Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-80/2021 (2-1138/2020;) ~ М-1313/2020 от 02.12.2020

Дело № 2-80/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 17 февраля 2020 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе: судьи Юркиной С.И.,

при секретаре Тишковой О.В.,

с участием в деле: истца Макарова Евгения Николаевича,

представителя истца Чикуновой Натальи Владимировны, действующей на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Макаровой Натальи Анатольевны, Макаровой Яны Евгеньевны, Макарова Сергея Евгеньевича,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранска Елисеевой Юлии Николаевны, действующей на основании доверенности -д от 28 июля 2020 г.;

представителя ответчика Администрации Пролетарского района городского округа Саранска Лукшина Игоря Алексеевича, действующего на основании доверенности от 8 июля 2020 г.,

третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства»

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Евгения Николаевича к Администрации городского округа Саранска, Администрации Пролетарского <адрес> городского округа Саранск о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Макаров Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранска, Администрации Пролетарского <адрес> городского округа Саранск о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и о возложении обязанности заключить договор социального найма этого жилого помещения.

В обоснование иска указал, что указанное жилое помещение было предоставлено ему и членам его семьи на основании специального ордера № 1/1 от 25 января 2000 г., выданного 28 января 2000 г. администрацией     Пролетарского района города Саранска.

Вселен он в данное жилое помещение в соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР, на основании ордера.

С указанного времени он проживает в спорном жилом помещении, регулярно и своевременно вносит плату за жилье и коммунальные услуги на основании открытого в ООО «Саранский расчётный     центр» на его имя лицевого счета.

На момент предоставления квартира не могла быть использована, как служебное жилое помещение, поскольку после принятия решения о включении её в число служебных, она не была зарегистрирована в таком статусе в органах государственной регистрации недвижимости. Договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался.

На сегодняшний день ни он, ни члены его семьи не могут быть выселены из квартиры в силу положений статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку у них не имелось какого- либо жилья, и они могли состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.

В связи с изложенными обстоятельствами, полагает, что его семья проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма. Поэтому считает отказ Администрации Пролетарского района городского округа Саранск в заключении с ним договора социального найма спорной квартиры со ссылкой на то, что она относится к специализированному жилищному фонду, незаконным.

На основании изложенного и статей 67, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 432, пункта 3 статьи 434, статьи 435, статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации просит:

Признать за ним, Макаровым Е.Н., право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

Обязать Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск заключить с ним, Макаровым Е.Н. договор социального найма указанного жилого помещения, с указанием в нем в качестве членов семьи нанимателя Макаровой Я.Е. – дочери, Макарова С.Е. – сына.

В судебном заседании истец Макаров Е.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель истца Чикунова Н.В. просила удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.

В судебном заседании третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Макарова Н.А., Макарова Я.Е. просили удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным истцом.

В судебное заседание третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Макаров С.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации согласно его заявлению.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранска Елисеева Ю. Н. не признала иск по тем основаниям, что спорная квартира имеет статус специализированного жилищного фонда.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Пролетарского района городского округа Саранска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно. Дело рассмотрено в его отсутствие по части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что предметом спора является квартира общей площадью <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.10.2020, указанная квартира имеет кадастровый номер (ранее присвоенные государственные кадастровые номера: инвентарный номер , инвентарный номер , кадастровый номер , условный номер ). Государственная регистрация права собственности городского округа Саранск произведена 13 ноября 2012 г., о чем сделана в Едином государственном реестре недвижимости запись под . В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о статусе данной квартиры как служебной.

Постановлением Главы Администрации Пролетарского района города Саранска от 25 января 2000 г. указанная квартира включена в число служебной жилой площади для Муниципального учреждения «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства».

Правопреемником Муниципального учреждения «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства» является Муниципальное учреждение «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (ОГРН <данные изъяты>).

На основании постановления Главы Администрации Пролетарского района города Саранска от 25 января 2000 г. Администрацией Пролетарского района г. Саранска выдан 25 января 2000 г. специальный ордер на заселение служебного помещения Макарову Евгению Николаевичу. По ордеру предоставлено право Макарову Евгению Николаевичу на занятие с семьей из 4 человек квартиры <адрес> Состав семьи: Макаров Е.Е. – глава семьи, Макарова Н.А. – жена, Макаров С.Е.- сын, Макарова Я.Е. – дочь.

На момент выдачи ордера Макаров Е.В. работал в Муниципальном учреждении «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства» в должности инженера по благоустройству.

Согласно сведениям трудовой книжки серии <данные изъяты> на имя Макарова Е.В. он был принят на работу в Муниципальное учреждение «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства» .._.._.. (приказ -к от .._.._..), .._.._.. уволен с работы по собственному желанию <данные изъяты> (приказ -к от .._.._..).

Судом установлено, что Макаров Е.Н. и члены его семьи заселились в спорную квартиру на основании указанного ордера 26.05.2000 г. и проживают в ней до настоящего времени.

Из выписки из домовой книги спорной квартиры, выданной 11 января 2021 г. ООО «Саранский информационный центр», следует, что в квартире <адрес> зарегистрированы в месте жительства с 26 мая 2000 г. Макаров Е.Н. – глава семьи, его сын Макаров С.Е., дочь Макарова Я.Е. Супруга Макарова Е.Н. – Макарова Н.А. была зарегистрирована с 26.05.2000 по 18.10.2006, выбыла в место жительства по адресу: <адрес>.

Правоотношения по предоставлению Макарову Е.Н. спорного жилого помещения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

Статья 101 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.

