Дело № 3а-48/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Онищенко С.А.,
представителя административного истца <...> В.В. – <...> Е.В., представителя административного ответчика Орловского городского Совета народных депутатов <...> Ю.А., представителя заинтересованного лица Администрации города Орла <...> С.Л., представителя заинтересованного лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области <...> О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <...> к Орловскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС,
установил:
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел», которые официально опубликованы в газете «Город Орел» 26 ноября 2008 года, № 47, и «Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов», № 10, 2008 год. Действуют в редакции решения Орловского городского Совета народных депутатов от 22 декабря 2016 года № 18/0387-ГС.
<...> В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» (далее – ПЗЗ г. Орла) в той части, в которой Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <...> установлена территориальная зона <...>, а в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> одновременно двух территориальных зон: <...> и зоны <...> с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенные по адресу: <...> на которых находятся объекты недвижимого имущества, предназначенные для <...>.
В соответствии со схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел» (далее – Генплан г. Орла) указанные земельные участки полностью отнесены к зоне <...>
При этом согласно Карте градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» ПЗЗ г. Орла земельный участок <...> входит в территориальную зону <...> а земельный участок с кадастровым номером <...> расположен одновременно в двух территориальных зонах <...> и <...> что противоречит части 3 статьи 9, статьям 33 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также функциональной зоне, установленной Генпланом г. Орла, и накладывает ограничение на эксплуатацию земельных участков, которые предназначены <...>, а также препятствует <...> В.В. реализовать право на реконструкцию принадлежащих ему объектов недвижимости <...>.
В судебном заседании представитель административного истца <...> В.В. – <...> Е.В. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель административного ответчика Орловского городского Совета народных депутатов <...> М.А. считал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура принятия ПЗЗ г. Орла полностью соблюдена, оспариваемый муниципальный правовой акт принят Орловским городским Советом народных депутатов в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При этом обжалуемое решение не противоречит Генплану г. Орла, а требования к принятию правил землепользования и застройки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, не связывают решение вопросов по функциональному и территориальному зонированию с наличием или отсутствием прав юридических и физических лиц на земельные участки. Поскольку земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Орла <...> С.Л. возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что полномочия по решению вопросов об установлении (изменении) функциональных и территориальных зон принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства для установления правового режима земель и объектов капитального строительства, а собственники и иные правообладатели вправе лишь выбирать из установленных органами местного самоуправления зон. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав утвержденными ПЗЗ г. Орла и требования заявлены преждевременно, поскольку в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Генплан г. Орла и ПЗЗ г. Орла, где будут учтены предложения и замечания заинтересованных лиц с учетом требований действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области <...> О.Н. полагала, что требования административного истца заявлены преждевременно, до завершения работы по внесению изменений в Генплан г. Орла и ПЗЗ г. Орла. По обращениям <...> В.В. Управлением комиссионно принято решение о возможности изменения общественно-деловой зоны <...> в границах рассматриваемого земельного участка и дополнения градостроительного регламента соответствующим видом разрешенного использования, при условии внесения изменений в Генплан г. Орла, поскольку в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для трикотажных и кружевных производств составляет 50 м.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Онищенко С.А., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ).
В соответствии с положениями статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3 статьи 32 ГрК РФ).
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел» приняты 30 октября 2008 года на правомочном заседании Орловского городского Совета народных депутатов (т. 3 л.д. 42-43), утверждены решением № 38/616-ГС в установленной форме, подписаны мэром г. Орла (т. 2 л.д. 254-255) и официально опубликованы в газете «Город Орел» от 26 ноября 2008 года, № 47 - текст решения (т. 3 л.д. 39-40) и «Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов» № 10, 2008 год - текст с приложениями (т. 1 л.д. 224-231).
Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовала процедура, установленная статьями <...> 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта правил землепользования и застройки, утверждение состава соответствующей комиссии и порядка ее деятельности (т. 2 л.д. 195-206, т. 3 л.д. 1-2), проведение процедуры публичных слушаний с составлением протокола публичных слушаний № 11 от 14 июля 2008 года (т. 3 л.д. 3-8) и заключения о результатах таких публичных слушаний от 16 июля 2008 года (т. 2 л.д. 207-253).
Таким образом, проект ПЗЗ г. Орла подготовлен, а решение об их утверждении принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления в установленной форме (статьи 13 и 44 Устава города Орла в редакции от 30 октября 2008 года), подписаны главой муниципального образования, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилами землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ. В частности, по смыслу пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
В судебном заседании установлено, что <...> В.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> (т. 1 л.д. 158, 160-164). Все указанные помещения располагаются в одном производственном здании (т. 1 л.д. 165), которое используется административным истцом и его супругой <...> И.В. для размещения принадлежащего им трикотажного производства под товарным знаком «<...>» (т. 3 л.д. 31-38).
Указанные нежилые помещения расположены на двух земельных участках, принадлежащих <...> В.В.:
кадастровый номер <...> площадью <...> кв. м., по адресу: <...> категория земель: <...>, разрешенное использования: <...> (т. 1 л.д. 157);
кадастровый номер <...> площадью <...> кв. м., по адресу: <...> категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> (т. 1 л.д. 159).
Имея намерение произвести реконструкцию принадлежащего ему здания, расположенного по адресу: <...> под производство трикотажных изделий <...> В.В. обращался <...> марта 2017 года в Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство, которое <...> марта 2017 года заявителем было отозвано (т. 1 л.д. 187-187). Как следует из объяснений представителя административного истца, в отношении данного обращения был подготовлен проект отказа в связи с чем заявитель его отозвал и обратился с настоящим иском в суд.
Из письменных материалов установлено, что в соответствии со Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 № 29/425-ГС, земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...> полностью отнесены к производственной функциональной зоне <...> (т. 1 л.д. 185, т. 2 л.д. 7).
Вместе с тем, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС, земельный участок с кадастровым номером <...> входит в территориальную зону <...> а земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен одновременно к двум территориальным зонам: <...> и зоне <...> (т. 1 л.д. 186, т. 2 л.д. 6).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка кадастровый номер <...> в зоне <...> допускается размещение производственных предприятий, производственных баз строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий в качестве условно-разрешенного вида использования (т. 1 л.д. 197-215).
Из ответов Управления градостроительства, архитектуры и землепользования Орловской области и Администрации города Орла на обращения <...> В.В. усматривается, что рассматриваемая территория граничит с земельным участком с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования <...> поэтому в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, согласно которым производства трикотажные и кружевные относятся к V классу опасности, устанавливается санитарно-защитная зона 50 м (т. 3 л.д. 79-81). Основанием для внесения изменений в ПЗЗ г. Орла и утверждения проекта ЗСО является заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и расчет санитарно-защитной зоны (т. 1 л.д. 190-196).
Такой расчет санитарно-защитной зоны для трикотажного производства административного истца был произведен.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «<...>» № <...> от <...> мая 2015 года, которое подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> области от <...> мая 2015 года, проект санитарно-защитной зоны ИП <...> В.В. (трикотажная фабрика «<...>» - <...>) соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, проектируемое предприятие не является источником неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека (т. 3 л.д. 75-77).
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «<...>» № <...> от <...> мая 2017 года на проект ориентировочных расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустические расчеты ИП <...> В.В. (трикотажная фабрика «<...>» - <...> реконструируемый объект), представленный в проекте размер санитарно-защитной зоны соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. Расчетная граница санитарно-защитной зоны будет проходить по границам территории предприятия со всех сторон света (т. 3 л.д. 116-125).
С учетом изложенного, требования СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 к размеру санитарно-защитной зоны при реконструкции принадлежащих <...> В.В. объектов трикотажного производства будут соблюдены.
Вместе с тем, установлено, что строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...> имело место с 1998 года, он принят в эксплуатацию <...> 2002 года, когда на рассматриваемых земельных участках располагалось другое производственное предприятие – ОАО «<...>». Для его строительства имелась необходимая документация, в том числе заключение Центра госсанэпиднадзора в Орловской области (т. 3 л.д. 110-115).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен одновременно к двум территориальным зонам: <...> и зоне <...> что противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ и части 2 статьи 85 ЗК РФ, а земельный участок с кадастровым номером <...> входит в территориальную зону <...> при этом Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел», земельные участки с кадастровыми номерами <...> <...> полностью отнесены к производственной функциональной зоне <...> что противоречит части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Кроме того, оспариваемые положения ПЗЗ г. Орла создают неопределенность правового режима названных земельных участков, на которых расположены принадлежащие <...> В.В. нежилые помещения, и препятствуют их эксплуатации либо реконструкции, в том числе в порядке, предусмотренном частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление <...> В.В. подлежит удовлетворению, а ПЗЗ г. Орла в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Устава города Орла (в действующей редакции) нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат опубликованию в газете «Орловская городская газета», сообщение о принятом решении согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в данном официальном печатном издании.
При обращении в суд с административным исковым заявлением <...> В.В. уплачена государственная пошлина в размере <...> рублей, что подтверждается чеком-ордером от <...> мая 2017 года.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере в пользу <...> В.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <...> к Орловскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, удовлетворить.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в той части, в которой Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <...> установлена территориальная зона <...>, а в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> одновременно две территориальные зоны: зона <...> и зона <...> с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в газете «Орловская городская газета» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Орловского городского Совета народных депутатов в пользу <...> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 июля 2017 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-48/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2017 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Онищенко С.А.,
представителя административного истца <...> В.В. – <...> Е.В., представителя административного ответчика Орловского городского Совета народных депутатов <...> Ю.А., представителя заинтересованного лица Администрации города Орла <...> С.Л., представителя заинтересованного лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области <...> О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <...> к Орловскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС,
установил:
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел», которые официально опубликованы в газете «Город Орел» 26 ноября 2008 года, № 47, и «Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов», № 10, 2008 год. Действуют в редакции решения Орловского городского Совета народных депутатов от 22 декабря 2016 года № 18/0387-ГС.
