Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-199/2020 ~ М-214/2020 от 30.11.2020

Дело № 2а-199/2020

                                                                 УИД: 28RS0-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 декабря 2020 года                                                                                 с. Ромны

Ромненский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Ю.,

представителя административного истца Мысак Е.А., главы Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ромненскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 руб., в связи с тем, что ответчиком в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнено решение Ромненского районного суда от 03.06.2019. Ответчиком меры принимались, в том числе в 2020г. была установлена на котельную система водно-химического режима, однако по объективным причинам не могли быть реализованы мероприятия по установке приборов учёта до установленного решением суда срока. Из-за отсутствия денежных средств в бюджете в 2020 г. профинансировать мероприятия по установке прибора учете тепловой энергии на котельную в с. Знаменка администрация сельсовета не имела возможности. Администрации Знаменского сельсовета была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 03.06.2019. Министерство ЖКХ Амурской области пересмотрела возможности на уровне министерства, изыскала денежные средства на установку прибора учёта тепловой энергии на котельную с. Знаменка в сумме 270000 руб., администрация Знаменского сельсовета заключила договор 20 на монтаж узла учёта тепловой энергии от 22.10.2020 на котельной с. Знаменка. Установить приборы тепловой энергии сельсовет не имеет возможности, так как на основании распоряжения главы Ромненского района № от 21.09.2020 начат отопительный период 2020-2021гг. 12.11.2020 в Ромненский районный суд было направлено повторное заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. На основании изложенного, просит суд освободить администрацию Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству.

Из отзыва судебного пристава-исполнителя ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. следует, что 03.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. на основании исполнительного документа, выданного Ромненским районным судом, было возбуждено исполнительное производство -ИП, на администрацию Знаменского сельсовета возложена обязанность установить приборы учёта тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельную, расположенную в с. Знаменка, ул. Центральная, в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено почтовой корреспонденцией и получено должником – организацией 09.09.2020. Вынесенное постановление считают обоснованным, поскольку отвечает требования ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве". Полагают, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих уважительную причину неисполнения. Просят в удовлетворении требований отказать.

Представитель административного ответчика - отдела судебных приставов по Ромненскому району в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного рассмотрения уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.

Администрация Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Ромненского районного суда от 03 июня 2019 года по делу № 2-27/2019 на администрацию Знаменского сельсовета возложена обязанность установить приборы учета тепловой энергии, систему водно-химического режима на котельную, расположенную в с. Знаменка, ул. Центральная, в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Определением Ромненского районного суда от 25.12.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения Ромненского районного суда от 03 июня 2019 года сроком до 01.09.2020.

На основании исполнительного листа № ФС-031146758 от 03.06.2019, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. 03.09.2020 возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено почтовой корреспонденцией и получено должником – администрацией Знаменского сельсовета 09.09.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Также в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.

Как следует из информации судебного пристава-исполнителя ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. 11.09.2020 главой администрации Знаменского сельсовета по прибытии в ОСП по Ромненскому району дано объяснение о том, что требования исполнительного документа не исполнены.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

По заявлению администрации Знаменского сельсовета Ромненского района, определением Ромненского районного суда от 27.08.2020, оставленным в силе апелляционным определением Амурского областного суда от 14.10.2020 в удовлетворении заявления администрации Знаменского сельсовета о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 03.06.2019 по гражданскому делу №2-27/2019 было отказано.

16.11.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по Ромненскому району Жуковой И.В. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству №133971/20/28015-ИП от 03.09.2020, возложенной судебным решением обязанности по установки приборов учета тепловой энергии, системы водо-химического режима на котельные расположенные в с. Знаменка, ул. Центральная, принято постановление о взыскании с администрации Знаменского сельсовета исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника - организации в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая нa должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем ОСП по Ромненскому району, административным истцом указано, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете 2020 года профинансировать мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии и систему водно-химического режима на котельную, расположенную в с. Знаменка, ул. Центральная, администрация сельсовета не имела возможности. Кроме того, начат отопительный период 2020-2021гг. также указывает, что решение суда частично исполнено: на котельную установлена система водно-химического режима в 2020г. Также заключен договор № 12-20 от 22.10.2020 по монтажу узла учёта тепловой энергии между ООО «Тепловик» и администрацией Знаменского сельсовета.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Анализируя представленные административным истцом в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований администрации Знаменского сельсовета, поскольку у административного истца имелась возможность с момента вступления решения суда в законную силу 09 июля 2019 года, предпринять меры для исполнения судебного акта. Истцом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано какими-либо чрезвычайными, непредвиденными и непреодолимыми обстоятельствами.

Исследованное в судебном заседании определение Ромненского районного суда от 27.08.2020, об отсрочке исполнения решения Ромненского районного суда от 03.06.2019 до 1 сентября 2021 года, которым было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, также свидетельствует об отсутствии достоверных доказательств наличия серьезных препятствий, подтверждающих исключительный характер невозможности исполнения решения суда.

Доводы администрации о невозможности исполнения исполнительного документа не подкреплены какими-либо доказательствами, доказательств невозможности исполнения решения суда и исполнительного документа вследствие отсутствия в муниципальном бюджете на 2020 год денежных средств на исполнение требований решения суда, не могут быть приняты судом, как объективные причины задержки исполнения исполнительного документа, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Довод административного истца о заключении договора на монтаж узла учёта тепловой энергии от 22.10.2020 сам по себе не свидетельствует о том, что администрацией Знаменского сельсовета своевременно и в полной мере были предприняты все необходимые меры к исполнению решения суда.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Знаменского сельсовета предпринимались недостаточные меры для исполнения судебного акта, бездействие по неисполнению решения суда и исполнительного документа имело место, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения требований администрации Знаменского сельсовета об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области к ОСП по Ромненскому району УФССП по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                А.Б. Ходкевич

Решение в окончательной форме принято 11 декабря 2020 года.

2а-199/2020 ~ М-214/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Знаменского сельсовета
Ответчики
Отдел Судебных приставов по Ромненскому району Амурской области
Суд
Ромненский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
romnenskiy--amr.sudrf.ru
30.11.2020Регистрация административного искового заявления
30.11.2020Передача материалов судье
30.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее