Дело № 2а-4225/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 декабря 2016 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Гурьяновой Ю.Ю.,
с участием:
административного истца Ишкиной Е. В., её представителя адвоката Решетниковой Ю. К., действующей на основании ордера №117 от 16 декабря 2016 г.,
административного ответчика Администрации городского округа Саранск,
представителя административного ответчика Клыковой М. Д., действующей на основании доверенности от 13 сентября 2016 г. №96-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ишкиной Е. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража и возложении обязанности предварительно согласовать схему предоставления земельного участка для размещения бокса гаража
установил:
Ишкина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка для предоставления в собственность для размещения бокса гаража.
В обосновании заявления указано, что она является собственником бокса гаража №79, общей площадью 15,8 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход-3», условный номер 13-13-01/172/2007-071. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 01 апреля 2008 г., запись регистрации №13-13-01/031/2008-238. Она обладает правом на приобретение земельного участка в соответствии с положениями статьи 271 Гражданского кодекса РФ, статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Для реализации права приобретения земельного участка в собственность, согласно статьям 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо подготовить схему расположения земельного участка. 16.09.2016 схема передана для предварительного согласования расположения границ земельного участка в Администрацию городского округа Саранск. При проведении межевых работ координаты границ земельного участка определены исходя из общей площади бокса гаража по площади застройки - 18.3 кв.м. Администрация городского округа Саранск, рассмотрев обращение от 16.09.2016 г. (вх. №9342/5-19 от 16.09.2016) с просьбой произвести предварительное согласование предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража №79 по адресу: РМ, г. Саранск, ул. Пушкина, ПКГО «Восход-3» отказала в предварительном согласовании схемы расположения границ земельного участка, указав, что согласно подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренного пункта 6 статьи 11.9 настоящего Кодекса требования к образуемым земельным участкам. Считает данный отказ незаконным.
Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск, содержащийся в письме от 26 сентября 2016 года № Пр-7934, Ишкиной Е. В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража №79, общей площадью 15,8 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3», кадастровый номер 13-13-01/172/2007-071.
Обязать Администрации городского округа Саранск утвердить схему расположения земельного участка для предоставления в собственность для размещения бокса гаража №79, общей площадью 15,8 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3», кадастровый номер 13-13-01/172/2007-071.
07 декабря истец Ишкина Е.В. уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск, содержащийся в письме от 26 сентября 2016 года № Пр-7934, Ишкиной Е. В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража №79, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3». Обязать Администрацию городского округа Саранск предварительно согласовать схему предоставления земельного участка для размещения бокса гаража №79, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3».
В судебном заседании административный истец Ишкина Е.В., её представитель Решетникова Ю.К. административный иск поддержали по указанным основаниям, просили удовлетворить его в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Клыкова М.Д. против удовлетворения административного иска возразила по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе и возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 декабря 2016 г. №13/001/032/2016-5030, Ишкиной Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, бокс гаража №79, площадью 15,8 кв.м., кадастровый номер 13:23:1001021:403, адрес местонахождения объекта: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход-3».
16 сентября 2016 г. Ишкина Е.В. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 19 кв.м., расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Пушкина потребительский кооператив гаражное общество «Восход-3».
Письмом от 26 сентября 2016 г. № Пр-7934 Администрация городского округа Саранск отказала Ишкиной Е.В. в удовлетворении заявления № 9342/5-19 от 16 сентября 2016 г. по тем основаниям, что запрашиваемый земельный участок выходит за красную линию (л.д. 9).
Согласно статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с требованиями закона схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является промежуточным техническим документом, необходимым для реализации права гражданина на приобретение данного земельного участка в собственность или аренду, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является обязанностью органа местного самоуправления.
Проанализировав положения пункта 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимной связи с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Невыполнение администрацией городского округа Саранск данных обязанностей, препятствует истцу реализовать свое право на приобретение земельного участка, расположенного под боксом гаража, в собственность, постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) Полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) Несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) Расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа» схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Представитель ответчика ссылается на тот факт, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 15.11.2012 №3751 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицей Пушкина, улицей Есенина, улицей Веселовского, проспектом 60 лет Октября г. Саранска, включая проект межевания» утвержден проект планировки обозначенной территории. В вышеуказанном проекте отображены красные линии, обозначающие планируемые границы автомобильной дороги по ул. Пушкина г. Саранска (планируемой к расширению). Одна из указанных красных линий пересекает границы заявленного к формированию (и предварительному согласованию предоставления) земельного участка для размещения бокса гаража №79 в ПКГО «Восход-3», что подтверждается выкопировкой из ГИС «ИнГЕО» от 05.12.2016, приобщенной к материалам административного дела.
Суд полагает, что это обстоятельство не может служить основанием для отказа в иске, поскольку «красные линии» как элемент проектирования (планировки) территории населенных пунктов не могут непосредственно представлять ограничений права на приобретение (в собственность) земельного участка, поскольку на такой участок не установлены ограничения в форме резервирования, в основе которого имеет место проект планировки территории с указанием «красных линий»; испрашиваемый земельный участок не занят улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами общего пользования.
Относительно частичного расположения испрашиваемого земельного участка на территории красной линии, суд исходит из того, что согласно статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Суд полагает, что размер земельного участка, который испрашивает в собственность истец, должен быть непосредственно связан с функциональным назначением основного здания, строения, сооружения.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, исходит из того, что спорный земельный участок используется истцом для размещения бокса гаража, право собственности, на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке. Учитывая, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок в настоящее время используется под объекты общего пользования либо зарезервирован в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд, суд пришел к выводу о том, что земельный участок может быть передан в собственность, и истец имеет право на его приобретение в собственность.
Довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок выходит за «красную линию», не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Верховный Суд Российской Федерации указывает, что указанная норма не допускает приватизации только таких земельных участков общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и другими объектами общего пользования (в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть подразумеваются уже существующие территории общего пользования (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 г. № 11-В09-19).
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Учитывая вышеизложенное, суд обязывает Администрацию городского округа Саранск предварительно согласовать схему расположения земельного участка для размещения бокса гаража №79, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3».
Оценив представленные доказательства с позиции статьи 84 КАС Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Ишкиной Е.В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража и возложении обязанности предварительно согласовать схему предоставления земельного участка для размещения бокса гаража подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Исковое заявление оплачено Ишкиной Е.В. государственной пошлиной в размере 300 рублей (л.д. 6). При этом, уплаченная административным истцом государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру, установленному пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В этой связи административному истцу с административного ответчика подлежат возмещению понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь статьями 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Ишкиной Е. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража и возложении обязанности предварительно согласовать схему предоставления земельного участка для размещения бокса гаража удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск, содержащийся в письме от 26 сентября 2016 года № Пр-7934, Ишкиной Е. В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для размещения бокса гаража №79, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3».
Обязать Администрацию городского округа Саранск предварительно согласовать схему расположения земельного участка для размещения бокса гаража №79, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский район, ул. Пушкина, потребительский кооператив гаражное общество «Восход - 3».
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Ишкиной Е. В. в возмещение судебных расходов 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 декабря 2016 г.
Судья А.К. Чибрикин