Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-754/2016 ~ М-453/2016 от 31.03.2016

гражданское дело № 2-754/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года город Енисейск

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Антоненко К.Г.,

с участием истца Шихова В.М.,

при секретаре Пилипенко Ю.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шихова В.М. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российский Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российский Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отделению (территориальному г.Красноярска) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Шихов В.М. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российский Федерации (далее по тексту – Департамент жилищного обеспечения МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российский Федерации (далее по тексту – Департамент имущественных отношений МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ «Сибирское ТУИО»), Отделению (территориальному г.Красноярска) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Отделение (территориальное г.Красноярска) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ) о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что истцу Шихову В.М. и членам его семьи в 1977 году в период трудовых отношений с войсковой частью 14058 была предоставлена спорная квартира, с этого же момента они были вселены в указанную квартиру на законных основаниях и зарегистрированы в ней по месту жительства, позднее на нее выдан ордер. В 2012 году супруга истца умерла, в связи с чем в указанном жилом помещении в настоящее время он проживает один, несет бремя его содержания. Военный городок, в котором находится указанное жилое помещение, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. В связи с этим, ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также на неиспользованное ранее право на участие в приватизации, истец полагает, что имеет право на передачу ему в собственность спорной квартиры в порядке приватизации (л.д.4-5).

Определением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрация города Енисейска и Войсковая часть 14058 (л.д.31).

Определением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д.55).

В судебном заседании истец Шихов В.М. требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что на момент предоставления ему (Шихову В.М.) спорной квартиры она не имела статус служебной, была предоставлена в 1977 году для постоянного проживания на условиях социального найма, позднее выдан ордер.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ ФИО9, действующий на основании доверенности (л.д.44), надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных возражениях указал, что спорная квартира была предоставлена истцу в качестве служебной из состава ведомственного специализированного жилого фонда, данное жилое помещение до настоящего времени сохраняет статус служебного, предназначено для проживания исключительно военнослужащих (л.д.42-43).

Ответчики Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, Отделение (территориальное г.Красноярска) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своих представителей не направили, сведений о причинах неявки не сообщили, возражений по существу иска не представили.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация города Енисейска, Войсковая часть 14058, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили, последнее просило о рассмотрении дела в отсутствие такового (л.д.88-89).

В представленном отзыве командир войсковой части 14058 ФИО10 исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что спорное жилое помещение является служебным (л.д.72-75).

В соответствии со ст.167 ГПК РФ и с согласия истца, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд приходит к следующему.

Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В этой связи требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 (ред. от 02.07.2009)).

На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорной квартиры, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем в деле такое решение об обеспечении Шихова В.М. и членов его семьи жилым помещением, как лицо, состоящее на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года №5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Аналогичные правила были подтверждены и в ст.ст. 101 - 102 Жилищного кодекса РСФСР. Назначение служебных жилых помещений заключалось в заселении их гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилые помещения включались в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе совета народных депутатов.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.92Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), действующего с 1 марта 2005 года, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, безусловно отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, равно как и признать право собственности, законодательство не содержит.

В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Шихову В.М. был выдан ордер , на состав семьи из шести человек (супруги, сына, невестки и двух внучек) и предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, по адресу: <адрес> (л.д.18, 30). Данная квартира была предоставлена Шихову В.М. в качестве служебной, как лицу из числа гражданского персонала войсковой части 14058, в связи с его работой в должности шофера (л.д.10-14).

В указанном ордере имеется отметка о том, что предоставленная истцу и членам его семьи квартира является служебной.

Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета, выданных Обособленным подразделением «Красноярский» ООО «ГУЖФ», а также сведениям о регистрации по месту жительства в паспорте истца, последний зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.7, 20).

Постановлением Администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ весь жилищный фонд закрытого военного городка (<адрес>,<адрес> признан служебным (л.д.80). Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено, иных постановлений, вынесенных до 01 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих служебный статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейске-1 (почтовый адрес Енисейск-4), не издавалось.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года №752-р утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок №1 в г.Енисейске Красноярского края. До издания Распоряжения Правительства Российской Федерации №752-р от 01 июня 2000 года указанный военный городок был признан закрытым Приказом командующего войсками Сибирского военного округа №2 от 10 января 1998 года. До 1998 года статус закрытых военных городков также существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР №75 от 22 февраля 1977 года и №363 от 23 декабря 1980 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года №487-р в указанное распоряжение были внесены изменения, согласно которым военный городок №1 в г.Енисейске исключен из перечня закрытых военных городков.

Вместе с тем, сам по себе факт исключения спорного жилого помещения из перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении правого режима находящегося там жилищного фонда, поскольку сведений о передаче его в муниципальный жилищный фонд в деле не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения и передаточного акта ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ передало ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в том числе основные средства (земельные участки, здания, сооружения), в перечень которого вошел и жилой дом, расположенный по адресу:<адрес>

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу.

Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.

Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось. Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится (л.д.15).

Шихов В.М. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д.51). Решение о предоставлении ему и членам его семьи спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорное жилое помещение предоставлено истцу от имени собственника Министерства Обороны РФ на основании служебного ордера, отсутствие его согласия на передачу квартиры в собственность граждан, а также сведений об изменении правового режима жилого помещения, у суда отсутствуют правовые основания для признания за истцом права пользования квартирой по адресу: <адрес> на условиях социального найма и права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации в силу прямого указания статьи 4Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», поскольку спорная квартира сохраняет статус служебной и доказательств иного не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шихова В.М. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российский Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российский Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Отделению (территориальному г.Красноярска) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Судья К.Г. Антоненко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-754/2016 ~ М-453/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шихов Василий Михайлович
Ответчики
Департамент имущественных отношений МО РФ
3 отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Другие
Войсковая часть 14058
Управл фед службы гос регистр, кадастра и картографии по Красн краю
Администрация города Енисейска
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Антоненко К.Г.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
31.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2016Передача материалов судье
04.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2016Подготовка дела (собеседование)
25.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2016Судебное заседание
25.07.2016Судебное заседание
29.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2016Дело оформлено
30.08.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее