<***>
Гражданское дело № 2-3114/2017
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Крючковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
***3 к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» об оспаривании решения об отказе во включении в список ветеранов ВОВ, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», возложении обязанности включить в список,
УСТАНОВИЛ:
***3 обратился в суд с указанным иском, в котором указал следующее. Истец является ветераном Великой Отечественной войны, проходил военную службу с августа <***> года по апрель <***> года в составе конвойных войск МВД. Обратился в Управление ЖКХ и строительства Администрации Талицкого района о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье, и решением комиссии от *** был признан нуждающимся и принят на учет. Затем документы были направлены в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», где было отказано в постановке на учет. С указанным решением истец не согласен, считает, что указанным решением нарушены его права ветерана ВОВ, поскольку, своего жилья у него нет.
Истец просит признать незаконным решение от *** ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»; обязать включить в список нуждающихся в жилом помещении, предусматривающий оказание государственной поддержки по обеспечению жильем.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа.
Истец в суд не явился, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в суд не явился, в письменном отзыве указал на несогласие с иском по основаниям, изложенным в оспариваемом решении об отказе, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица в суд не явился, в письменном отзыве указал, что не возражает против иска и считает возможным оставить вопрос о принятии решения по иску ***3 на усмотрение суда, считает, что имеются все основания для постановки истца на соответствующий учет, а также ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Принимая во внимание, что стороны извещались о времени судебного заседания своевременно установленными ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способами, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что неявившиеся лица извещены о судебном заседании надлежащим образом, и о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из содержания и смысла п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах").
Из буквального содержания указанного выше Указа Президента Российской Федерации следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подп. "з" п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах"к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Пунктом 4 статьи 17 ФЗ "О ветеранах" установлено, что военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению жильем как участники Великой Отечественной войны.
Как установлено из материалов дела, по данным Военного комиссариата Талицкого и Тугулымского районов Свердловской области ***3 является ветераном Великой Отечественной войны, проходил военную службу в период с *** по <***> года в составе войсковой части <***> конвойных войск МВД. На основании удостоверения «Ветеран Великой Отечественной войны» серии ВОВ ***, выданного Управлением социальной политики по Талицкому району ***, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьей 17 ФЗ "О ветеранах".
Указанные обстоятельства подтверждают, что истец относится к ветеранам Великой Отечественной войны, а именно к военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с *** по *** не менее шести месяцев.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.ч. 2, 4 и 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
На территории Свердловской области действует Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилых условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 N 357-ПП.
В главе 4 Порядка содержится алгоритм использования бюджетных ассигнований на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов, инвалидов в форме предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.
Судом установлено, что органом местного самоуправления в соответствии с п. 27 Порядка документы истца направлены в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", уполномоченное на формирование списка ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01 марта 2005 года, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Как следует из материалов дела, пакет документов, направленный в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» для рассмотрения дела ***3 с целью включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01 марта 2005 года, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» содержал копию удостоверения серии ВОВ *** от *** на имя ***3, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, которые установлены ст. 17 и ст. 20 Закона «О ветеранах».
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с *** по *** не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Документов, подтверждающих факт выселения из служебного помещения, истцом представлено не было, соответственно, ***3, по мнению ответчика, не имеет права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», о чем ответчиком было принято решение об отказе во включении в список ветеранов ВОВ, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Вместе с тем, указанный довод ответчика основан на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета участнику Великой Отечественной войны необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании решения комиссии созданной при Управлении топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, а также в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Управлением топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа издано распоряжение от *** *** «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым ***3 принят на учет граждан по категории «ветеран Великой Отечественной войны, вставший на учет нуждающихся в жилье после 01 марта 2005 года». Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.
Кроме того, как установлено судом, истец является <***> группы по общему заболеванию бессрочно с ***.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
На основании п.п. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Следовательно, истцу может быть предоставлено жилье за счет средств федерального бюджета, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", который подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 89-О, на истца как на участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом третьей группы вследствие общего заболевания, распространяются меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные в ст. 14 ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, истец как участник Великой Отечественной войны, инвалид третьей группы по общему заболеванию, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на включение в список ***1 войны, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01 марта 2005 года, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для дальнейшего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Проанализировав действующее законодательство о порядке обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем, суд приходит к выводу, что решение ответчика незаконно, следовательно, истец имеет право быть включенным в список ветеранов ВОВ, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Довод представителя ответчика о том, что ***3 также относится к категории ветеранов ВОВ - лиц, проработавших в тылу в период с *** по *** не менее шести месяцев, меры социальной поддержки которых определены ст. 20 ФЗ «О ветеранах» и, в свою очередь, не предусматривают обеспечение жильем граждан за счет средств федерального бюджета, судом также отклоняется, как основанный на неверном толковании закона.
Таким образом, ***3, являясь участником Великой Отечественной войны, правомерно принят на учет граждан по категории «ветеран Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в жилье после 01 марта 2005 года», и в силу взаимосвязанных положений п. 2 ст. 15 и подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", в случае наличия инвалидности имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Указа президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона независимо от наличия факта выселения из служебного жилого помещения. В данном случае истец имеет право на включение его в список ветеранов ВОВ, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В связи с чем, суд удовлетворяет иск в полном объеме.
На основании изложенного,руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ***3 к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» об оспаривании решения, возложении обязанности включить в список нуждающихся в жилом помещении - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» об отказе включить ***3 в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» включить ***3, *** года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение меры социальной поддержки при обеспечении жильем согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <***> Е.А. Шимкова