Дело №.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ивановка ДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плотникова Р. Н.,
при секретаре Обушной О. С.,
с участием: истицы – Шуваловой Я. Э.,
представителя истца - Шуваловой Т. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Александры Степановны, Шуваловой Яны Эдуардовны к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, признании незаконным отказа администрации Ивановского сельсовета в предоставлении мер социальной поддержки, обязании администрации Ивановского сельсовета о включении Петровой Анны Степановны и Шуваловой Яны Эдуардовны в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Ивановского района Амурской области, включении Петровой Александры Степановны в списки граждан ведущих личное подсобное хозяйство и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения на территории Амурской области,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Александра Степановна, Шувалова Яна Эдуардовна обратились с данным иском к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области в обоснование которого указали, что в ДД.ММ.ГГГГ года результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Амурской области они являются пострадавшими, имеющими право на получение выплат в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, просят: признать их право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, признать незаконным отказ администрации Ивановского сельсовета в предоставлении мер социальной поддержки, обязать администрацию Ивановского сельсовета включить Петрову Анну Степановну и Шувалову Яну Эдуардовну в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Ивановского района Амурской области, включить Петрову Александру Степановну в списки граждан ведущих личное подсобное хозяйство и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения на территории Амурской области,
Истица Шувалова Я. Э. и её представитель на исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Истица Петрова А. С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Согласно пояснениям истицы Шуваловой Я. Э. она очень сильно более и не может передвигаться, доставить её в судебное заседание невозможно, доверенность от её имени не оформлялась.
Ответчик – администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, уважительности причин неявки представителя, суду не сообщили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, выступающее на стороне ответчика – администрация Ивановского района Амурской области в судебное заседание представителя не направила, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Представлены суду возражения на иск согласно которым, комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просят суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В письменных возражениях третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства финансов Амурской области указано, что согласно акта обследования и искового заявления, вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола.
Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен.
Факт подтопления и наличия воды в подполье (погребе), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию.
Наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖКРФ.
В своем заявлении истец указывают, что подтоплено подполье и погреб. Однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истец не представил доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.
На основании выше изложенного, просят суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца Петровой А. С., ответчика и третьих лиц, от которых поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассматривая требования истцов о признании за Петровой А. С. и Шуваловой Я. Э. права как пострадавшим в результате ЧС на получение материальной помощи в размере <данные изъяты> и на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере <данные изъяты> на человека, обязании администрации Ивановского сельсовета включить Петрову А. С., Шувалову Я. Э. в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения на территории Ивановского района Амурской области, суд установил.
Истица Шувалова Я. Э. суду пояснила, что она зарегистрирована в <адрес> по указанному адресу, но проживает в <адрес> уже пять лет, там она работает и учится. Они приезжает на выходные в <адрес> что бы помогать своей бабушке – Петровой А. С., которая очень сильно болеет, самостоятельно передвигаться и нормально ухаживать за собой не может. Она обратилась в администрацию с заявлением в ДД.ММ.ГГГГ, раньше не смогла обратиться так как она была в городе на учебе и ей было некогда обратиться раньше, когда приезжала на выходных, то администрация не работала. Петрова А. С. сама не может никуда ходить из за болезни. У них пострадал огород, печь потрескалась, пришлось перекладывать, подполье, оргалит на полах от воды повздувался. Её вещи, хранившиеся в доме, зимой из за копоти от печи пришли в негодность. На огороде она в этом году для себя засадила небольшую часть огорода, но и её не стала убирать так как все стояло в воде и из за этого сейчас на огороде бурьян. Петрова А. С. огородом не занимается, так как не может по состоянию здоровья.
Представитель истца Шувалова Т. Н. суду пояснила, что они несвоевременно обратились в администрацию с заявлениями на выплаты так как Петрова А. С. болеет. При этом самой администрацией не представлено доказательств отсутствия утраты имущества истцов в результате ЧС. Сколько дому лет ей не известно, технического паспорта на дом нет, есть только договор приватизации на Петрову А. С. Когда Шувалова Я. Э. приехала в ДД.ММ.ГГГГ и обратилась в администрацию ей сразу выдали протокол об отказе, вместо того чтобы выехать на место и оценить ущерб. Шувалова Я. Э. вынужденно проживает в съемной квартире в <адрес> так как учится на заочном отделении и работает в городе, но при этом она очень часто приезжает в <адрес> к своей бабушке – Петровой А. С. Когда было наводнение, то вода стояла выше уровня пола, из за этого печь разрушилась и пришлось вызывать печника переделывать печь. В доме насыпная завалинка, которая от воды перестала держать тепло и теперь в доме холодно. Они были вынуждены купить насос для откачивания воды из подполья, что тоже является для них ущербом. Огород затопило полностью, вода стояла во дворе.
Свидетель – ФИО13 суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ года в прокуратуру поступило заявление Петровой А. С. о бездействии администрации в связи с ЧС, по которой была проведена проверка и фактов нарушений в действиях администрации не установлено. В середине ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка по повторному обращению. В рамках проверки она совместно с комиссией администрации выехала для осмотра жилого дома. При осмотре дома специалистами, в составе комиссии, выявлено, что дом очень старый ДД.ММ.ГГГГ года постройки, врос в землю, в нем давно не проводился текущий ремонт, только печька была переделана и побелено в квартире. Вздутого пола она не видела. Установить наличие каких либо повреждений дома из за чрезвычайной ситуации не удалось, так как в самом доме следов воды не было, только сырость в подполье и трещины на одной из печь в доме, отслаивается местами штукатурка от стен, конструктивные элементы дома не нарушены. Надворные построй также очень старые, частично разрушены от старости, в таком плохом состоянии, что определить, имеются ли повреждения этих построек в результате ЧС также не представилось возможным. Какого – либо имущества, хранящегося в надворных постройках и пострадавшего в результате ЧС комиссии предъявлено не было. Перед входом в огород во дворе находится огромная куча бытового мусора, который очевидно скапливался там не один год. При визуальном осмотре огорода видно, что он не засаживался и не убирался в ДД.ММ.ГГГГ, так как сорная трава во всем огороде стоит в высоту с человеческий рост. При этом огороды соседей справа и слева от участка Петровой А. С. убраны и находятся в надлежащем состоянии. По объяснениям соседки ФИО11, Петрова А. С. выращиванием овощей на огороде в ДД.ММ.ГГГГ не занималась. в ходе проверки было установлено, что выписка из протокола об отказе в приеме документов ДД.ММ.ГГГГ. была выдана истцам в администрации по устному заявлению. Во время проведения осмотра в доме находилась Петрова А. С.
Свидетель ФИО12 суду показала, что проживает в <адрес> имеет дружеские отношения с Шуваловой Я. Э. и часто бывает в гостях у Петровой А. С. по <адрес>. Она во время чрезвычайной ситуации был у Петровой А. С. в гостях и видела, что у них полное подполье стояло воды и приходилось откачивать воду, сначала ведрами вытаскивали, а затем они купили насос. Шувалова Я. Э. высаживает половину огорода, но в этом году ничего убрать не смогла так как все пропало. Сама Шувалова Я. Э. проживает в <адрес>, где снимает квартиру. В доме также причинен ущерб в виде затопленого подполья, потрескавшейся печки, которую пришлось переделывать, а также ДСП на полах вздулось от сырости. Вода также стояла во дворе и надворные постройки были в воде примерно 10 см. что пострадало из имущества ей не известно.
Из материалов дела следует, что истицы Петрова А. С. и Шувалова Я. Э. зарегистрированы в с<адрес>
Из искового заявления и пояснений истца Шуваловой Я. Э. свидетелей, следует, что истица Петрова А. С. проживает и проживала в период ЧС в данном жилом помещении. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Также суд считает установленным, что истица Шувалова Я. Э. по адресу: <адрес> фактически не проживает и в период ЧС постоянно или преимущественно не проживала. Данное обстоятельство подтверждается самой Шуваловой Я. Э., её представителем, а также свидетелем ФИО12
Согласно представленному суду договору на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. агентством по приватизации жилья была передана Петровой Анастасии Степановне в личную собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Факт обращения Шуваловой Я. Э. в администрацию Ивановского сельсовета, с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате ЧС подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета, в которой указано, что при правовой оценке представленных документов на признание граждан пострадавших от ЧС отказано – Шуваловой Я. Э. (обращение ДД.ММ.ГГГГ.)
В акте от ДД.ММ.ГГГГ. обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ. по месту жительства Петровой А. С. проживающей по адресу: <адрес>, указано, что в результате обследования жилого помещения установлено: в подполье жилого помещения сыро, видны незначительные трещины на печи (со слов хозйки, была осуществлена перекладка топки печи), в комнатах на стенах имеется отслоение штукатурного слоя. Наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения не установлено. Частично разрушены надворные постройки.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:
при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);
при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на семью;
Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с. Ивановка, с. Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 часов 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно распоряжению администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области от 24.07.2013 года № 197, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123-р от 23.07.2013 года «О введении режима ЧС на территории Амурской области», в связи с обильными дождями, с целью предотвращения затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия, с 08-00 час. 24 июля 2013 года на территории Ивановского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года №40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области. Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.2.2 данных Методических рекомендаций, Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь, и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке)…. В случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово – овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
В соответствии с п.2.3 данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом доме, пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом, земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В силу требований приведенных актов, а также подтверждается методическими рекомендациями, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи (компенсации) являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, а также наличие повреждений жилого помещения, и(или) утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.
В своем заявлении истцы указывают, что подтоплено подполье. Однако подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не относится к жилому помещению.
Так как, в судебном заседании было установлено, что истица Шувалова Я. Э. фактически не проживает и в период ЧС постоянно или преимущественно не проживала по адресу: <адрес>, она не может претендовать на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в связи с затоплением в результате ЧС дома и земельного участка по указанному адресу.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений.
Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств, что дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус жилого помещения. Кроме того, не представлено доказательств, причинения ущерба данному дому в результате ЧС.
При этом суд учитывает, что факт причинения вреда дому и имуществу в результате чрезвычайной ситуации, не подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Также факт причинения ущерба указанному дому и иному имуществу истицы Петровой А. С. опровергается показаниями свидетеля – ФИО13, лично присутствовавшей при осмотре дома Петровой А. С.
Оценивая показания свидетеля ФИО12 суд, учитывает, что свидетель имеет дружеские отношения с истцами и считает показания не объективными, противоречащими, в части указания о причинении ущерба истцам в результате ЧС, фактическим обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела. При этом показания свидетеля ФИО12 опровергаются показаниями свидетеля ФИО13 и актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд не принимает в качестве доказательств представленные истцами фотографии, так как каких – либо действительных разрушений дома, в котором проживает истица Петрова А. С., на них не отображено, поврежденное имущество также не отображено, факт затопления земельного участка и подполья дома на фотографиях не отображен.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что, так как истица Шувалова Я. Э. не проживает по указанному адресу и в период ЧС не проживала, она не может претендовать на какие – либо выплаты в связи с причинением ущерба дому и имуществу по указанному адресу, также в судебном заседании не установлено причинение какого – либо ущерба в результате ЧС дому, в котором проживает истица Петрова А. С. и иному её имуществу.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Петровой А. С., Шуваловой Я. Э. о признании за ними права как пострадавшим в результате ЧС на получение материальной помощи в размере <данные изъяты> и на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в размере <данные изъяты> на человека; обязании администрации Ивановского сельсовета включить Петрову А. С., Шувалову Я. Э. в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения на территории Ивановского района Амурской области у суда не имеется.
Рассматривая требования истцов о признании незаконным отказа администрации Ивановского сельсовета в предоставлении мер социальной поддержки, выразившегося в отказе во включении их в списки граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ года, на территории Амурской области, которым предоставляется ЕМП и финансовая помощь, в связи с частичной утратой имущества суд пришел к следующему.
Представитель истца Шувалова Т. Н. суду пояснила, что когда Шувалова Я. Э. в ДД.ММ.ГГГГ пришла в администрацию и сказала, что необходимо обследовать её дом на предмет повреждений в результате ЧС, ей сразу отказали и в этот же день выдали выписку из протокола № от отказе, при этом комиссия по месту их жительства не выезжала и ничего не обследовала. То есть комиссия вынесла решение об отказе без установления факта отсутствия утраты имущества в результате ЧС. В администрации при этом пояснили, что пропущен срок и необходимо обращаться в суд.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.
Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя Правительства области не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета, при правовой оценке представленных документов на признание граждан пострадавших от ЧС отказано – Шуваловой Я. Э. (обращение ДД.ММ.ГГГГ.).
Таким образом, учитывая что Шувалова Я. Э. обратилась в администрацию с заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации, администрация Ивановского сельсовета обоснованно отказала включить истцов в список граждан, пострадавших в результате ЧС на территории Амурской области.
При этом суд учитывает, что Шувалова Я. Э. и Петрова А. С. реализовали своё право на рассмотрение заявления о включении их в списки граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ, на территории Амурской области, которым предоставляется ЕМП и финансовая помощь, в связи с частичной утратой имущества, обратившись в суд с соответствующим исковым заявлением.
Рассматривая требования истицы Петровой А. С. о включении её в списки граждан пострадавших в результате ЧС – наводнения, для получения компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур суд установил следующее.
Истица Шувалова Я. Э. суду пояснила, что Петрова А. С. выращиванием овощей на своем земельном участке не занимается так как физически не может по состоянию здоровья. Она (Шувалова Я. Э.) произвела посадку овощей для личных нужд на небольшом участке огорода Петровой А. С., но из за стоявшей летом воды обрабатыванием огорода и сбором урожая не занималась.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года № 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Распоряжением правительства РФ от 05.10.13г. № 1797-р предусмотрена компенсация вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с данным распоряжением и статьей 10 Закона Амурской области от 17 декабря 2012 г. N 123-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" постановлением правительства Амурской области от 11 октября 2013 г. N 489 «Об утверждении правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению» Утверждены правила предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению.
Из приведенных актов следует, что обязательными условиями для данной выплаты являются: утрата урожая только в связи с затоплением земельных участков, предоставленных для ведения ЛПХ, наличие записи об ЛПХ в похозяйственной книге по состоянию на 01.07.13г., постоянное проживание гражданина на территории подвергшегося ЧС поселения, урожай должен быть утрачен в связи с наводнением.
Межгосударственным стандартом "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267 определено понятие наводнения – затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. (наводнение может происходить в результате подъема уровня воды во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, а также при прорыве гидротехнических сооружений).
Согласно ответу администрации Ивановского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ. исх. № на территории Ивановского района в результате сброса воды на Зейской ГЭС вода поднялась в реке Зея и Ивановка, наводнение произошло в с. Черемхово, с. Семиозерка, и ул. Набережная с. Ивановка. В с. Ивановка из – за повышенного сброса водосбросного сооружения Ключевской осушительной системы пострадали ул. Молодежная, Заводская, Ивановская дамба расположена по объездной дороге Ивановка – Варваровка – Панино. Ул. Строительная с. Ивановка под наводнение не попала.
Так как, <адрес>, и соответственно дом, в котором проживает истица Петрова А. С. наводнению не подверглось, поэтому в рассматриваемом случае отсутствует одно из обязательных условий для предоставления указанной выплаты – затопление земельного участка в связи с наводнением, кроме того, в судебном заседании установлено, что Петрова А. С. на предоставленном ей земельном участке ведением личного подсобного хозяйства не занималась, что подтверждается показаниями свидетелей и истицы Шуваловой Я. Э., поэтому, требования истицы Петровой А. С. о включении её в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – наводнения, для получения компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Петровой Александры Степановны, Шуваловой Яны Эдуардовны к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество, признании незаконным отказа администрации Ивановского сельсовета в предоставлении мер социальной поддержки, обязании администрации Ивановского сельсовета о включении Петровой Анны Степановны и Шуваловой Яны Эдуардовны в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Ивановского района Амурской области, включении Петровой Александры Степановны в списки граждан ведущих личное подсобное хозяйство и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения на территории Амурской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна.
Судья
Ивановского районного суда Р. Н. Плотников
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.