Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2021 (2-1129/2020;) ~ М-1078/2020 от 14.12.2020

Дело

(УИД 26RS0-70)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2021 года <адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кононова И.О., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя истца ФИО2ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, администрации Кировского городского округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в представлении земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Отделу имущественных и земельных отношений Кировского городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в представлении земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика было привлечено Министерство имущественных отношений <адрес>.

Из поданного искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и администрацией муниципального образования <адрес> был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16, площадью 18674 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства (далее Участок), зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за . Договор аренды заключен сроком на 10 лет (п.2.1. Договора). Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Договор прошел правовую экспертизу документов и проверку законности сделки при осуществлении процедуры её государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в связи с обстоятельством смерти арендатора ФИО4 и вступлении в права наследования ФИО5, являющейся супругой арендатора по вышеуказанному договору, между отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района и ФИО5 было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16, зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за , которым в качестве арендодателя по договору аренды стал выступать отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района, а арендатора – ФИО5 в порядке универсального правопреемства, а также изменили расчет арендной платы, изложив его в новой редакции (далее – Дополнительное соглашение),

ДД.ММ.ГГГГ договором уступки (перехода) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, зарегистрированном в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за , права и обязанности по договору и дополнительному соглашению на участок были переданы арендатором ФИО5 ФИО2

В соответствии с абзацем 1 п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», органы местного самоуправления городского округа уполномочены на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация Кировского городского округа <адрес> является уполномоченным органом, осуществляющим распоряжение земельными участками из земель, не прошедших разграничение с государственной собственностью.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении участка в аренду сроком на 49 лет, без проведения торгов по основанию, предусмотренному п.п.31 п.2 ст.39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, п.4 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На момент обращения истца в администрацию с указанным заявлением, выявленные в рамках государственного земельного надзора и не устраненные нарушения земельного законодательства при использовании участка отсутствовали.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» орган местного самоуправления, осуществляющий предоставление государственных и муниципальных услуг запрашивает указанные сведения из Управления росреестра по <адрес>, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Карачаево-Черкесской Республике в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, в котором заявителю отказано в предоставлении участка в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет, в связи с отсутствием у заявителя преимущественного права на приобретение земельного участка, в том числе по следующим основаниям:

Администрация муниципального образования <адрес> в 2010 году осуществляла полномочия по распоряжению земельными участками на основании решения Совета Кировского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения, заключенного между администрацией <адрес> и муниципальным образованием Новосредненский сельсовет <адрес>.

Однако, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Положениями статей 15 и 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в ФИО1 Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесены к вопросам местного значения. По заключенному органом местного самоуправления муниципального района с органом местного самоуправления поселения соглашению могут быть переданы только полномочия по решению вопросов местного значения (ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, в силу статьи 19 Закона № 131-ФЗ, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и не допускается иными нормативными правовыми актами.

Такие полномочия осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.

Таким образом, на момент заключения договора, администрация муниципального образования <адрес> не обладала законными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силе чего договор является недействительным (ничтожным) в силу положений ст.168 ГК РФ и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.

Считает отказ Отдела в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права заявителя, испрашивающего муниципальную услугу по следующим основаниям:

В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.

Согласно подпункта 6 пункта 1 и пункта 6 ст.39.14 ЗК РФ (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент направления заявления) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется без проведения торгов после подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка. В случае если в соответствии с настоящим Земельным кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основании отказа.

Отказ в предоставлении земельного участка без проведения торгов Отдел мотивирует тем, что у истца отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды участка в порядке и по основаниям, предусмотренным подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, поскольку в период заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ у администрации сельского поселения отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Поскольку администрация поселения распорядилась земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не имея на это соответствующих полномочий, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ как не соответствующий абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса ФИО1 Федерации», статьям 209 и 608 ГК РФ и не является доказательством, подтверждающим факт возникновения у заявителя преимущественного права на приобретение земельного участка.

Вместе с тем, считает, что ссылка Отдела на недействительность (ничтожность) договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения, поскольку заключая договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ стороны договора выразили свою волю на его заключение, данные правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ носят длящийся характер, разногласий между сторонами по договору не возникало, обязательства арендатором добросовестно исполнялись.

Арендные платежи по договору направлялись в местный бюджет сначала администрации сельсовета, а в последствии в бюджет Кировского городского округа <адрес>.

В течение всего срока действия договора аренды, земельный участок использовался арендатором по целевому назначению, обязанность по внесению арендных платежей исполнялась заявителем и принималась отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, который являясь администратором арендных платежей, не заявил о расторжении договора аренды ввиду его заключения неуполномоченным органом. Кроме того, Отдел указанный договор, в том числе его условия о наличии права на его продление на новый срок, не оспаривал.

Ссылаясь на недействительность (ничтожность) сделки при вышеуказанных обстоятельствах, Отдел действует недобросовестно.

В силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ, в редакции Федерального закона от 07.05.2013г. № 100-ФЗ (действующего с ДД.ММ.ГГГГ), заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Аналогичные разъяснения приведены в пункте 70 постановления от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым, сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

Положения названного пункта являются конкретизацией принципа добросовестности, закрепленного в статье 1 ГК РФ. Недобросовестными предлагается считать действия лица (прежде всего – стороны сделки), которое вело себя таким образом, что не возникало сомнений о том, что оно согласно со сделкой и намерено придерживается её условий.

Отказывая в заключении нового договора аренды, Отдел ссылается на недействительность первичной сделки, которая была зарегистрирована в установленном законом порядке и в течение десяти лет фактически исполнялась сторонами, при этом поведение, как арендодателя (отсутствие претензий), так и иных третьих лиц (регистрирующего органа) давало основание арендатору полагаться на действительность сделки.

Поскольку договор длительное время сторонами исполнялся (десять лет), заявление Отдела о недействительности сделки и применении последствий её недействительности не имеет правового значения, так как в данном случае администрация, заявляя такие доводы, действует недобросовестно.

Гражданское законодательство направлено на защиту прав добросовестных участников гражданско-правовых отношений, а также законность, стабильность и предсказуемость развития этих отношений. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Таким образом, ошибочные действия органов местного самоуправления по некорректному перераспределению между собой полномочий в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть поставлены в вину арендатору, который действуя разумно и добросовестно, принял участие в предусмотренных законом на момент заключения договора публичных процедурах предоставления земельного участка и по их результатам получил в 2010 году право на заключение договора аренды.

На основании изложенного просит признать незаконным отказ отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа в предоставлении земельного участка площадью 18674 кв.м., с кадастровым номером 26:35:050401:16, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет, без проведения торгов, по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО2 договор аренды вышеуказанного земельного участка, сроком на 49 лет, без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, путем подготовки и направления в его адрес проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явился, поручив нотариальной доверенностью представлять свои интересы ФИО6

Представитель истца ФИО2ФИО6, в судебном заседании заявленные исковые требования своего доверителя поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился. В предоставленном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие при этом пояснив, что на момент заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, породившего правоотношения посредством договора переуступки права между ФИО5 и ФИО2, администрация муниципального образования <адрес> не обладала законными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу чего договор аренды является ничтожным на основании положений ст.168 ГК РФ и не влечет юридический последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействителен с момента его заключения. Следовательно, истец не обладает преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка на основании п.п.2 ст.39.6 ЗК РФ на новый срок. Просит суд принять решение по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился. В предоставленном отзыве просил установить обстоятельства, в результате которых у истца имеются или отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований и вынести решения по данному делу на усмотрение суда, в отсутствие представителя администрации при этом пояснив, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16 заключен ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес>, которая в 2010 году осуществляла полномочия по распоряжению земельными участками на основании решения Совета Кировского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и соглашением, заключенным между администрацией <адрес> и администрацией муниципального образования <адрес>, однако в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.03.2015г., правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Положениями статей 15 и 15.1 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесены к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляются федеральными законами и не допускаются иными нормативными правовыми актами. Такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. На основании вышеизложенного, на момент заключения договора администрация муниципального образования <адрес> не обладала законными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Договор является недействительным (ничтожным) в силу положения ст.168 ГК РФ и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился. В предоставленном отзыве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие с принятием решения в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав представителя истца, участвующего в деле, изучив письменные отзывы представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При этом лицо, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой в суд и иные компетентные органы. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в пункте 29 указано, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

В пункте 37 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указано, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования <адрес> и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 18674 кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 29.07.2010г., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, между отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района <адрес> и ФИО5 было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ , которым в качестве арендодателя выступает отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского муниципального района, а арендатора – ФИО5, с внесением в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ изменений и дополнений. Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ договором уступки (перехода) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, зарегистрированном в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за , права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за и дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за на земельный участок с кадастровым номером 26:35:050401:16, общей площадью 18764 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> были переданы арендатором ФИО5 ФИО2

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 уведомила главу муниципального образования <адрес> о передаче прав и обязанностей арендатора - ФИО2

Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2021-794657, лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16, площадью 18764+/-1199 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты. Участок находится примерно в 5,943 км, по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», срок на который установлено ограничение (обременение) права в виде аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., является ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратился в администрацию Кировского городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

    Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ за отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, действующий в соответствии с Решением Думы Кировского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Отдел) отказал ФИО2 в предоставлении земельного участка на основании п.1 ст.39.16 ЗК РФ, как лицу, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов по следующим основаниям.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16 заключен ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости за (далее – Договор).

Администрация муниципального <адрес> в 2010 году осуществляла полномочия по распоряжению земельными участками на основании решения Совета Кировского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и соглашением, заключенным между администрацией <адрес> и администрацией муниципального образования <адрес>. Однако, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Положениями статей 15 и 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в ФИО1 Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесены к вопросам местного значения.

По заключенному органом местного самоуправления поселения соглашению могут быть переданы только полномочия по решению вопросов местного значения (ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения в силу ст.19 Закона № 131-ФЗ, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и не допускается иными нормативными правовыми актами. Такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.

Таким образом, на момент заключения Договора, администрация муниципального образования <адрес> не обладала законными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Договор является недействительным (ничтожным) в силу положений ст.168 ГК РФ и не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.

Дополнительно сообщают, что в соответствии со сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-113/2020-2488, срок на который установлено ограничение (обременение) права в виде аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По окончанию срока действия договора аренды арендатор обязан передать арендодателю участок в течение 10 дней после прекращения договора по акту приема-передачи в том состоянии, в котором арендатор его получил. Арендатор обязан освободить за свой счет участок от временных строений и сооружений принадлежащих арендатору на праве собственности.

После окончания действия договора аренды любые сельскохозяйственные работы на участке будут рассматриваться как факт самовольного занятия. Затраты понесенные после истечения срока действия договора не будут подлежать возмещению.

Право заключения договора аренды участка будет определено по результатам торгов проводимых в форме аукциона.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права – пунктом 4 данной статьи.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Согласно ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится (ст.72) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз.2 п.10.ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшему на момент заключения договора между ФИО4 и администрацией муниципального образования <адрес>, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялась органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в ФИО1 Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Как следует из содержания ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Не отнесены к вопросам местного значения.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно части 2 вышеназванной статьи, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Таким образом, на момент заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, породившего правоотношения посредством договора переуступки (перехода) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка между ФИО5 и ФИО2, администрация муниципального образования <адрес> не обладала законными полномочиями по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в силу чего договор аренды является ничтожным на основании положений ст.168 ГК РФ и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействителен с момента его заключения. Следовательно, ФИО2 не обладает преимущественным правом на заключение договора аренды земельного участка на основании п.п.31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на новый срок.

В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат только его собственнику.

Принимая во внимание, что правом распоряжения земельным участком, на который государственная собственность не разграничена обладают органы местного самоуправления муниципального района, суд приходит к выводу о том, что на момент заключения договора аренды в 2010 году администрация муниципального образования не обладала полномочиями по его распоряжению, следовательно данный договор не соответствует требованиям ст.608 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в силу ст.168 ГК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора) является ничтожной сделкой.

Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям Закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Указанные обстоятельства влекут необоснованность требований истца о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка сроком на 49 лет, без проведения торгов.

Доводы истца о том, что данные правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ носят длящийся характер, обязательства арендатором добросовестно исполнялись, арендные платежи направлялись в местный бюджет сначала администрации сельсовета, а в последующем в бюджет Кировского городского округа <адрес>, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для предоставления земельного участка в аренду без соблюдения установленной процедуры.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям ч.ч.1-3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из того, что истец не предоставил ни одного доказательства незаконности отказа отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16, суд считает исковые требования истца к ответчику о признании незаконным отказа отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа в предоставлении земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов, не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Отделу имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес>, администрации Кировского городского округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконным отказа в представлении земельного участка, обязании заключить договор аренды земельного участка, отказать.

Отказать ФИО2 в признании незаконным отказа отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа в предоставлении земельного участка площадью 18674 кв.м., с кадастровым номером 26:35:050401:16, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет, без проведения торгов, по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ ;

Отказать ФИО2 в обязании отдела имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО2 (паспорт серия 0714 , выдан Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> 21.08.2014г.), зарегистрирован по адресу: 357301, <адрес>, корпус А, договор аренды земельного участка площадью 18674 кв.м., с кадастровым номером 26:35:050401:16, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание почты, участок находится примерно в 5,943 км. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, сроком на 49 лет, без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации путем подготовки и направления в его адрес проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:35:050401:16.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2021 года.

    Судья                     И.О.Кононов

2-96/2021 (2-1129/2020;) ~ М-1078/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лазарев Евгений Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Отдел имущественных и земельных отношений АКГО
Администрация Кировского городского округа СК
Суд
Кировский районный суд Ставропольского края
Судья
Кононов Иван Олегович
Дело на странице суда
kirovsky--stv.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
11.01.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2021Предварительное судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021Дело оформлено
03.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее