Дело № 12-20/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г.Березники 08 февраля 2017 годаСудья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Тыщенко М.А.,
с участием помощника прокурора П.Е.,
представителей лица, привлеченного к административной ответственности – Холодкова А.В., действующего на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда по адресу: город Березники, улица Пятилетки, 80 жалобу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. № от <дата>, по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп», регистрационный №, ИНН № юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. №-№ от <дата> Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства. За данное административное правонарушение Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» назначено наказание в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. №-№ от <дата> отменить. В обоснование жалобы указано, что пункт 6 ст.5.27 КоАП РФ начал действовать с 03.10.2016 г. и не может быть применен к деяниям, совершенным с января по июль 2016 г. Начисление заработной платы ниже прожиточного минимума стало возможным в связи с отсутствием у МБУ ДО «СДЮСШОР «Темп» денежных средств, так как заявитель является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность в размере субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания. После внесения изменений в решение Березниковской городской Думы от 15.12.2015 №45 «О бюджете г.Березники на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов», МБУ ДО «СДЮСШОР «Темп» были получены дополнительные денежные средства, которые были направлены на устранение образовавшейся задолженности. Кроме этого указано, что нарушение трудового законодательства заявителем было прекращено до вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку с сентября 2016 года начисление заработной платы осуществляется с учетом прожиточного минимума. Таким образом следует, что юридическое лицо сделало все, что от него зависело, для соблюдения законодательства о труде. Просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители лица, привлеченного к административной ответственности Холодков А.В. на доводах жалобы настаивал, просил применить административное наказание в отношении юридического лица в виде предупреждения.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп», проверив доводы жалобы, выслушав ходатайство прокурора, полагавшего применению к данным правоотношениям ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, пришел к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.6 чт.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" внесены изменения в ст.5.27 КоАП РФ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Часть 6 ст.5.27 КоАП РФ введена в действие с 03.10.2016 г.
Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Юридическому лицу вменяется нарушение требований трудового законодательства за период с января по июль 2016 г. Учитывая, что ч.6 ст.5.27 КоАП РФ начала действовать с 03.10.2016 г., нормы указанной статьи не могут быть применены к деяниям, совершенным в период с января по июль 2016 г.
При таких обстоятельствах, в действиях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, основания для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении отсутствуют, поскольку в действиях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ, действующего на момент совершения административного правонарушения).
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 указанной статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с ч.6 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии со ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2014-2016 годы установлен размер минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края.
Постановлением правительства Пермского края от 27.04.2016 г. № 241-п от 28.07.2016 г. № 515-п на территории Пермского края в 1 и 2 квартале 2016 г. установлена величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю в расчете на душу трудоспособного населения – 10 251 руб.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В отношении МБУ ДО «СДЮСШОР «Темп» проведена проверка Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекцией труда в Пермском крае, выявлены нарушения требований ст.22, 136, 133.1 ТК РФ и Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2014 -2016 годы от 27.12.2013 г. № СЭД-01-108-169.
<дата> заместителем прокурора города Березники в отношении МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно: работникам МБУ ДО «СДЮСШОР «Темп», отработавшим полную норму рабочего времени:
- в январе 2016 г. – Б.Е., Е.Н., К.Л., С.Н., С.Р., Л.В., Л.Л., П.Л., Т.В., Ш.Р., Р.Р., Ч.Л.;
- в феврале 2016 г. – Б.Е.., Е.Н., И.Л., К.Л., С.Н., С.Р., Л.В., Л.Л., П.Л., Т.В., Ш.Р., Р.Р., Ч.Л., Т.Л., Н.В., П.П., Ж.О.;
- в марте 2016 г. – Б.Е.., Е.Н., И.Л., К.Л., С.Н., С.Р., Л.В., Л.Л., П.Л., Т.В., Ш.Р., Р.Р., Ч.Л., Т.Л., Б.В., П.П., Ж.О., Г.С., С.Ж.;
- в апреле 2016 г. – Б.Е.., И.Л., К.Л., С.Н., С.Р., Л.В., Л.Л., П.Л., Т.В., Ш.Р., Р.Р., Ч.Л., Т.Л., Б.В., Ж.О., Г.С., С.Ж., Ч.С.;
- в мае 2016 г. – Б.Е. И.Л., К.Л., С.Н., С.Р., Л.В., Л.Л., Б.В., П.П., Ж.О., Г.С., Ч.С., А.М.;
- в июне 2016 г. – И.Л., К.Л., С.Н., С.Р., Л.Л., Б.В., Н.В., Г.С., Ч.С., А.М., П.Н.;
- в июле 2016 г. – Б.В., И.Л., Л.Л., Р.Р., Ч.Л.; Б.В., Ч.С., П.Н., Е.Д., П.Е. заработная плата была начислена ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, в нарушение ст.22, 136, 130, 133 ТК РФ, «Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2014-2016 годы» № СЭД-01-108-169 от 27.12.2013 г.; денежная компенсация, предусмотренная ст.236 ТК РФ при неполной выплате в установленный срок заработной платы не начислена и не выплачена.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: справкой по результатам проверки в отношении МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» №-ИСХ от <дата>, материалами дела об административном правонарушении.
Факт совершения и виновность МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, факт допущенных нарушений трудового законодательства не отрицается представителем лица, привлеченного к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» приняло все меры для соблюдения законодательства о труде, в связи с чем должно быть освобождено от административной ответственности, судом отклоняется как необоснованный. Суду не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что юридическим лицом, оказывающим, в том числе и платные услуги, предприняты меры по устранению нарушений трудового законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения МБУ ДО «СДЮСШОР «Темп» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Учитывая вышеизложенное, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. от <дата> по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп», подлежит изменению путем квалификации действий МБУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением с учетом положений, установленных ст. ст. 3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ, административного наказания в виде штрафа в размере ..... рублей, которое предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Таким образом, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. №-№ от <дата> подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае К.С. №-№ от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» изменить, действия Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп» квалифицировать по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Черепанова