Дело №2-1739/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Михалычевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Смоленска о понуждении к проведению работ на участке дороги,
установил:
прокурор Заднепровского района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги - <адрес> путем ликвидации снежного вала и рыхлого снега, указав, что этот участок дороги не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Представитель прокуратуры Оленева Е.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просила возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность по обеспечению надлежащего состояния автомобильной дороги - ул. Витебское шоссе в г.Смоленске путем ликвидации снежного вала, просила обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель Администрации г.Смоленска Литовская Е.С., возражая против удовлетворения иска, сослалась на устранение снежного вала на упомянутом участке дороги.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску, надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон спора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог – ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, который относит решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.7 данной Классификации в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация, регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов.
В соответствии с ч.9 ст.6, ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе за счет средств местных бюджетов.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).
Пунктами 8.1, 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1 (для улиц групп «Д, Е» срок устранения рыхлого снега и зимней скользкости составляет не более 6 часов). Обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины. Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2, согласно которой срок устранения рыхлого снега на тротуарах и пешеходных дорожках составляет не более 1 суток.
Исходя из пунктов 10.14, 10.24, 10.25, 10.30 Правил благоустройства территории города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 25.12.2019 №954, содержание и уборка городских территорий в осенне-зимний период включают в себя в числе прочего подметание или сдвигание снега, устранение скользкости, удаление снега и снежно-ледяных образований, обеспечивающие нормальное и безопасное движение транспорта и пешеходов при любых погодных условиях. К первоочередным операциям зимней уборки относится сгребание и подметание снега, формирование снежного вала для последующего вывоза, а к операциям второй очереди удаление снега (вывоз), а также скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований. Вывоз снега с улиц и проездов осуществляется в два этапа: 1) первоочередной (выборочный) вывоз снега от остановок городского пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов, въездов на территорию больниц и других социально значимых объектов - осуществляется в течение 72 часов после окончания снегопада; 2) окончательный вывоз снега и зачистки лотков на улицах, обеспечивающих движение городского пассажирского транспорта, - время вывоза снега и зачистки лотков на улицах, обеспечивающих движение городского пассажирского транспорта, не должно превышать 5 дней при снежном покрове до 6 см, 9 дней при снежном покрове до 10 см, на улицах местного значения - 7 дней при снежном покрове до 6 см, 12 дней при снежном покрове до 10 см.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г.Смоленска от 18.04.2019 №969-адм «О присвоении идентификационных номеров автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Смоленска» автомобильная дорога по <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения г.Смоленска.
Поведенной прокуратурой Заднепровского района г.Смоленска проверкой установлено, что данная автомобильная дорога названным выше требованиям и нормам не соответствует – на проезжей части имеется рыхлый, талый снег, снежный вал длиной 1400 м., шириной 80 см., глубиной 91 см.
Наличие данных недостатков подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами, в том числе составленными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного движения ОГИБДД УМВД по г.Смоленску соответствующими актами.
До настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения Администрацией г.Смоленска не устранены. Представленный ответчиком путевой лист с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на подметание <адрес> достоверным доказательством устранения талого снега и снежного вала признан быть не может.
По смыслу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.
Упомянутое выше бездействие Администрации г.Смоленска, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства в области надлежащего содержания автомобильных дорог, создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем суд находит иск прокурора Заднепровского района г.Смоленска подлежащим удовлетворению и возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по принятию исчерпывающих мер, направленных на ликвидацию снежного вала по <адрес>.
Учитывая, что в связи с весенним повышением температуры воздуха исполнение настоящего судебного решения, принятие которого направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, может оказаться невозможным, суд по правилам ст.212 ГПК РФ обращает данное судебное постановление к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на Администрацию г.Смоленска обязанность по принятию исчерпывающих мер, направленных на ликвидацию снежного вала по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца, но подлежит немедленному исполнению.
Судья Шевцова Н.Г.