Дело № 12-22/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Березники 15 января 2015 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.
при секретаре Гладковой О.В.,
с участием представителей МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» Гачеговой В.В., Холодкова А.В.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края по адресу: город Березники, улица Пятилетки, 80 жалобу директора МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» Гачеговой В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 47 Березниковского городского округа Пермского края от 08.12.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга»,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 47 Березниковского городского округа Пермского края от 08.12.2014 МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
Представитель МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» – Гачегова В.В. обратилась в Березниковский городской суд Пермского края с жалобой, в которой просит отменить постановление от <дата>, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что «Положение о безвозмездных поступлениях для ведения уставной деятельности МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» на 2014-2015 учебный год» регулирует порядок реализации права на благотворительность, предусмотренную ст. 4 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 по внесению благотворительных взносов для ведения уставной деятельности образовательной организацией иными участниками образовательного процесса – родителями (законными представителями) обучающихся, которые не предусмотрены диспозицией ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. Полагает, что указанным Положением обучающиеся не ограничиваются в правах и свободах, их права и свободы не нарушаются. Считает, что административным органом не представлено доказательств фактического нарушения, ограничения прав и свобод обучающихся, нарушения порядка реализации прав и свобод кого-либо из обучающихся, предоставление кому-либо из них преимуществ или применение каких-либо мер, вызвавших негативные последствия в результате применения порядка реализации права на благотворительность. Родители (законные представители) обучающихся реализовали право на осуществление благотворительной деятельности. Кроме того, полагает, что приказ от <дата> о проведении плановой проверки подписан лицом - исполняющим обязанности начальника Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края С.Н., не наделенным Законом № 294-ФЗ правом на его подписание, что является грубым нарушением.
В судебном заседании Гачегова В.В. на доводах жалобы настаивала.
Представитель МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» Холодков А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Также просил освободить МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» от административной ответственности за малозначительностью.
Заслушав представителей МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга», исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, обозрев административный материал, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу ч. 7 ст. 28 Федеральный закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной <дата> ..... отдела федерального надзора в области образования и лицензирования образовательной деятельности Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края К.Е. на основании приказа проверка проведена на основании приказа уполномоченного лица - исполняющего обязанности начальника Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края С.Н. от <дата> в отношении МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» установлено, что деятельность учреждения по предоставлению услуг по реализации дополнительных образовательных программ для детей финансируется на основании муниципального задания, однако при проведении мероприятий по надзору и контролю к проверке учреждением наряду с другими локальными актами было представлено «Положение о безвозмездных поступлениях для ведения уставной деятельности МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» на 2014-2015 учебный год». Пунктом 1 Положения установлено, что безвозмездные поступления для ведения уставной деятельности в размере ..... рублей вносятся ежемесячно родителями обучающихся и привлекаются исключительно по решению родительского комитета (пункт 4). Уплата денежных средств родителями подтверждается квитанциями и банковскими платежными документами. В «Плане финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годы», в пункте 2.5.2. «Безвозмездные поступления» указаны суммы ..... на текущий год и на два последующих года. Заявления родителей о приеме благотворительного взноса (безвозмездных поступлений) не представлены.
По итогам проверки консультантом отдела федерального надзора в области образования и лицензирования образовательной деятельности Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края был составлен протокол № от <дата> в отношении МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>; письменными объяснениями Гачеговой В.В.; копией приказа Гособрнадзора Пермского края от <дата> о проведении плановой выездной проверки в МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга»; копией плана финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и на плановый период 2015-2016 г.г.; копиями квитанций и чеков о внесении денежных взносов; «Положением о безвозмездных поступлениях для ведения уставной деятельности МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» на 2014-2015 учебный год», согласованное председателем Совета родителей и утвержденного директором МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга»; копией лицензии на право ведения образовательной деятельности; копией Устава МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга»; копией должностной инструкции директора учреждения, - которым мировым судьей в постановлении от 08.12.2014 дана оценка в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.
На основании ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что установление МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» в «Положении о безвозмездных поступлениях для ведения уставной деятельности МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» на 2014-2015 учебный год» фиксированных сумм пожертвований на нужды учреждения нарушает принцип добровольности.
При таких обстоятельствах, мировым судьей правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о виновности МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что приказ о проведении плановой проверки от <дата> подписан лицом, не имеющим право на его подписание, является несостоятельным.
Часть 1 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусматривает, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании распоряжения Губернатора Пермского края № от <дата> С.Н. назначена исполняющей обязанности начальника Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края с <дата> (л.д. 115). Таким образом, С.Н. являлась уполномоченным лицом на подписание <дата> приказа о проведении плановой проверки.
Довод представителя МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, в результате его совершения.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», такое обстоятельство, как добровольное устранение последствий правонарушения, не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.
При выборе меры ответственности мировой судья в полной мере учел обстоятельства дела, характер административного правонарушения, совершение которого существенно нарушает требования законодательства об образовании. Оснований для признания совершенного МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» административного правонарушения малозначительным и применении положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования мировым судьей, не могут повлечь отмену постановления, поскольку направлены на иную оценку доказательств.
Постановление о назначении административного наказания вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 2 статьи 5.57 КоАП РФ и является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление мирового судьи как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 47 Березниковского городского округа Пермского края от 08.12.2014 в отношении МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора МАОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей «Радуга» Гачеговой В.В. - без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 настоящего Кодекса.
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья