Дело № 2-2013/2021
УИД - 13RS0023-01-2021-004048-17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 18 ноября 2021 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
истца Целомудрова В. М.,
ответчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, в лице представителя Филипповой Е. В., действующей на основании доверенности от 21 октября 2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Целомудрова В. М. к Государственному Учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о возложении обязанности включить период прохождения военной службы в специальный стаж,
установил:
Целомудров В.М. обратился в суд с иском к УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить период прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера для получения фиксированной выплаты страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере.
В обосновании иска указано, что с 19 марта 2015 г. УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия ему назначена пенсия по старости за работу на Крайнем Севере на основании пункта 6 части первой статьи 32 ФЗ-400 «О страховых пенсиях». Им была предоставлена трудовая книжка, дата заполнения 5 сентября 1964 г., военный билет от 7 сентября 1972 г. серия ДМ номер 206005, выданный Норильским горвоенкоматом Красноярского края, согласно которому он проходил службу в вооруженных силах союза ССР с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия и засчитан в стаж как военная служба не по призыву. На основании справки, уточняющей характер льготной работы от 17 июля 2015 г. №195, засчитана в льготный стаж работы на Крайнем Севере и по Списку №1 раздела VII «Металлургическое производство», позиции 1071400а-19771, 10714006-23187, работа в ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Звенягина».
Кроме того, с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., ему засчитали в специальный стаж периоды работы в шахте «Ждановская» (Украина) в льготный стаж по списку №1. Таким образом, с учетом поступившей льготной справки от 17 июля 2015 г. №195, уточняющей характер льготной работы в районах Крайнего Севера (за исключением отвлечений) составляет: 14 лет 10 месяцев. На основании пункта 5 статьи 17 ФЗ от 28 декабря 2013 г. №400 «О страховых пенсиях» граждане, имеющие стаж 15 лет работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж для мужчин не менее 25 лет имеют право на повышенную фиксированную выплату к пенсии, соответствующую районному коэффициенту. Согласно Постановлению Правительства №249 от 18 мая 2015 г. районный коэффициент по городу Норильску Красноярского края составляет - 1.8. Его стажа работы в районах Крайнего Севера не хватает до назначения данной выплаты.
Согласно представленным документам, в том числе представленной трудовой книжке и Архивной справке от 19 апреля 2019 г. № ЗФ-33-05-14/01-Ц-1457, он был трудоустроен на должность слесаря 4 разряда цеха электролиза никеля Никелевого завода (АО «Норильский комбинат») 17 июня 1968 г., то есть в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы и приступил к работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно записи в трудовой книжке, он проходил службу в Советской Армии по призыву. При этом военная служба по призыву с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. не включена в расчет стажа в календарном исчислении.
На основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»), Постановления Совета Министра СССР №181 от 25 марта 1968 г. и изложенного, просит возложить обязанность включить период прохождения срочной военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. в стаж за работу в районах Крайнего Севера для получения фиксированной выплаты страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере.
Определением от 10 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
В судебное заседание истец Целомудров В.М. не явился по неизвестной причине, о дне и месте судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Филиппова Е.В. исковые требования не признала.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Целомудрова В.М. не подлежащими удовлетворению.
Из материалов пенсионного дела №814866 следует, что 19 марта 2015 г. Целомудров В.М. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, указав, что получал пенсию на Украине по июнь месяц 2014 г.
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 3 апреля 2015 г. Целомудрову В.М. назначена страховая пенсия по старости по пункту 6 части первой статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 19 марта 2015 г. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью четвертой статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно предварительным результатам расчета стажа продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера составила 15 лет 1 месяц 19 дней.
29 июля 2015 г. после поступления уточняющей справки о работе в ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Звенягина» от 17 июля 2015 г. с учетом отвлечений продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера пересмотрена и составила 14 лет 6 месяцев 21 день.
Вместе с тем, согласно протоколу по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 августа 2015 г. произведена оценка пенсионных прав Целомудрова В.М. с учетом дополнительных документов о работе в ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Звенягина», в шахте «Ждановская», специальный стаж работы составил по Списку №1 раздела VII «Металлургическое производство», позиции 1071400а-19771, 10714006-23187 – 8 лет 11 месяцев17 дней, а по Списку №1, раздела 1 «Горные работы», позиция 1010100а - 11 лет 4 месяца 24 дня.
На основании данного протокола принято решение от 10 августа 2015 г. о конвертации пенсионных прав Целомудрова В.М. с применением сниженного требования к стажу работы с учетом Списка №1, то есть по пункту 1 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением от 10 августа 2015 г. размер пенсии пересмотрен с 19 марта 2015 г без учета 50 % увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии с даты назначения. Размер пенсии составил 18 946 руб. 73 коп. (страховая пенсия 14 563 руб. 14 коп., фиксированная выплата к страховой пенсии – 4 383 руб. 59 коп.).
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 19 апреля 2016 г. в связи с поступлением пенсионного дела из Управления Пенсионного фонда Донецкой народной Республики в г. Енакиево во изменение ранее вынесенных решений пересмотрена дата назначения пенсии и расчет был произведен с 1 сентября 2014 г.
Согласно решению ГУ –ОПФР по Республике Мордовия от 16 ноября 2021 г. Целомудров В.М. является получателем досрочной пенсии по старости по Списку № 1 в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 сентября 2014 г.
Согласно данным о стаже и предварительному расчету в момент обращения за назначением пенсии 1 сентября 2014 г. специальный стаж работы по Списку №1 составил 21 год 7 месяцев 13 дней, а стаж в районах Крайнего Севера 14 лет 6 месяцев 24 дня.
При этом период военной службы в Вооруженных Силах СССР с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. включен в общий трудовой стаж, но не включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, а также для назначения пенсии по Списку № 1 и указано «военная служба (не по призыву)».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно части первой статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть первая статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», пунктом 6 части первой которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части восьмой статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями четвертой, шестой статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями первой и второй статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью первой статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью четвертой статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью шестой статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Положения статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Из трудовой книжки на имя Целомудрова В.М. следует, что 19 июня 1965 г. он уволен в связи с призывом в Советскую Армию и после увольнения с военной службы 17 июня 1968 г. трудоустроился в качестве ремонтного электрослесаря в Норильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Звенягина.
Из военного билета Целомудрова В.М., выданного 7 сентября 1972 г., следует, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, г. Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, отнесены к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно архивной справке от 27 февраля 2017 г. №4/51253, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» Целомудров В.М., действительно проходил службу в войсковой части 03161 (место дислокации в 1965-1967 гг. - пос. Тикси-3, Булунский район, Якутская АССР, Саха-Якутия) в период с 10 августа 1965 г. по 3 ноября 1967 г. в воинском звании «рядовой» и в войсковой части 22515 (место дислокации в 1967-1968 гг. - г. Норильск) в период с 5 ноября 1967 г. по 27 мая 1968 г. в воинском звании «рядовой войсковой части 03408». Войсковая часть 03408 входила в состав войсковой части 22515 и в 1965-1968 годах дислоцировалась в г. Норильске.
Таким образом, указанными доказательствами подтверждается, что в период с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. Целомудров В.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР по призыву.
Принимая во внимание изложенное, учитывая стаж выработанный Целомудровым В.М. в районах Крайнего Севера календарно (14 лет 6 месяцев 24 дня), суд не находит правовых оснований для включения периода военной службы с 27 июня 1965 г. по 28 мая 1968 г. в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а следовательно, исковые требования Целомудрова В.М. не подлежат удовлетворению.
Доводы истца Целомудрова В.М. о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований суд находит несостоятельными, поскольку основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права.
Заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности по заявленным требованиям, суд находит несостоятельным, поскольку, по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации нормы об исковой давности не могут быть применены к правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения граждан. Спорные правоотношения в заявленные истцом периоды регулировались специальными законами (Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О страховых пенсиях»), нормы которых не предусматривают каких-либо сроков обращения в суд при оспаривании гражданами решений пенсионного органа о назначении пенсии, изменении порядка ее выплаты относятся к социальным гарантиям, а не к имущественным правоотношениям, поэтому положения о трехгодичном сроке исковой давности по настоящему делу не могут применяться. Кроме того, назначение и выплата пенсии бессрочно свидетельствует о наличии длящихся правоотношений между истцом и пенсионным органом.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Целомудрова В. М. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о возложении обязанности включить период прохождения военной службы в специальный стаж, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 г.