Дело № 2-1987/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г.Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой С.В.,
при секретаре Чайко Т.Ю.,
с участием представителя Амурского межрайонного
природоохранного прокурора Кислова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурору к ООО «Управление жильем» о признании незаконным бездействия в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области,
У С Т А Н О В И Л:
Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности ее внесения ООО «Управление жильем». Согласно ч.1 ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от *** ***, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводства рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В силу ч.2 ст.16 ФЗ от *** *** «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления, загрязнение, окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от *** *** и Постановлению Правительства РФ от *** *** «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ», функции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. На территории Амурской области функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области. На основании ч.1 ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта РФ - 40 %, местный бюджет - 40 %. В соответствии с объяснением представителя ООО «Управление жильем» ОО, в сферу деятельности ООО «Управление жильем»
входит деятельность, связанная с управлением и эксплуатацией жилого
фонда, чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования, сбор и обработка сточных вод, обработка металлических отходов и лома. На балансе предприятия стоят автомобили и компьютеры и орг.техника. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, к осуществляемым видам деятельности ООО «Управление жильем» относится управление эксплуатацией жилого фонда, сбор и обработка сточных вод, сбор и обработка прочих отходов, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта. В связи с изложенным полагал, что в деятельности ООО «Управление жильем» образуются отходы, негативно влияющие на окружающую природную среду. Ссылаясь на пояснения представителя ООО «Управление жильем», указал, что организация на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие не состоит, что так же подтверждается сведениями предоставленными Управлением Росприроднадзора по Амурской области о том, что по состоянию на *** ООО «Управление жильем» на учете в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую природную среду не состоит. Отсутствие регистрации ООО «Управление жильем» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, г.Благовещенска денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе, на природоохранные мероприятия. Просит признать бездействие ООО «Управление жильем» в части не произведения расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, незаконным, обязать ООО «Управление жильем» встать на учет в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, произвести расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
В судебном заседании представитель Амурского межрайонного природоохранного прокурора настаивал на заявленных требованиях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Из письменного отзыва ответчика ООО «Управление жильем» усматривается, что ответчик исковые требования не признал, указав, что в соответствии с учредительным документом - Уставом ООО «Управление жильем», целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах, услугах и получение прибыли. Предметом деятельности Общества является обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирных домах, при этом ООО «Управление жильем» осуществляет следующие виды деятельности: содержание и уборка мест общего пользования в многоквартирных домах и земельных участков, входящих в состав общего имущества; содержание и ремонт конструктивных элементов жилых зданий, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; содержание и ремонт внутридомовых коммуникаций и технических устройств, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; подготовка многоквартирных домов к сезонной эксплуатации; проведение технических осмотров и мелкий ремонт; аварийное обслуживание; управление многоквартирными домами; управление жилым и нежилым фондом; обслуживание наружных сетей; предоставление коммунальных услуг; сбыт электроэнергии; обслуживание теплоснабжения (включая выполнение работ по установке и обслуживанию приборов учета тепловой энергии); обслуживание внутренних систем водоснабжения и водоотведения (включая выполнение работ по установке приборов учета расходов воды); ремонт, кладка отопительных печей и чистка дымоходов; испытание и измерение электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В.; обслуживание лифтов грузоподъемностью до 500 кг.; монтаж подъемных сооружений; капитальный ремонт жилого фонда и нежилого фонда; производство строительных и монтажных работ; производство и реализация столярных изделий, строительных материалов и конструкций; организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, в том числе с организацией собственных торговых точек, специализированных и фирменных магазинов; разработка технико-экономических обоснований по строительству и реконструкции жилого и нежилого фонда, зданий и сооружений административно-хозяйственного и производственного назначения; проектирование, строительство и реконструкция жилого и нежилого фонда, зданий и сооружений административного и хозяйственного назначения; все виды специальных строительных, монтажных, отделочных работ; осуществление всех видов операций с недвижимостью (в т.ч. посредническая, по расселению коммунальных квартир, отселению жителей из аварийных домов, подлежащих реконструкции); оказание услуг по оценке; осуществление консультационной деятельности; строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения; разработка новых технологий; осуществление посреднической деятельности. По состоянию на *** ООО «Управление жильем» является управляющей, обслуживающей организацией для многоквартирных домов, которые выбрали способ управления «управление управляющей организацией», «непосредственный способ управления». В силу п.3, п.49 Правил ***, ООО «Управление жильем» является исполнителем коммунальных услуг. В целях оказания населению коммунальной услуги ООО «Управление жильем» заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, при этом функции управляющей (обслуживающей) компании состоят в следующем: в сроки и на условиях, оговоренных в договоре управления (обслуживания), обеспечивать содержание и ремонт жилых домов в соответствии с требованиями к жилым зданиям, установленными техническими регламентами. В целях надлежащего исполнения договорных обязательств по договорам управления, обслуживания, исполнения требований жилищного законодательства ООО «Управление жильем» передало выполнение отдельных видов работ (услуг) на договорных условиях специализированным организациям, способным выполнять отдельные виды работ (услуг) на более выгодных для ООО «Управление жильем», собственникам помещений в многоквартирном жилом доме на условиях по соотношению "цена/качество". Правительством Российской Федерации было принято Постановление от *** *** «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», п.2 которого соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручалось утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. При этом круг лиц, обязанных вносить плату, определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от *** *** «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», в него входят: предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. С *** управляющие организации при осуществлении сбора, накопления, транспортировки отходов населения, подлежащих захоронению на полигонах или утилизации на специализированных объектах (мусоросжигающих заводах) силами специализированных организаций, не осуществляют размещение указанных отходов, поэтому не являются больше плательщиками платы за загрязнение в этой части. Управляющие и ресурсоснабжающие организации не обязаны вносить также плату за негативное воздействие на окружающую среду в отношении собственных отходов, за исключение платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в атмосферу и сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные ресурсы, последнее ООО «Управление жильем» не осуществляет. В удовлетворении иска просил отказать.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени слушания дела. в силу ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, спор возник относительно обязанности ООО «Управление жильем» производить расчет за оказание негативного воздействия на окружающую среду, признании незаконным непринятия мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно преамбуле Федерального закона от *** *** «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно ст.1 названного закона, негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от *** *** «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводства рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.16 названного закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч.2). Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3). Внесение платы, определенной п.1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (ч.4).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от *** ***.
Согласно Указу Президента РФ от *** *** и Постановлению Правительства РФ от *** *** «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории Амурской области функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области.
«Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденные Минприроды РФ от ***, конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации *** *** и введенного в действие с ***.
На основании ч.1 ст.51, ст.57, ст.62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20 %, бюджет субъекта Российской Федерации - 40 %, местный бюджет - 40 %.
Согласно п.3 Приказа Росприроднадзора от *** *** «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***» на Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации возложена обязанность: в том числе проводить работу по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (п.п.3.7).
Как следует из имеющих в материалах дела свидетельства о государственной регистрации юридического лица от ***, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от ***, ООО «Управление жильем» является юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью.
Из приобщенных к материалам дела, объяснений представителя ответчика ОО от ***, отобранного помощником прокурора Сержановым К.С., следует, что ООО «Управление жильем» не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данное обстоятельство подтверждается также сообщением руководителя Управления Росприроднадзора по Амурской области от *** ***.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Управление жильем» о признании незаконным бездействия, связанного с не произведением расчета за оказание негативного воздействия на окружающую среду, непринятии мер по постановке на учет в Росприроднадзоре по Амурской области, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Довод представителя ответчика о том, что с управляющие организации при осуществлении сбора, накопления, транспортировки отходов населения, подлежащих захоронению на полигонах или утилизации на специализированных объектах (мусоросжигающих заводах) силами специализированных организаций, не осуществляют размещение указанных отходов и поэтому не являются плательщиками платы за загрязнение, в этой части не принимается судом по следующим основаниям.
Из письменного отзыва ООО «Управление жильем» усматривается, что в числе прочего, к видам деятельности общества отнесены: капитальный ремонт жилого фонда и нежилого фонда, производство строительных и монтажных работ, производство и реализация столярных изделий, строительных материалов и конструкций, организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли, в том числе с организацией собственных торговых точек, специализированных и фирменных магазинов, проектирование, строительство и реконструкция жилого и нежилого фонда, зданий и сооружений административного и хозяйственного назначения, а так же все виды специальных строительных, монтажных, отделочных работ; строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения. Поскольку указанная деятельность оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в том числе, посредством возникновения отходов, не являющимися собственными, суд находит, несостоятельными доводы об отсутствии обязанности у ООО «Управление жильем» состоять на учете в качестве налогоплательщика за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Приказом Ростехнадзора от *** *** (в редакции от ***) «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен порядок заполнения и предоставления формы расчета платы на негативное воздействие на окружающую среду, в котором указано, что таковой расчет предоставляется плательщиками - организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации, в том числе, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ООО «Управление жильем» обязанности встать на учет в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду и произвести расчет платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Управление жильем» в части не произведения расчета платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Возложить на ООО «Управление жильем» обязанность встать на учет в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Возложить на ООО «Управление жильем» обязанность произвести расчет платы за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке вАмурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беляева