Из материалов дела следует, что решение о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда, принятое уполномоченным органом – Администрацией Пролетарского района г. Саранска в соответствии с действующим законодательством и решение о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

Выданный Макарову Е.Н. специальный ордер , как документ на право занятия указанного в нем жилого помещения, содержит сведения о статусе спорной квартиры как служебной. В самом ордере разъяснено:

право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора;

прекративший трудовые отношения, работник подлежит выселению в административном порядке вместе со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения.

Следовательно, фактически, вселяясь в квартиру, Макаров Е.Н. и члены его семьи были согласны с тем, что квартира изначально предоставлялась как служебное жилье.

Статья 106 ЖК РСФСР предусматривала, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Из содержания данной статьи следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на основании ордера, который подтверждает статус жилого помещения. В связи с этим отсутствие такого договора найма жилого помещения не изменяет служебный статус жилого помещения. Поэтому не имеют правового значения по определению статуса спорного жилого помещения доводы истца о том, что с ним не заключался договор найма служебного жилого помещения.

Доказательства того, что Постановление Главы Администрации Пролетарского района г. Саранска от 25 января 2000 г. о включении указанной квартиры в число служебной жилой площади отменялось, в материалах дела не имеются. Напротив, Администрация Пролетарского района городского округа Саранск в ответе Макарову Е.Н., датированном 12 сентября 2019 за , подтвердила наличие у спорного жилого помещения статуса служебного. Данным письмом Администрация Пролетарского района городского округа Саранск отказала Макарову Е.Н. в заключении с ним договора социального найма спорного жилого помещения, в связи с тем, что оно имеет статус служебного.

Таким образом, Макарову Е.Н. предоставлено по специальному ордеру от 25 января 2000 спорное жилое помещение в качестве служебного жилого помещения.

Поскольку правоотношения по пользованию спорным служебным помещением длящиеся, то, суд в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применяет к ним Жилищный кодекс Российской Федерации.

С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 1 марта 2005 г. служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно пункту 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры.

В части 3 названной статьи указано, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в силу которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда, производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Отсутствие сведений о направлении решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как то предусмотрено пунктом 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, а также неисполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.

В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения. В связи с этим доводы истца о том, что спорная квартира не имеет статус служебного жилья, так как об этом отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости, судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.

К спорным правоотношениям не применяются положения статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", на которые ссылается истец как на правовое основание иска. Так, предметом настоящего спора не является выселение истца и членов его семьи из спорного жилого помещения. Тогда как статья 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Так, согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Поскольку не имеется спор о выселении истца из спорного служебного жилого помещения, то юридически значимым обстоятельством не является выяснение того, относится ли он к категории лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. Соответственно, не имеет правового значение по делу учет его семьи в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В связи с этим суд не дает оценки доказательствам, относящимся к этим обстоятельствам. В частности, типовому договору социального найма жилого помещения от 15 февраля 2010 г., который Администрация Пролетарского района городского округа Саранск – наймодатель заключила с Макаровой Н.А. (супруга истца) - нанимателем на основании решения Пролетарского районного суда г. Саранска от .._.._.. по гражданскому делу По договору наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной жилищном фонде г. Саранска, состоящее из 1 комнаты общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска от .._.._.. по гражданскому делу по иску Макаровой Натальи Анатольевны к Администрации Пролетарского района городского округа Саранск о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, удовлетворены исковые требования. Решением суда постановлено: признать Макарову Наталью Анатольевну членом семьи гр. 5, являющегося нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>.

То обстоятельство, что истцу предоставлено спорное жилое помещение не в связи с наличием трудовых отношений, о чем указано в исковом заявлении, не является основанием для исключения занимаемого им жилого помещения из числа служебных и не свидетельствует об утрате им такого статуса.

Сам по себе факт проживания в спорной комнате в течение длительного времени, несение бремени ее содержания, не свидетельствует о наличии правовых оснований для возникновения отношений по договору социального найма.

Так, в силу статьи 106 ЖК РСФСР к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.

Часть 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Следовательно, в силу перечисленных норм законов, истец, пользуясь служебным жилым помещением, имеет обязанности нанимателя, в том числе обязан: обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Между тем решение о предоставлении истцу жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Из изложенных обстоятельств, следует, что предметом спора является квартира <адрес>, находящаяся в собственности городского округа Саранск, и включенная в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Аналогичные права собственника предусмотрены пунктом 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Из перечисленных норм закона следует, что изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции его собственника, понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в жилищный фонд социального использования недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Закон не возлагает на исполнительные органы местного самоуправления обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования с целью его последующей передаче лицам, проживающим в этом жилом помещении, по договору социального найма.

Спорное жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду, в силу части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежит передаче в наем по договору социального найма.

Поскольку спорное жилое помещение в порядке, установленном жилищным законодательством, не исключено собственником – Администрацией городского округа Саранск из категории специализированного жилищного фонда, и не принималось решение о предоставлении Макарову Е.Н. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований. Макарову Е.Н. следует отказать в признании за ним права пользования на условиях договора социального найма спорной квартирой, и в возложении обязанности на Администрацию Пролетарского района городского округа Саранск заключить договор социального найма этого жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

отказать Макарову Евгению Николаевичу в удовлетворении иска к Администрации городского округа Саранска, Администрации Пролетарского района городского округа Саранск о признании права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, находящемся по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности заключить договор социального найма этого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г. Саранска.

Судья

1версия для печати

2-80/2021 (2-1138/2020;) ~ М-1313/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макаров Евгений Николаевич
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Администрация Пролетарского района городского округа Саранск
Другие
Казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
Макаров Сергей Евгеньевич
Чикунова Наталья Владимировна
Макарова Яна Евгеньевна
Макарова Наталья Анатольевна
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Юркина Светлана Ивановна
Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
07.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Подготовка дела (собеседование)
12.01.2021Подготовка дела (собеседование)
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее