывают в приватизации квартиры, ссылаясь на необходимость передачи квартиры в муниципальную собственность. До настоящего времени вопрос о передачи квартиры в муниципальную собственность не решен, он лишен права получить квартиру в собственность в порядке приватизации. ФКУ «Калининградская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также Министерство здравоохранения отказали в приватизации жилого помещения. Просит признать за ним право собственности на квартиру в порядке приватизации.

Представитель ФКУ «КПБСТИН» Колотилина Т.А. с иском не согласна, так как больница не уполномочена собственником имущества на оформление договоров приватизации квартир.

Представитель администрации МО «Черняховский городской округ» Артемкина С.В. считает администрацию ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку дом находится в государственной собственности и оперативном управлении ФКУ «КПБСТИН».

Представители Министерства здравоохранения РФ, Территориального управления Росимущества в Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, заявлений об отложении рассмотрения дела не заявляли.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Суд установил, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ2006 г. № жилой дом № , расположенный по адресу: <адрес>, закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения РФ».

Согласно карточке квартиросъемщика в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с 1990 года зарегистрирован и проживает наниматель Чернов В.Н.

    Таким образом, данная квартира относится к федеральному жилищному фонду и может быть объектом приватизации. Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, не представлено.

Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом не состоит.

Ответчики отказываются передавать квартиру в собственность истца до решения вопроса о передачи жилого фонда в муниципальную собственность.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также приложением N 3 к указанному постановлению.

Объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (п. 2 Постановления N 3020-1).

Согласно п. 1 приложения N 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.

Таким образом, в силу закона спорный объект недвижимости подлежит принятию в муниципальную собственность.

30 декабря 2010 г. между ФКУ «Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения РФ» и администрацией муниципального образования «Черняховское городское поселение» заключен договор передачи имущества в муниципальную собственность. В перечень имущества включен в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Но до настоящего времени имущество в муниципальную собственность не передано.

Данное обстоятельство, однако, не означает, что граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма, находящихся в собственности РФ, по сравнению с другими лицами ограничены в праве на жилище или в праве иметь имущество в собственности, так как эти права закреплены в Конституции Российской Федерации.

На основании ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

На основании п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

В силу п. 5 указанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Пункт 8 Постановления гласит: исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Как установлено судом, семье истца было предоставлено не служебное жилое помещение, не общежитие и не во временное пользование и проживание, а государственная квартира по договору найма.

Ответчики не оспаривают того, что спорное жилье не признано служебным и не является общежитием.

Семья истца получила указанное жилье в установленном законом прядке, истец проживает в квартире по договору социального найма.

Статья 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Сведений о том, что ранее Чернов В.Н. участвовал в приватизации жилого помещения, не имеется.

Судом установлено, что истец обращался с заявлением о приватизации в ФКУ «Калининградская ПБСТИН», Министерству здравоохранения, однако в установленный законом срок ответа не получил.

При этом отсутствие полномочий у главного врача КПБСТИН на заключение договоров приватизации в отношении жилых помещений, переданных в оперативной управление этого учреждения, не может послужить основанием для отказа истцу в передаче спорного имущества в собственность в порядке приватизации.

Согласно положениям ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Судом установлено, что данное жилое помещение может выступать объектом приватизации, истец в него вселился законно, проживет в спорном жилом помещении, в нем зарегистрирован, другого жилья не имеет, и не использовал право бесплатной приватизации жилого помещения.

При таких обстоятельствах, у истца возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения он возможности не имеет.

Судом также установлено, что жилое здание, в котором расположена указанная квартира, 1835 года строительства, является объектом культурного наследия Калининградской области (основание Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28.03.2011 г. № 17 «О выявленных объектах культурного наследия»).

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия предусмотрены статьей 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований указанного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 50 указанного Закона жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, с учетом требований упомянутого Закона.

В силу статьи 51 Закона об объектах культурного наследия право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ собственники осуществляют свое право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Чернову В.Н. судом разъяснено, что при признании права собственности на спорное жилое помещение, на него будут возложены обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона, которое должно быть оформлено вместе с государственной регистрацией.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

На основании изложенного, исковые требования Чернова В.Н. о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу Калининградская область, <адрес>, подлежат удовлетворению.

    Право собственности на жилое помещение подлежит государственной регистрации на основании решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать за Черновым ФИО3 право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с обременением, установленным охранным обязательством на указанную часть объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья

Черняховского городского суда                Ж.Ю.Лялякина

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2016 года.

Судья

Черняховского городского суда                Ж.Ю.Лялякина

2-44/2016 (2-1367/2015;) ~ M1361/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернов Владимир Николаевич
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
АМО "Черняховский городской округ"
Росреестр по Калининградской области
ФКУ Калининградская ПБСТИН
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
Правительство Калининградской области Агентство по имуществу по Калининградской области
Другие
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области
Суд
Черняховский городской суд
Судья
Лялякина Ж.Ю.
25.11.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2015[И] Передача материалов судье
26.11.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2015[И] Судебное заседание
17.12.2015[И] Судебное заседание
12.01.2016[И] Судебное заседание
29.01.2016[И] Судебное заседание
12.02.2016[И] Судебное заседание
16.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2016[И] Дело оформлено
17.03.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее