Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 19 апреля 2012 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Лямкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
установил:
Павлов О.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных условиях труда. Решением комиссии от 17 января 2012 года № в назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что не имеется необходимого стажа. В стаж не включены некоторые периоды работы, в том числе: с 20.08.1982 по 31.03.1983 машинистом паровых котлов, так как не указан вид котельной, с 01.04.1983 по 26.11.1984 старшим машинистом паровых котлов, так как не уточнен вид топлива.
Считает отказ незаконным. В указанные периоды он работал кочегаром производственной котельной <данные изъяты> завода деревообрабатывающих станков. В это время действовал Список №2, дающий право на льготную пенсию, утверждённый Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 г. №1173. В указанном нормативном акте в разделе XXXII «ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ» указаны кочегары (машинисты) производственных котельных и производственных печей. При этом вид топлива, на котором работали котельные, не указан. Это означает, что правом на льготную пенсию пользовались все кочегары производственных котельных независимо от вида применяемого топлива. Изложенная позиция подтверждается Определением КС РФ от 6 марта 2003 №107-О.
Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением СовМина СССР от 3 августа 1972 г. №590 наряду с периодами непосредственно выполнявшейся работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж иных периодов общественно полезной деятельности. Причем такие периоды включались в стаж при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах по Списку №2, утвержденного в 1956 г.. Согласно п.109 указанного Положения в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включается служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. «к» п. 109 Положения). При назначении пенсии на льготных условиях служба приравнивается (по выбору обратившегося за пенсией) к работе, которая либо предшествовала службе, либо следовала за нею.
Он проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР с 1 ноября 1973 г. по 21 ноября 1975 г. (2 года 20 дней). После службы был принят на работу в строительный трест № мастером. Этот период зачтён в специальный стаж. Следовательно службу следует приравнять к работе, которая следовала за ней, т.е. к работе во вредных условиях труда.
На основании изложенного просит решение комиссии от 17 января 2012 г. № признать частично незаконным и обязать Управление засчитать в специальный стаж периоды работы, в том числе с 20.08.1982 по 31.03.1983 машинистом паровых котлов, с 01.04.1983 по 26.11.1984 старшим машинистом паровых котлов и службу в составе Вооруженных Сил СССР с 1 ноября 1973 г. по 21 ноября 1975г..
В судебном заседании истец Павлов О.В. и его представитель Михайлов А.В. заявленные требования поддержали, пояснили, что просят назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на эту дату он достиг возраста 58 лет и с учетом включения спорных периодов льготный стаж истца составит более 6 лет 3 месяцев. Период работы в должности машиниста паровых котлов ограничен той датой, когда законодательство стало предъявлять требования к виду топлива, на котором работают котлы. Котельная являлась именно производственной, обеспечивала нужды литейного гальванического и иных цехов, отапливала производственные корпуса в зимний период, подавала горячую воду в душевые. Из трудовой книжки истца следует, что он работал именно в должности машиниста, а не оператора паровых котлов. В архивной справке также указано, что истец был принят на должность именно машиниста паровых котлов, поэтому указание в архивной справке на работу истца в должности оператора паровых котлов является неверным. В отношении возражений ответчика в части отказа включить в льготный стаж период службы истца в армии пояснили, что полагают необходимым применить ранее действовавшее законодательство в части подсчета стажа, а в части назначения пенсии применить действующее законодательство, которое позволяет при наличии определенного стажа назначить пенсию с уменьшением возраста.
Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) по доверенности Лашина Е.Н. иск не признала, поддержала представленные письменные возражения, согласно которым с заявленными требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям.
Из представленных истцом документов не усматривается работа в производственной котельной, то есть в котельной, вырабатывающей воду и пар для производственных целей (до 1991 г.), использование в качестве топлива угля и сланца (после 1991 г.). Также согласно архивной справке истец с 29.04.1983г. был переведен оператором котельной, однако такая должность Списками не предусмотрена.
Включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов службы в рядах Советской Армии Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, не предусмотрено.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением СовМина СССР от 09.08.1972 г. № 590 (далее - Положение), предусматривавшее включение периодов военной службы в рядах Советской Армии в стаж для досрочного назначения пенсии, применено быть не может, так как до его отмены истец полностью не выработал необходимый специальный трудовой стаж. При этом истец не мог рассчитывать на назначение ему досрочной трудовой пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства, поскольку пенсия истцу могла быть назначена только при наличии не менее 12, 5 лет льготного стажа, однако у него продолжительность такого стажа даже с учетом включения спорных периодов работы и службы в армии отсутствует. При этом указанное законодательство не предусматривало возможности назначения досрочной трудовой пенсии с уменьшением установленного возраста. В связи с этим исчисление стажа работы должно производиться согласно действующему законодательству, которое предусматривает возможность назначения досрочной трудовой пенсии с уменьшением установленного возраста, но не предусматривает включением периодов службы армии в стаж, дающий право на досрочной назначение трудовой пенсии.
Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Павлов О.В. достиг возраста 58 лет, специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составляет 2 года 11 месяцев 16 дней. Для назначения истцу досрочной пенсии в возрасте 58 лет продолжительность стажа должна быть не менее 6 лет 3 месяцев. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.01.2012 г. № является законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, просила суд в удовлетворении заявленных требований Павлову О.В. - отказать.
Суд, заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 06 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании ч. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 г. при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В разделе XXXII «Общие профессии» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173, были предусмотрены кочегары производственных котельных и производственных печей.
Согласно п.9 ст.30 Закона № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав граждан применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, сформулированной при принятии конкретных решений, закону, ухудшающему положение граждан, влекущему отмену для них права, приобретённого в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не может быть придана обратная сила, поскольку исходя из принципов равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, граждане предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Учитывая это, при определении права на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии тех или иных периодов, необходимо руководствоваться нормами законодательства, действовавшими в период трудовых отношений, т.е. работы гражданина в условиях, отличающихся от нормальных, за что и назначается досрочная трудовая пенсия.
Как установлено в судебном заседании, истец Павлов О.В. в спорный период работал на <данные изъяты> заводе деревообрабатывающих станков: с 20 августа 1982 года по 31 марта 1983 года машинистом паровых машин, 01 апреля 1983 года переведен старшим машинистом паровых котлов, 24 сентября 1986 года уволен в порядке перевода, что подтверждается копией его трудовой книжки.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно личной карточки формы Т-2 на Павлова О.В. и данным лицевых счетов он в спорный периоды работал машинистом и старшим машинистом паровых котлов.
Доводы истца о характере его деятельности в спорные периоды, что он работал именно в производственной котельной, подтверждаются представленными доказательствами, в том числе архивной справкой, копиями приказов по предприятию, копией личной карточки на истца (л.д.28-29, 36-46).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 пояснила, что она работала машинистом котельной на заводе БЗДС с 17.02.1979г. по 1998г. Вместе с ней в спорные периоды работал истец Павлов О.В. В смену работало два машиниста. Котельная работала на газовом топливе, вырабатывала пар для технических нужд предприятия и для отопления в зимний период. Она вышла на пенсию в 1992г. ранее установленного возраста именно в связи с льготным характером данной работы. Её муж также работал машинистом котлов, при выходе на пенсию ему работодатель выдавал справку о льготном характере работы, которая сохранилась в подлиннике и копию которой она предоставляет.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 в судебном заседании пояснила, что она машинистом паровых котлов на заводе БЗДС с 21.02.1983г., на тот момент Павлов О.В. там уже работал. Котельная обеспечивала нужды литейного, гальванического и иных цехов, в зимний период отапливала производственные помещения.
Показания данных свидетелей согласуются с иными доказательствами по делу, подтверждены копиями их трудовых книжек, а также копией справке о льготном характере работы супруга свидетеля.
Действовавшее в спорные периоды работы истца машинистом паровых котлов законодательство предусматривало включение в стаж для льготной пенсии периоды работы кочегаром производственных котельных независимо от вида применяемого топлива.
Ограничение прав Павлова О.В. на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности.
Учитывая требование о занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня (рабочей недели), суд исходит из презумпции, что граждане, работающие по трудовому договору на определенных работах, дающих право на пенсионные льготы, были заняты на таких работах постоянно. Основанием для исключения тех или иных периодов из их специального трудового стажа, должны быть доказательства их занятости в течение неполного рабочего дня (неполной рабочей недели). При этом суд полагает, что бремя сбора и предоставления таких доказательств должно лежать на органе, осуществляющем пенсионное обеспечение. Таковых доказательств ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы Павлова О.В. в качестве машиниста паровых котлов и старшего машиниста паровых котлов на <данные изъяты> заводе деревообрабатывающих станков с 20 августа 1982 года по 26 ноября 1984 года (2 года 03 месяца 06 дней) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в ходе судебного разбирательства факт работы истца в указанной должности и в производственной котельной нашел свое полное подтверждение.
В соответствии с п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала включению в общий стаж работы. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно данным военного билета и трудовой книжки истец Павлов О.В. с 01 ноября 1973 года по 21 ноября 1975 года проходил службу с рядах Советской армии, после прохождения военной службы с 13 января 1976 года работал мастером строительных и монтажных работ в Тресте №, указанный период работы ответчиком включен в специальный стаж истца.
Период военной службы истца имел место в период действия указанного нормативного акта.
Таким образом, ранее действующее законодательство позволяло включать спорные периоды в специальный трудовой стаж, данный стаж был полностью выработан истцом до момента введения в действие нового пенсионного законодательства, в связи с чем исковые требования Павлова О.В. подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, суд находит необоснованными, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом выводов о необходимости включения в льготный стаж истца спорных периодов его работы и службы в армии стаж его работы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда составит более 7 лет при наличии необходимого страхового стажа. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 58 лет.
В связи с этим право на пенсию у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу Павлова О.В. с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Павлова <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить в стаж, дающий Павлову <данные изъяты> право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 20.08.1982 по 31.03.1983 машинистом паровых котлов, с 01.04.1983 по 26.11.1984 старшим машинистом паровых котлов и службу в составе Вооруженных Сил СССР с 1 ноября 1973 г. по 21 ноября 1975г. и назначить Павлову <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать в пользу Павлова О.В. с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья И.А. Киселёв