Дело № 2-285/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к УФИО2 по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний ФИО2 о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Перетокин Р.Н. первоначально обратился в суд с иском к УФСИН России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России с иском о признании незаконным бездействия в части несвоевременной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что с сентября 1996г. проходил службу в УВД и УФСИН России по Смоленской области, уволен ДД.ММ.ГГГГ. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С ДД.ММ.ГГГГ. он состоит на очереди на улучшение жилищных условий. В настоящее время он и члены его семьи не имеют жилого помещения для постоянного проживания. С целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он подавал рапорта ДД.ММ.ГГГГ., приложив пакет необходимых документов. Решения по ним не были приняты по причине отсутствия соответствующей территориальной комиссии ФСИН России в Смоленской области. После повторного обращения ДД.ММ.ГГГГ. комиссией УФСИН России по Смоленской области было принято решение о направлении его документов в комиссию ФСИН России. На момент предъявления иска решения по его заявлению принято не было.
Впоследствии истец требования уточнил, и в связи с тем, что решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия ФСИН России) от 16.09.2014г. ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, просил признать такой отказ незаконным и обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате первоначального обращения 07.05.2013г.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России Селифонов А.А. иск не признал, поддержав письменные возражения. Ссылается на то, что на момент рассмотрения вопроса о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты он был уже уволен из органов уголовно-исполнительной системы, в связи с чем не имел права обращаться с заявлением о постановке на учет. Также истцом не был представлен полный пакет документов, включая справку о нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено в судебном заседании, Перетокин Р.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен 21.06.2013г. по основаниям ст.58 ч.1 п. «в» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
По состоянию на день увольнения выслуга лет составляла 18 лет 8 месяцев и 17 дней.
В период прохождения службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с рапортом на имя начальника УФСИН России по Смоленской области о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Аналогичный рапорт был им подан повторно и 07.05.2013г.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. врио начальника УФСИН России по Смоленской области сообщил истцу, что в настоящее время ФСИН России разрабатывается порядок формирования и работы комиссии. Работа ФСИН России по рассмотрению рапортов (заявление) и документов граждан будет организована только после вступления в силу нормативного правового акта ФСИН России и создания необходимой комиссии ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ. Перетокин Р.Н. вновь обратился с заявлением о рассмотрении его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. по существу, на что ДД.ММ.ГГГГ. получил аналогичный по вышеуказанному содержанию ответ.
Очередное обращение истца поступило ответчику 30.09.2013г.
После обращения ДД.ММ.ГГГГ. комиссия УФСИН России по Смоленской области 24.12.2013г. приняла решение направить документы Перетокина Р.Н. в комиссию ФСИН России.
Согласно сопроводительному письму УФСИН России по Смоленской области пакет документов Перетокина Р.Н. для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты направлен в ФСИН России 27.12.2013г.
Судом также установлено, что решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. Перетокину Р.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждение и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в связи с тем, что заявитель не подпадает под требования ст.6 Федерального закона № 283-ФЗ.
Вместе с тем, с данным решением комиссии суд согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).
Отказывая Перетокину Р.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия сослалась на отсутствие копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и членов его семьи за последние 5 лет, а также предоставление справок с предыдущих мест жительства вместо выписок из домовой книги.
Действительно, в числе прочего пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
Сведения о регистрации гражданина по месту пребывания вносятся в поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту).
В данном случае из материалов дела следует, что истцом представлялись справки с мест жительства за период с 11.01.2008г. по настоящее время. Об этом, в частности, свидетельствует и выписка из протокола № 1 заседания комиссии УФСИН России по Смоленской области от 24.12.2013г., где данные справки указаны как представленные.
Таким образом, в целом представленные документы содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в домовой книге.
В этих условиях представленные истцом документы правильно являются заменяющими выписку из домовой книги. Тем более, само по себе их оформление свидетельствует о том, что ведение работы, связанной с регистрацией граждан в указанном жилье, осуществляется управляющей компанией, а, следовательно, домовая книга не ведется.
То обстоятельства, что из представленных справок комиссия не смогла определить площадь занимаемых жилых помещений, основанием для отказа в постановке Перетокина Р.Н. на учет служить не может, поскольку право истца на предоставление выплаты связывается с отсутствием какого-либо жилого помещения в собственности или на условиях социального найма, а не его обеспеченностью менее учетной нормы.
Что касается доводов комиссии о несоответствии истца требованиям ст.6 Федерального закона № 283-ФЗ, то с ними суд также не может согласиться.
Системный анализ положений Правил и Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г. (действовавший до 13.12.2014г.) свидетельствует о том, что принятие сотрудника на учет должно быть осуществлено с даты подачи им соответствующего заявления (рапорта).
В частности пунктом 8 названного Порядка предусмотрено, что Комиссия ФСИН России ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которая заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений.
Из материалов дела следует, что первоначальные обращения Перетокина Р.Н. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты имели место ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается соответствующими рапортами.
При этом, необходимые документы, предусмотренные п.5 Правил, были истцом представлены.
Указанные действия совершены истцом до увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, следовательно, при постановке его на учет необходимо было руководствоваться не ст.6, а ст.4 Федерального закона № 283-ФЗ, которая не связывает право сотрудника на получение выплаты с нахождением его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ответчиками не учтено, что положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г. приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника уголовно-исполнительной системы, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Иное, вопреки ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников УИС, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников УИС, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением в территориальную подкомиссию УФСИН и уволенных из органов УИС на момент рассмотрения заявления комиссией ФСИН России.
Отсутствие утвержденного на момент первоначального обращения истца порядка формирования и работы комиссии ФСИН России, на что имелась ссылка в ответах УФСИН России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ., также не может служить достаточным основанием к отказу в реализации истцом предусмотренного ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ права на единовременную социальную выплату.
Утверждение приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г. Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, за пределами срока, установленного п.2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, не может ограничивать право истца на получение единовременной социальной выплаты.
Более того, ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, ни Постановлением Правительства РФ N 369 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено такого основания отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, которое указывалось УФСИН России по Смоленской области.
При таких данных требования истца подлежат удовлетворению.
По правилам ст.98 ГПК РФ истцу подлежат возмещению понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Перетокина ФИО12 удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в постановке Перетокина ФИО13 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставить Перетокина Р.Н. с составом семьи четыре человека (он, жена Перетокина Н.Н., дети Перетокин М.Р., Перетокин А.Р.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по дате первоначального обращения 07.05.2013г.
Взыскать со ФСИН России по пользу Перетокина Р.Н. <данные изъяты> руб. в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2015г.