Решение по делу № 2-164/2013 ~ М-124/2013 от 25.03.2013

Дело № 2-161/2013

                                                                     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Частые                                                                                             24 апреля 2013 года                         

Большесосновский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Матусевич Е.И.

при секретаре Сокуровой М.В.

с участием прокурора Частинского района Строгоновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района Пермского края в интересах несовершеннолетнего заявителя Шабуровой <данные изъяты> о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрации Частинского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетней Шабуровой М.В. на том основании, что частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона «Об образовании», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно пункта 3 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п.п.3.1, 3.9 Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением Главы Частинского муниципального района от 04.07.2008 года № 183, образовательные учреждения на территории Частинского района обеспечивают присмотр, уход, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет включительно, образовательный процесс в дошкольных учреждениях проводится с 1 сентября по 31 мая.

Администрация Частинского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно п.2.2.1 Положения об Управлении образования администрации Частинского муниципального района от 21.12.2011 г. основными задачами Управления образования является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам.

Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района и Управлением образования администрации Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.

Согласно абзацу 2 пункта 2.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-0 должен быть обеспечен радиус пешеходной доступности до дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах - не более 500 метров.

Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.

В суде прокурор на заявленном требовании настаивал, суд просил о его удовлетворении в полном объеме.

Законный представитель несовершеннолетнего заявителя Шабуров В.П. в суд не прибыл, просил дело рассмотреть в его отсутствие, и удовлетворить заявленные прокурором требования.

Представители Администрации Частинского муниципального района и Управления образования администрации Частинского муниципального района в суд не прибыли, извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по заявленному требованию не представили. Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации Частинского муниципального района и Управления образования Администрации Частинского муниципального района.

    Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетней Шабуровой Марии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6).

Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии с ч. 1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Передача Муниципальным районом Управлению образования исполнения вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района не освобождает его от исполнения этой обязанности.

Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Получение пособий на основании Постановления Правительства Пермского края от 15.10.2007 N 232-п (ред. от 25.01.2011) "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор")" не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование.

Из сообщения муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада несовершеннолетней Шабуровой <данные изъяты> отсутствуют (л.д. 5).

Несовершеннолетняя Шабурова <данные изъяты> занесена в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района 22 мая 2012 (л.д.8-9). Законный представитель несовершеннолетней Шабуровой <данные изъяты> (л.д.6) 20 марта 2013 года (л.д.4) обратился к прокурору Частинского района с жалобой на бездействие Управления образования Администрации Частинского района, что ребенок до настоящего времени не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства; дочь состоит на очереди под номером 144, в Управлении образования ему сказали, что мест в детском саду нет и не будет в ближайшее время.

Довод заявителя об обязании Администрации района и Управления образования предоставления места в дошкольном образовательном учреждении ребенку по месту жительства основан на законе.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района и Управлению образования Частинского муниципального района предоставить несовершеннолетнему заявителю место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с. Частые Пермского края.

До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней Шабуровой <данные изъяты>, достигшей необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, установлено наличие бездействия органа местного самоуправления.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации Частинского муниципального района Пермского края и Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению Шабуровой <данные изъяты> возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.

Обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края и Управление образования администрации Частинского муниципального района Пермского края предоставить Шабуровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые).

Судья

2-164/2013 ~ М-124/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Строгонова Лидия Александровна
Ответчики
Администрация Частинского муниципального района
Управление образования Администрации Частинского муниципального района
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Матусевич Елена Игоревна
Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
25.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2013Передача материалов судье
27.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2013Судебное заседание
24.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2014Дело оформлено
10.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее