Дело № 2-427/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Гайны 24 декабря 2013 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,
при секретаре Колеговой Т.В.,
с участием прокурора - заместителя прокурора Гайнского района Деревянко М.Л.,
представителя ответчика - юриста администрации Гайнского сельского поселения Хариной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского сельского поселения о возложении обязанности по выполнению мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения,
установил:
Прокурор Гайнского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского сельского поселения о возложении обязанности по выполнению мероприятий, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Указав, что прокуратурой Гайнского района по обращению жителей п. Гайны, а также информации, размещенной в газете «Наше время», проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и законодательства о безопасности дорожного движения. Проверка проведена с участием главного специалиста ОСиСКГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края, государственного инспектора БДД ГИБДД МО МВД РФ «Кочёвский» (дислокация п. Гайны), ведущего специалиста по архитектуре и землеустройству администрации Гайнского сельского поселения, директора ООО «Спецтранс». Проверкой обследованы несколько автомобильных дорог - улиц, с элементами обустройства, в том числе: в ходе обследования ул. Заводская п. Гайны установлено, что на проезжей части, законченной ремонтом дороги, наблюдается небольшая колейность вследствие эксплуатации автомобильной дороги в неблагоприятных климатических условиях в осенний период и ненадлежащего содержания данной улицы. С правой стороны начального участка улицы, на пересечении с улицей Береговая, отсутствует пешеходный переход через кювет к тротуарам, также с левой стороны отсутствует пешеходный переход через водоотводную канаву на пересечении с улицей Береговая. В данном месте установлена водопропускная труба длиной 6 м, уложена в соответствии с техническим заданием. Ширина проезжей части составляет 4,7 м, оголовки на трубе отсутствуют, в результате чего возможно осыпание грунтов на концах трубы в водоотводную канаву, дальнейшее заиливание трубы и сужение проезжей части. В ходе обследования ул. Береговая п. Гайны установлено, что участок от пересечения с улицей Заводская и до здания детского сада, проезжая часть улицы находится в неудовлетворительном состоянии, проезд транспорта не обеспечен на всем протяжении. В ходе обследования ул. Шевченко п. Гайны установлено, на участке законченного ремонтом дороги, в конце улицы Шевченко наблюдаются следующие дефекты: колейность, в том числе образовавшаяся вследствие эксплуатации автомобильной дороги в период неблагоприятных климатических условий и ненадлежащего содержания. В водоотводной канаве справа, в районе дома № 18 устроены приямки за и перед подъездом к жилому дому, способствующие скоплению воды и угрожающие безопасности передвижения пешеходов. За участком ремонта в конце улицы Шевченко, проезжая часть улицы находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается колейность и просадки, отсутствие системы водоотведения, необходимо выполнить ремонт для обеспечения безопасности дорожного движения и беспрепятственного проезда автотранспорта. В ходе обследования ул. Горького п. Гайны установлено, что на тротуаре находится ж/б труба, препятствующая свободному проходу пешеходов. Собственник не установлен. Водопропускная труба, расположенная за остановочным пунктом возле магазина, заилена, необходима очистка для пропуска воды. За данной трубой, в водоотводной канаве находятся остатки деревянной-опоры линии связи, препятствующие водотоку. На пересечении улицы Горького и улицы Береговая, у отверстий водопропускной трубы и лотка устроены приямки, угрожающие безопасности передвижения пешеходов, приводят к осыпанию грунта, на трубе отсутствуют оголовки. Необходимо срочное устройство безопасного пешеходного перехода. В ходе обследования ул. Строителей п. Гайны установлено, что по всей протяженности проезжая часть улицы находится в неудовлетворительном состоянии, проезд транспорта не обеспечен на всем протяжении; Согласно информации и фотографии, размещенной на страницах газеты «Наше время» № 85 (95740) от 06.11.2013г., проезжая часть улицы Парковая п. Гайны находится в неудовлетворительном состоянии, проезд транспорта не обеспечен.
Выявленное техническое состояние автомобильных дорог и элементов обустройства обусловлено, в том числе отсутствием работ по содержанию автомобильных дорог, не выполнением мероприятий по установке элементов обустройства, не своевременным ремонтом и не применении при подготовке проектно-сметной документации и заключении муниципальных контрактов строительных норм и правил.
Просят обязать администрацию Гайнского сельского поселения обеспечить выполнение мероприятий, в том числе за счет бюджета МО «Гайнское сельское поселение», по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети и беспрепятственному движению автомобильного транспорта и пешеходов в п. Гайны, в том числе: Обеспечить содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Гайнского сельского поселения; Обеспечить устройство безопасных пешеходных мостиков через кюветы на пересечении ул. Заводская и ул. Береговая п. Гайны к тротуарам; через приямок на пересечение ул. Горького и ул. Береговая п. Гайны; Обеспечить уборку посторонних предметов с тротуаров (пешеходных дорожек), в том числе железобетонной трубы по ул. Горького п. Гайны; В срок до 01.09.2014г. обеспечить выполнение ремонта автомобильных дорог, в том числе: - ул. Береговая п. Гайны - от пересечения с ул. Заводская до здания детского сада; -ул. Шевченко п. Гайны - в конце улицы, от участка законченного ремонтом ООО «Спецтранс» до конца улицы; - ул.Строителей п. Гайны - по всей протяженности с устройством тротуаров в месте их отсутствия; - ул. Парковая Горького п. Гайны - от здания средней школы до конца улицы с устройством тротуаров в месте их отсутствия; В срок до 01.09.2014г. обеспечить устройство впускных и выпускных оголовков на трубе, установленной на пересечении ул. Заводская и ул. Береговая; на трубах, установленных на пересечении ул. Гагарина и ул. Береговая п. Гайны; Обеспечить устранение приямков в водоотводной канаве справа по ул. Шевченко п. Гайны, способствующих скоплению воды и угрожающих безопасности пешеходов. Обеспечить очистку водоотводной канавы по ул. Горького п. Гайны от посторонних предметов, препятствующих движению воды.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – юрист администрации Гайнского сельского поселения Харина Т.В. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что в настоящее время часть работ проведена, остальные работы будут проведены в весенний период.
В судебном заседании изучены материалы дела:
- заявление жителей в прокуратуру;
- акт проверки;
- фотографии;
-свидетельства о праве собственности на дороги.
Выслушав прокурора Гайнского района, доводы представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу:
В судебном заседании установлено, что Муниципальное образование «Гайнское сельское поселение» не выполняет обязанность по содержанию автомобильных дорог, мероприятия по установке элементов обустройства, ремонт осуществляется не своевременно, не применяет при подготовке проектно-сметной документации и заключении муниципальных контрактов строительные нормы и правила.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и- осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п. 1 ст.2 Федерального закона № 257-ФЗ целями настоящего федерального закона являются: определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ закреплены основные понятия используемые в законе: -дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно п. 1-2, 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании п. 1-3 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортноэксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Согласно п. 1-2 ст. 12 закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 2 данного закона определены термины, используемые для целей данного закона, в том числе определено понятие дороги, которая означает обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, определены Государственным стандартом Российской Федерации: Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93., утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N221.
Согласно п. 3 ГОСТ Р 50597-93, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с п. 3.1 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 3.4.3 Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденной распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации № ИС-5-р от 03.01.2002 г., устройство
водопропускных труб вновь в местах с необеспеченным водоотводом, относится к капитальному ремонту.
В соответствии с п. 1.15 СНиП 2.05.03-84, водопропускные трубы, как правило, следует проектировать с входными и выходными оголовками, форма и размеры которых обеспечивают принятые в расчетах условия протекания воды и устойчивость насыпи, окружающей трубу.
Согласно п. 1.1 СНиП 2.05.03-84 при проектировании новых труб следует выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда рабочих в периоды строительства и эксплуатации;
В силу п. 4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Устава Гайнского сельского поселения.
На основании ст. 40 Устава Гайнского сельского поселения администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Гайнского сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края..
Таким образом, из анализа вышеприведенного законодательства следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на органы местного самоуправления.
Все указанные улицы и элементы обустройства расположены в границах п. Гайны.
В силу ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как установлено судом, в нарушение приведенных положений законов и Устава администрация Гайнского сельского поселения не выполняет обязанность по содержанию автомобильных дорог, в следствии чего могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. В связи, с чем исковые требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского сельского поселения обеспечить выполнение мероприятий, в том числе за счет бюджета МО «Гайнское сельское поселение», по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети и беспрепятственному движению автомобильного транспорта и пешеходов в п. Гайны, в том числе:
Обеспечить содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Гайнского сельского поселения;
Обеспечить устройство безопасных пешеходных мостиков через кюветы на пересечении ул. Заводская и ул. Береговая п. Гайны к тротуарам; через приямок на пересечение ул. Горького и ул. Береговая п. Гайны;
Обеспечить уборку посторонних предметов с тротуаров (пешеходных дорожек), в том числе железобетонной трубы по ул. Горького п. Гайны;
В срок до 01.09.2014г. обеспечить выполнение ремонта автомобильных дорог, в том числе:
-ул. Береговая п. Гайны - от пересечения с ул. Заводская до здания детского сада;
-ул. Шевченко п. Гайны - в конце улицы, от участка законченного ремонтом ООО «Спецтранс» до конца улицы;
-ул.Строителей п. Гайны - по всей протяженности с устройством тротуаров в месте их отсутствия;
-ул. Парковая Горького п. Гайны - от здания средней школы до конца улицы с устройством тротуаров в месте их отсутствия;
В срок до 01.09.2014г. обеспечить устройство впускных и выпускных оголовков на трубе, установленной на пересечении ул. Заводская и ул. Береговая; на трубах, установленных на пересечении ул. Гагарина и ул. Береговая п. Гайны;
Обеспечить устранение приямков в водоотводной канаве справа по ул. Шевченко п. Гайны, способствующих скоплению воды и угрожающих безопасности пешеходов.
Обеспечить очистку водоотводной канавы по ул. Горького п. Гайны от посторонних предметов, препятствующих движению воды.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: подпись Е.Н.Зубова
Копия
Судья Е.Н. Зубова