Решение
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020г.
Кинельский районный суд Самарской области
в составе : председательствующего судьи Васева Н.И.
При секретаре Серебрякове И.А..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой Л. В. к ООО»<данные изъяты>
установил :
Максимова Л.в. просит признать услугу по обращению с ТКО по адресу : Кинель, <адрес> организацией ООО»<данные изъяты>, не оказанной и считать задолженность отсутствующей.
В судебном заседании Максимова Л.В. просила удовлетворить ее требования, указав, что она является собственником жилого дома <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ. ответчик направил ей квитанцию на оплату услуг по обращению твердых бытовых отходов, исходя из площади дома. Считает данную услугу не оказанной, так как на ее улице отсутствуют баки для временного хранения данных отходов и мусор никто не забирает и все отходы она сжигает в бане. Она обращалась в организацию о заключении договора, чтобы они вывозили мусор от ее дома, где она будет хранить свой контейнер, но они отказались.
Она не имеет возможности также ждать мусоровоз по понедельникам и четвергам, который проезжает по соседней улице, так как ежедневно работает и приезжает домой поздно вечером, а ее мама в силу возраста также не сможет этого сделать.
Согласно санитарным нормам и правилам специальная площадка с контейнерами должна располагаться не более 100 метров от дома. Данное требование ответчиком не соблюдено.
С учетом изложенного и просит удовлетворить ее заявление.
Представитель ответчика ООО»<данные изъяты>» по доверенности Солодовникова Е.И. исковые требования не признала, указав, что ООО «<данные изъяты>» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ( ТКО) на территории <адрес>.
Граждане обязаны заключать договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в соответствии с требованиями ст. 30 ЖК РФ и ст. 24.7 ФЗ»Об отходах производства..» При этом не заключение договора не является основанием для оплаты оказанных услуг.
Относительно доводов Истца об отсутствии в мкр. Горный г.о. Кинель контейнерных площадок, то лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.
Вывоз ТКО из мест сбора отходов в <адрес> осуществляется децентрализованным способом, т.е. с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и др. Вывоз производится с периодичностью 2 раза в неделю (понедельник с 16.45 до 20.00, четверг с 16.45 до 20.00). Маршрут следования специализированной техники организации-перевозчика согласован с органами местного самоуправления (прилагается).
Таким образом Истец обеспечен услугой по обращению с ТКО, оснований для перерасчета платы за данную услугу отсутствуют.
В п. 13 постановления Правительства РФ № 1156 и постановлении Правительства Самарской области № 449 указано, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.
В свою очередь под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 постановления Правительства РФ № 1156).
Контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправление и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
<данные изъяты>
Следовательно, количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами, а не Региональным оператором.
Относительно сжигания твердых коммунальных отходов в печи-бани Истца, считают действия Максимовой незаконными, так как утилизация отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию, в соответствии с требованиями ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления, помимо этого действующее законодательство не возлагает на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг но обращению с ТКО.
При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств но договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ №.
До настоящего времени Истцом не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющийся доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Также действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.
Учитывая общедоступность к маршруту следования специализированной техники организации -перевозчика для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, можно сделать вывод о том, что Истец не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
На основании изложенного, у Истца имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшего к объекту недвижимости маршрута следования специализированной техники организации -перевозчике, проходящей по территории общего пользования, услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако Истец в нарушение требований указанной выше нормы не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг Региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период, а также не представил документального подтверждения самостоятельного вывоза и захоронения ТКО, оплаты услуг по обращению с ТКО иным лицам.
Таким образом, по мнению Регионального оператора основания для освобождения Истца от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствуют.
Представитель администрации городского округа <данные изъяты> по доверенности Галимова Н.Г. с исковыми требованиями также не согласилась, указав, что в соответствии с федеральными законами об отходах производства и потребления и правил обустройства, на администрацию города возложена обязанность создавать площадки накопления твердых коммунальных условий. В связи с этим любое лицо может обратиться в администрацию с заявлением для создания места накопления и при положительном решении, оно было бы включено в реестр, который впоследствии передается региональному оператору.
Региональный оператор не имеет права устанавливать контейнеры по своей инициативе.
С ДД.ММ.ГГГГ года спецтехника по вывозу мусора проходила по основным улицам, а с ДД.ММ.ГГГГ. стала проходить и по <адрес>, где проживает истица и собирать мусор децентрализованным способом по понедельникам и четвергам с 16.00 часов до 18.00 часов. Каких-либо нареканий по вывозу мусора со стороны граждан не было.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Как следует из материалов дела Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства заключило договор с ООО»<данные изъяты>», как с региональным оператором по обращению с отходами и именно данная организация с ДД.ММ.ГГГГ оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов,
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в соответствии с актуализированным перечнем мест накопления бытовых отходов по территории городского округа <данные изъяты> - органом местного самоуправления, в соответствии с Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГг. №, был организовано место накопления твердых коммунальных отходов относительно места проживания истицы- неорганизованное движение транспортных средств по понедельникам и четвергам по соседней <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ. по ул <адрес>, где проживает истица., что подтверждается графической схемой движения спецтехники по вывозу ТКО в <адрес>.
Приказом Министерства энергетики жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № установлен и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ единый тариф, исходя из 1 кв.м. общей площади, в том числе и по <адрес>
Суду не представлены доказательства (ст. 67 ГПК РФ), свидетельствующие о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Максимовой Л.В. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, оплатой таких услуг другому исполнителю,
Суд учитывает также, что на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ (в ранее действовавшей редакции) в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входила плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в ранее действовавшей редакции ст. 154 ЖК РФ не были отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.
Как следует из Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155 под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
В силу пп. 6, 17 указанных Правил исполнитель, являющийся коммерческой организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
В соответствии с п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ранее действовавшей редакции, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов
В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Суд также учитывает положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из изложенного выше, суд считает, что отсутствуют основания для освобождения истицы. об обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТБО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов истцом способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров, поскольку, отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме договора, не исключает обязанность истицы оплатить услугу, которой она пользуется.
При этом судом установлено, что факт осуществления Региональным оператором ООО»<данные изъяты>», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в спорный период с января 2019 года по настоящее время нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что истец не принимала услуги ответчика по вывозу мусора, в связи с чем правоотношения между сторонами признаются договорными, доказательств обратному истцом суду не представлено.
Доводы истицы, что она сжигает отходы в своей бане, не могут быть приняты во внимание, так как согласно ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96- ФЗ).запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы
Следовательно, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Таким образом, действующее законодательство РФ не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно.
В судебном заседании установлено, что истица является собственником <данные изъяты> жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и согласно приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ. для населения в сумме- <данные изъяты> руб./мЗ (с учетом НДС).
Данным приказом утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: <адрес>, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.
Таким образом, в МКД и ИЖС плата за вывоз ТКО на территории указанных выше городских округов составляет <данные изъяты> рубля за 1 кв.м.
Формула расчета: 4,54 рубля за 1 кв.м. = норматив накопления ТКО 0,091 м3 в год % 12 месяцев X предельный тариф <данные изъяты> руб./мЗ
С учетом изложенных выше документов, суд полагает представленный расчет по оплате Максимовой Л.В. обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд
Решил :
В удовлетворении исковых требований о признании услуги по обращению с ТКО по адресу : <адрес> организацией ООО»<данные изъяты>, не оказанной и считать задолженность отсутствующей, Максимовой Л. В. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГг.
.
Судья