УИД №63RS0030-01-2022-004856-19
производство № 2а-2964/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2022 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстовой О.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области – Силакова И.В. по доверенности,
административного ответчика Золотарева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Золотарева М.А,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Золотарева М.А., с учетом уточнений, на срок 3 года, со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 2-х раз в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации; запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив; запретить выезд за установленные судом пределы без разрешения органов ОВД по месту жительства и пребывания.
В обосновании заявленных требований, административный истец сссылается на то, что Золотарев М.А. в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание по приговору Азовского городского суда Ростовской области от 28.07.2020г., осужденного по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ (с учетом изменений, внесенных определением Четвертого кассационного суда от 16.08.2021г.) - к 3 годам 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием в ИК строгого режима.
Конец срока отбывания наказания наступает 18.01.2023 г.Отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления, за время отбывания наказания признан злостным нарушителем установленных правил отбывания наказания.
В судебном заседании административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области поддержал исковое заявление об установлении административного надзора Золотареву М.А., просил его удовлетворить.
Административный ответчик Золотарев М.А. исковые требования признал в полном объеме, сообщил, что после освобождения не знает, где будет проживать, так как фактически постоянного места жительства и регистрации не имеет, родственников также нет, намерен проследовать в Ростовскую область, прежнее место регистрации: Россия, .....
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Бугайцева И.В. поддержала уточненное исковое заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Золотарева М.А.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
Материалами дела установлено, что приговором Азовского городского суда Ростовской области от 28.07.2020г. Золотарев М.А. осужден по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ (с учетом изменений, внесенных определением Четвертого кассационного суда от 16.08.2021г.) - к 3 годам 10 месяцам лишения свободы, с отбыванием в ИК строгого режима.
Согласно характеристике от 24.11.2022 года, утвержденной начальником ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области, Золотарев М.А. за время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. За период отбывания наказания Золотарев М.А. получил 3 взыскания, которые в настоящий момент не сняты и не погашены. Имеет 4 поощрения.
Постановлением начальника ИК-16 ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области от 10.10.2022г. Золотарев М.А. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за хранение запрещенного предмета.
Указанное постановление не отменено, незаконным не признано.
После освобождения осужденный проследует в Ростовскую область, является лицом, не имеющем регистрации на территории Российской Федерации, прежнее место жительства и регистрации: Ростовская область, г.Шахты, ул.Чернокозова, д.37, кв.23.
Преступление, за которое отбывает наказание Золотарев М.А. по приговору суда от 28.07.2020 г., относится к категории особо тяжких.
Таким образом, исходя из приведенных выше обстоятельств и требований закона применительно к рассматриваемому административному делу, Золотареву М.А. необходимо установить административный надзор, поскольку последний осужден за совершение особо тяжкого преступления и администрацией исправительного учреждение признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
С учетом данных о личности осужденного, суд считает возможным установить последнему административный надзор на срок 3 года.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 упомянутого Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Частью 1 статьи 4 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Разрешая требования административного истца о назначении Золотареву М.А. ограничений, суд учитывает данные о личности административного ответчика, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, его поведение за весь период отбывания наказания, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства, и, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ считает необходимым установить Золотареву М.А. все испрашиваемые административным истцом ограничения:
-запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 час. до 06.00 час., кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив;
- запретить выезд за пределы Ростовской области без разрешения органов ОВД.
Вышеуказанные ограничения позволят осуществлять за административным ответчиком контроль во время административного надзора, что будет способствовать предупреждению совершения Золотаревым М.А. преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, что отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, при установлении ограничения в виде запрета посещения питейных заведений, суд учитывает обстоятельства совершения Золотаревым М.А. преступления, установленных приговором от 28.07.2020г., из показаний которого следует, что перед совершением преступления он распивал спиртные напитки.
Пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" допускает установление административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из материалов дела, в том числе из приговора Азовского городского суда Ростовской области, Золотарев М.А. до осуждения не имел регистрацию и постоянного места жительства на территории Ростовской области, в настоящий момент указанные обстоятельства не поменялись.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, последним в соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ, не представлено.
При этом, суд считает необходимым разъяснить Золотареву М.А., что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить в отношении Золотарева М.А административный надзор сроком на 3 года, со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 час. до 06.00 час., кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив;
- запретить выезд за пределы Ростовской области без разрешения органов ОВД.
Срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2022 г.
Судья Томилова М.И.