<...> В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» (далее – ПЗЗ г. Орла) в той части, в которой Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <...> установлена территориальная зона <...>, а в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> одновременно двух территориальных зон: <...> и зоны <...> с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенные по адресу: <...> на которых находятся объекты недвижимого имущества, предназначенные для <...>.
В соответствии со схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел» (далее – Генплан г. Орла) указанные земельные участки полностью отнесены к зоне <...>
При этом согласно Карте градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» ПЗЗ г. Орла земельный участок <...> входит в территориальную зону <...> а земельный участок с кадастровым номером <...> расположен одновременно в двух территориальных зонах <...> и <...> что противоречит части 3 статьи 9, статьям 33 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также функциональной зоне, установленной Генпланом г. Орла, и накладывает ограничение на эксплуатацию земельных участков, которые предназначены <...>, а также препятствует <...> В.В. реализовать право на реконструкцию принадлежащих ему объектов недвижимости <...>.
В судебном заседании представитель административного истца <...> В.В. – <...> Е.В. заявленные требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель административного ответчика Орловского городского Совета народных депутатов <...> М.А. считал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура принятия ПЗЗ г. Орла полностью соблюдена, оспариваемый муниципальный правовой акт принят Орловским городским Советом народных депутатов в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При этом обжалуемое решение не противоречит Генплану г. Орла, а требования к принятию правил землепользования и застройки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, не связывают решение вопросов по функциональному и территориальному зонированию с наличием или отсутствием прав юридических и физических лиц на земельные участки. Поскольку земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Орла <...> С.Л. возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что полномочия по решению вопросов об установлении (изменении) функциональных и территориальных зон принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства для установления правового режима земель и объектов капитального строительства, а собственники и иные правообладатели вправе лишь выбирать из установленных органами местного самоуправления зон. Полагает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав утвержденными ПЗЗ г. Орла и требования заявлены преждевременно, поскольку в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Генплан г. Орла и ПЗЗ г. Орла, где будут учтены предложения и замечания заинтересованных лиц с учетом требований действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области <...> О.Н. полагала, что требования административного истца заявлены преждевременно, до завершения работы по внесению изменений в Генплан г. Орла и ПЗЗ г. Орла. По обращениям <...> В.В. Управлением комиссионно принято решение о возможности изменения общественно-деловой зоны <...> в границах рассматриваемого земельного участка и дополнения градостроительного регламента соответствующим видом разрешенного использования, при условии внесения изменений в Генплан г. Орла, поскольку в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для трикотажных и кружевных производств составляет 50 м.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Онищенко С.А., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ).
В соответствии с положениями статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3 статьи 32 ГрК РФ).
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).
В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел» приняты 30 октября 2008 года на правомочном заседании Орловского городского Совета народных депутатов (т. 3 л.д. 42-43), утверждены решением № 38/616-ГС в установленной форме, подписаны мэром г. Орла (т. 2 л.д. 254-255) и официально опубликованы в газете «Город Орел» от 26 ноября 2008 года, № 47 - текст решения (т. 3 л.д. 39-40) и «Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов» № 10, 2008 год - текст с приложениями (т. 1 л.д. 224-231).
Принятию оспариваемого нормативного правового акта предшествовала процедура, установленная статьями <...> 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта правил землепользования и застройки, утверждение состава соответствующей комиссии и порядка ее деятельности (т. 2 л.д. 195-206, т. 3 л.д. 1-2), проведение процедуры публичных слушаний с составлением протокола публичных слушаний № 11 от 14 июля 2008 года (т. 3 л.д. 3-8) и заключения о результатах таких публичных слушаний от 16 июля 2008 года (т. 2 л.д. 207-253).
Таким образом, проект ПЗЗ г. Орла подготовлен, а решение об их утверждении принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления в установленной форме (статьи 13 и 44 Устава города Орла в редакции от 30 октября 2008 года), подписаны главой муниципального образования, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка только одной из территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилами землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ. В частности, по смыслу пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
В судебном заседании установлено, что <...> В.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> (т. 1 л.д. 158, 160-164). Все указанные помещения располагаются в одном производственном здании (т. 1 л.д. 165), которое используется административным истцом и его супругой <...> И.В. для размещения принадлежащего им трикотажного производства под товарным знаком «<...>» (т. 3 л.д. 31-38).
Указанные нежилые помещения расположены на двух земельных участках, принадлежащих <...> В.В.:
кадастровый номер <...> площадью <...> кв. м., по адресу: <...> категория земель: <...>, разрешенное использования: <...> (т. 1 л.д. 157);
кадастровый номер <...> площадью <...> кв. м., по адресу: <...> категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> (т. 1 л.д. 159).
Имея намерение произвести реконструкцию принадлежащего ему здания, расположенного по адресу: <...> под производство трикотажных изделий <...> В.В. обращался <...> марта 2017 года в Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство, которое <...> марта 2017 года заявителем было отозвано (т. 1 л.д. 187-187). Как следует из объяснений представителя административного истца, в отношении данного обращения был подготовлен проект отказа в связи с чем заявитель его отозвал и обратился с настоящим иском в суд.
Из письменных материалов установлено, что в соответствии со Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел», утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.02.2008 № 29/425-ГС, земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...> полностью отнесены к производственной функциональной зоне <...> (т. 1 л.д. 185, т. 2 л.д. 7).
Вместе с тем, в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 № 38/616-ГС, земельный участок с кадастровым номером <...> входит в территориальную зону <...> а земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен одновременно к двум территориальным зонам: <...> и зоне <...> (т. 1 л.д. 186, т. 2 л.д. 6).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка кадастровый номер <...> в зоне <...> допускается размещение производственных предприятий, производственных баз строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий в качестве условно-разрешенного вида использования (т. 1 л.д. 197-215).
Из ответов Управления градостроительства, архитектуры и землепользования Орловской области и Администрации города Орла на обращения <...> В.В. усматривается, что рассматриваемая территория граничит с земельным участком с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования <...> поэтому в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, согласно которым производства трикотажные и кружевные относятся к V классу опасности, устанавливается санитарно-защитная зона 50 м (т. 3 л.д. 79-81). Основанием для внесения изменений в ПЗЗ г. Орла и утверждения проекта ЗСО является заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и расчет санитарно-защитной зоны (т. 1 л.д. 190-196).
Такой расчет санитарно-защитной зоны для трикотажного производства административного истца был произведен.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «<...>» № <...> от <...> мая 2015 года, которое подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <...> области от <...> мая 2015 года, проект санитарно-защитной зоны ИП <...> В.В. (трикотажная фабрика «<...>» - <...>) соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03, проектируемое предприятие не является источником неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека (т. 3 л.д. 75-77).
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «<...>» № <...> от <...> мая 2017 года на проект ориентировочных расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустические расчеты ИП <...> В.В. (трикотажная фабрика «<...>» - <...> реконструируемый объект), представленный в проекте размер санитарно-защитной зоны соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. Расчетная граница санитарно-защитной зоны будет проходить по границам территории предприятия со всех сторон света (т. 3 л.д. 116-125).
С учетом изложенного, требования СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 к размеру санитарно-защитной зоны при реконструкции принадлежащих <...> В.В. объектов трикотажного производства будут соблюдены.
Вместе с тем, установлено, что строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...> имело место с 1998 года, он принят в эксплуатацию <...> 2002 года, когда на рассматриваемых земельных участках располагалось другое производственное предприятие – ОАО «<...>». Для его строительства имелась необходимая документация, в том числе заключение Центра госсанэпиднадзора в Орловской области (т. 3 л.д. 110-115).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен одновременно к двум территориальным зонам: <...> и зоне <...> что противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ и части 2 статьи 85 ЗК РФ, а земельный участок с кадастровым номером <...> входит в территориальную зону <...> при этом Схемой функционального зонирования Генерального плана городского округа «Город Орел», земельные участки с кадастровыми номерами <...> <...> полностью отнесены к производственной функциональной зоне <...> что противоречит части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.
Кроме того, оспариваемые положения ПЗЗ г. Орла создают неопределенность правового режима названных земельных участков, на которых расположены принадлежащие <...> В.В. нежилые помещения, и препятствуют их эксплуатации либо реконструкции, в том числе в порядке, предусмотренном частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление <...> В.В. подлежит удовлетворению, а ПЗЗ г. Орла в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Устава города Орла (в действующей редакции) нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат опубликованию в газете «Орловская городская газета», сообщение о принятом решении согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в данном официальном печатном издании.
При обращении в суд с административным исковым заявлением <...> В.В. уплачена государственная пошлина в размере <...> рублей, что подтверждается чеком-ордером от <...> мая 2017 года.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере в пользу <...> В.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление <...> к Орловскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, удовлетворить.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл», утвержденные решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года № 38/616-ГС, в той части, в которой Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Орел» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <...> установлена территориальная зона <...>, а в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> одновременно две территориальные зоны: зона <...> и зона <...> с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в газете «Орловская городская газета» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Орловского городского Совета народных депутатов в пользу <...> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 июля 2017 года.
Председательствующий Л.В. Майорова