Решение по делу № 2-873/2014 (2-7204/2013;) ~ М-6485/2013 от 07.11.2013

Дело № 2-873/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи : Кадыровой Э.Р.

при секретаре : Газиевой Г.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа ФИО8 Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского округа ФИО9 Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, мотивируя тем, что истцы проживают в квартире по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания.

Согласно сведений об очередниках на улучшение жилищных условий по средней школе № на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 с составом семьи два человека состоит на учете с августа ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку данный дом признан не пригодным к проживанию просят предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Представитель истцов по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Суду пояснил, что истцы на учете в <адрес> не состоят, следовательно, нет оснований для предоставления им жилого помещения во внеочередном порядке.

Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Судом установлено, что согласно справки о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> на регистрационном учете состоят: ФИО1 и ФИО2, ФИО7.

Согласно договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. МУП УЖХ <адрес> предоставляет ФИО7 с составом семьи : ФИО1 и ФИО2 жилое помещение в пользование по адресу: <адрес>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания, обязать Администрацию городского округа <адрес> расселить жильцов указанного дома.

Из сведения об очередниках на улучшение жилищных условий по средней школе № на ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО1 и ФИО2 состоят на учете, как нуждающиеся в жилых помещениях.

Доводы представителя ответчика о том, что истцы не состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в <адрес> городского округа <адрес>, следовательно не имеют право на внеочередное предоставление жилья судом не принимается поскольку истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту работы в СОШ <адрес>.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и основания снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. Такое регулирование является прерогативой законодателя.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Таким образом, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы носил альтернативный характер.

Часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Поскольку жилое помещение, в котором проживают и зарегистрированы истцы, признано непригодным для проживания в установленном законом порядке и не подлежит ремонту или реконструкции, другого жилого помещения они не имеют, следовательно, истцы имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что жилищное законодательство является составной частью гражданского права и на него в силу ст. 6 ГК РФ распространяется положение по аналогии закона. Положение закона о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что квартира является непригодной для проживания, не подлежит ремонту и реконструкции должно быть распространено и на граждан, являющихся собственниками данной квартиры, поскольку эти нормы регулируют сходные отношения.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Материалы дела не содержат доказательств тому обстоятельству, что <адрес> стала непригодной для проживания и не подлежащей ремонту и реконструкции в связи с действиями истцов по ненадлежащему содержанию указанного помещения.

Решением Совета городского округа ФИО10 Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа ФИО11» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении, учитывается также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

У ФИО1 имеется в собственности <данные изъяты> доля жилого помещения общей площадью 50,1 кв.м. по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. №

С учетом нормы предоставления жилого помещения и имеющейся в собственности у истцов жилого помещения, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма, в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>)

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа ФИО12 Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма-УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

Обязать Администрацию городского округа ФИО13 Республики Башкортостан предоставить ФИО1, ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте ФИО14 РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова

2-873/2014 (2-7204/2013;) ~ М-6485/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карцева Светлана Владимировна
Шугинов Максим Юрьевич
Ответчики
Администрация Го г. Уфа
Другие
Шугинов Юрий Вячеславович
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Кадырова Эльвира Раисовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--bkr.sudrf.ru
07.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2013Передача материалов судье
08.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2014Судебное заседание
20.02.2014Судебное заседание
25.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее