Дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 сентября 2015 года
Благовещенский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Ш.О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Грибского сельсовета <адрес> об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратился в суд с указанным иском, и в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка надлежащего технического состояния электроустановок, расположенных по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что по адресу: <адрес> <адрес> располагается 17-тиквартирный 2-этажный жилой дом общей площадью 1 475,1 кв.м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом находится в муниципальной собственности Грибского сельсовета. Жилые помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, приватизации не подвергались, право собственности иными лицами не регистрировалось. Таким образом, единственным собственником многоквартирного дома является администрация Грибского сельсовета. Жильцы указанного дома проживают на основании заключенных с администрацией сельсовета договоров социального найма жилых помещений. Установлено, что теплоснабжение потребителей указанного дома осуществляется от электрокотельной, расположенной в жилом доме по <адрес> <адрес>. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. С учетом требований закона бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, несет администрация Грибского сельсовета, которая является ответственным лицом за соблюдение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>. При проверке, установлены следующие нарушения. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП из-за неисправности входной двери в помещение котельной имеет место свободный доступ посторонних лиц, не исправна сеть освещения помещения котельной (отсутствует свет). В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП отсутствуют надписи, указывающие назначение присоединений, на внутренних стенках и лицевой стороне панелей щитов (РУ-0,4 кВ), отсутствуют предупреждающие плакаты на дверях РУ. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП в РУ 0,4 кВ отсутствуют электрозащитные средства (диэлектрические ковры, настилы). В нарушение п. 1.2.1 ПТЭЭП договор со специализированной организацией на обслуживание электроустановок жилого дома напряжением выше 1000 В (котельная, ВЛ-0,4 кВ, электрические сети 0,4 кВ) администрацией Грибского сельсовета не заключен. Кроме того, при проверке установлено, что схема электроснабжения жилого дома не соответствует категории надежности электроприемников и обеспечения надежности электроснабжения. В нарушение п. 1.6.1 ПТЭЭП администрацией Грибского сельсовета не проведен профилактический ремонт электрооборудования жилого дома (подгоревшие электрические контакты в этажных щитах, наличие мусора и свободный доступ в этажных щитах, наличие ржавчины электрокотлов, не откалиброваны предохранители в ВРУ). В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП профилактические испытания электродных котлов не выполнены. Выявленные при проверке нарушения не соответствуют условиям надежной и безопасной эксплуатации энергообъектов, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении собственником обязанности по содержанию имущества, нарушают условия бесперебойного и надежного функционирования энергоустановок и влекут нарушение прав граждан, проживающих в жилом доме на бесперебойное получение в отопительный период качественной коммунальной услуги отопления, способны повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в отопительный период и как следствие причинение вреда жилым помещениям, здоровью граждан. Руководствуясь п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации Грибского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее техническое состояние электрокотельной, электроустановок жилого <адрес> в <адрес>; возложить на администрацию Грибского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, а именно: закрыть свободный доступ посторонних лиц в помещение котельной путем установления двери; выполнить работы по исправлении сети освещения помещения котельной; на внутренних стенках и лицевой стороне панелей щитов РУ-0,4 кВ выполнить надписи, указывающие назначение присоединений; на дверях РУ разместить предупреждающие плакаты; обеспечить РУ 0,4 кВ электрозащитными средствами (диэлектрические ковры, настилы); заключить договор со специализированной организацией на обслуживание электроустановок жилого дома напряжением выше 1000 В (котельная, ВЛ-0,4 кВ, электрические сети 0,4 кВ); выполнить схему электроснабжения жилого дома в соответствие с категорией надежности электроприемников и обеспечения надежности электроснабжения; провести профилактический ремонт электрооборудования жилого дома (заменить подгоревшие электрические контакты в этажных щитах, убрать мусор и закрыть свободный доступ к этажным щитам, откалибровать предохранители в ВРУ); выполнить профилактические испытания электродных котлов.
Заместитель прокурора <адрес> К.М.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Грибского сельсовета <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Возражений по заявленным требованиям суду не представил. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6 (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 4145) утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
На основании п. 1.1.1 указанные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно (п. 1.1.2).
В соответствии с п. 1.2.2 Правил, потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Согласно разделу 14 п. 14.2 СНиП Н-35-76 «Нормы проектирования. Котельные установки», утвержденному постановлением Государственного комитета ФИО1 по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым с ПУЭ и п. 1.12 норм и правил.
В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 "Об утверждении Правил устройства электроустановок" в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрации Грибского сельсовета <адрес> на праве собственности принадлежит двухэтажный восемнадцатиквартирный жилой дом, площадью 1 475 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Теплоснабжение жилого <адрес> по пер. Новый в <адрес> осуществляется от электрокотельной, расположенной в жилом доме.
В ходе проверки технического состояния электроустановок, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что:
- в нарушение п. 1.2.1 ПТЭЭП договор со специализированной организацией на обслуживание электроустановок жилого дома напряжением выше 1000 В (котельная, ВЛ-0,4 кВ, электрические сети 0,4 кВ) не заключен;
- в нарушение п. 1.6.1 ПТЭЭП не проведен профилактический ремонт электрооборудования жилого дома (подгоревшие электрические контакты в этажных щитах, наличие мусора и свободный доступ в этажных щитах, наличие ржавчины электрокотлов, не откалиброваны предохранители в ВРУ);
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП из-за неисправности входной двери в помещение котельной имеется свободный доступ посторонних лиц, не исправна сеть освещения помещения котельной (отсутствует свет);
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП на внутренних стенках и лицевой стороне панелей щитов (РУ-0,4 кВ) отсутствуют надписи, указывающие назначение присоединений, на дверях РУ отсутствуют предупреждающие плакаты;
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП в РУ 0,4 кВ отсутствуют электрозащитные средства (диэлектрические ковры, настилы);
- в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП не выполнены профилактические испытания электродных котлов;
- схема электроснабжения жилого дома не соответствует категории надежности электроприемников и обеспечения надежности электроснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой, составленной старшим помощником прокурора <адрес> К.К.А. по результатам проверки, с фототаблицей, справкой, составленной по результатам осмотра электроустановок ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела энергетического надзора по <адрес> Дальневосточного управления Ростехнадзора Т.А.В., сообщением филиала «Амурские электрические сети» ОАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд полагает установленным, что бездействием ответчика нарушаются условия бесперебойного и надежного функционирования энергоустановок, что в свою очередь влечет нарушение прав граждан, проживающих в жилом доме на бесперебойное получение в отопительный период качественной коммунальной услуги отопления, способно повлечь возникновение чрезвычайной ситуации в отопительный период и как следствие причинение вреда жилым помещениям, здоровью граждан.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что требования об обязании принять меры по приведению в надлежащее техническое состояние электрокотельной, электроустановок расположенных в жилом доме, заявлены прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес> в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с указанными требованиями.
На основании вышеизложенного, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела и не опровергнутые путём предоставления допустимых доказательств обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, к администрации Грибского сельсовета <адрес> об обжаловании действий (бездействия) муниципального органа, возложении обязанности по совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Грибского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению в надлежащее техническое состояние электрокотельной, электроустановок жилого <адрес> по пер. Новый в <адрес>.
Возложить на администрацию Грибского сельсовета <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приведению в надлежащее техническое состояние электрокотельной, электроустановок жилого <адрес> в <адрес>, а именно: закрыть свободный доступ посторонних лиц в помещение котельной путем установления двери; выполнить работы по исправлении сети освещения помещения котельной; на внутренних стенках и лицевой стороне панелей щитов РУ-0,4 кВ выполнить надписи, указывающие назначение присоединений; на дверях РУ разместить предупреждающие плакаты; обеспечить РУ 0,4 кВ электрозащитными средствами (диэлектрические ковры, настилы); заключить договор со специализированной организацией на обслуживание электроустановок жилого дома напряжением выше 1000 В (котельная, ВЛ-0,4 кВ, электрические сети 0,4 кВ); выполнить схему электроснабжения жилого дома в соответствии с категорией надежности электроприемников и обеспечения надежности электроснабжения; провести профилактический ремонт электрооборудования жилого дома (заменить подгоревшие электрические контакты в этажных щитах, убрать мусор и закрыть свободный доступ к этажным щитам, откалибровать предохранители в ВРУ); выполнить профилактические испытания электродных котлов.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: