Решение по делу № 2-5083/2017 ~ М-4054/2017 от 29.06.2017

Дело № 2-5083/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2017 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре Рашитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимовой Л. В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

                     УСТАНОВИЛ:

Галимова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, Управлению Росреестра по РБ, УЗИО Администрации ГО <адрес> РБ о признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 482 кв.м.; о признании права собственности на здание – жилой дом, общей площадью 31,3 кв.м.; об обязании:

- УФС кадастра и картографии по РБ зарегистрировать расторжение договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.,

- УФС кадастра и картографии по Республике Башкортостан снять с кадастрового и регистрационного учета помещение жилое лит. А, общей площадью 22,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: РБ, <адрес>,

- УФС кадастра и картографии по Республике Башкортостан оставить на учете или поставить на учет в зависимости от статуса и зарегистрировать право собственности на здание жилой дом, общей жилой площадью 31,3 кв.м. лит. АА1аа1 – кадастровый , расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истец Галимова Л.В. от исковых требований в части признания права собственности на здание – жилой дом, общей площадью 31,3 кв.м., а также в части обязания:

- УФС кадастра и картографии по РБ зарегистрировать расторжение договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.,

- УФС кадастра и картографии по Республике Башкортостан снять с кадастрового и регистрационного учета помещение жилое лит. А, общей площадью 22,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: РБ, <адрес>,

- УФС кадастра и картографии по Республике Башкортостан оставить на учете или поставить на учет в зависимости от статуса и зарегистрировать право собственности на здание жилой дом, общей жилой площадью 31,3 кв.м. лит. АА1аа1 – кадастровый номер , расположенный по адресу: РБ, <адрес>, отказалась, о чем расписалась в протоколе судебного заседания.

Отказ от иска в указанной части принят судом определением от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу в данной части прекращено.

В обоснование рассматриваемого судом искового требования о признании права собственности на земельный участок площадью 482 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый номер , истец указывает, что в порядке наследования является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Жилой дом принадлежал наследодателю истца на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенная в судебном заседании истец Галимова Л.В., представитель истца по доверенности Келлер Л.А. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Жилой дом площадью 22,9 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу Галимовой Л. В. на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данный жилой дом принадлежал наследодателю истца (матери) Г на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 482 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, который предоставлен истцу по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В материалах дела имеется копия кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет с определением границ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности, на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Для реализации указанного права в соответствии с п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, сооружений и помещений в них обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Как усматривается из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом принято решение об отказе в предоставлении истцу в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что он расположен в границах красных линий.

Не согласившись с отказом, истец обращается в суд с настоящим иском.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).

Как усматривается из разъяснений, данных в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 года, По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч.ч. 3, 4 и 9 ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, являющиеся документами территориального планирования, содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

Спорный участок расположен в границах муниципального образования - городского округа. В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Таким образом, для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Как установлено судом, Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Откорректированный план красных линий улиц <адрес> в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, которым определено развитие указанного района.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд», Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 4 августа 2006 года N 14/4 «Об утверждении корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан», решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» решением Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 41/6 от 28.01.2015 года (с последующими редакциями) «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд были зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан. А также была утверждена схема размещения резервируемых земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Срок резервирования определен до 1 января 2019 года.

В соответствии с указанными выше общедоступными правовыми актами и надлежащими документами территориального планирования, спорный земельный участок с кадастровым номером частично входит в территорию, предназначенную для размещения инженерной и транспортной инфраструктур для муниципальных нужд, что подтверждается выкопировкой из Приложения № 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 41/6.

Следовательно, на день обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу.

Таким образом, суд полагает, что ответчиком на законных основаниях, предусмотренных положениями ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации, было отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Галимовой Л. В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 482 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы РБ.

Судья Бикчурина О.В.

2-5083/2017 ~ М-4054/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Галимова Любовь Васильевна
Ответчики
УЗИО Администрации ГО г. Уфа
Администрация ГО г. Уфа РБ
Другие
Келлер Людмила Васильевна
Управление федеральной службы государственной регистраци , кадастра и картографии по РБ
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Бикчурина О.В.
Дело на странице суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
29.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2017Передача материалов судье
29.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2017Предварительное судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее