Дело № 2-335/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2013г. г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
В составе председательствующего судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоренковой Н.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Егоренкова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска о возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав в обосновании исковых требований следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Егоренкова Н.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между домами № и №, для индивидуального жилищного строительства. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предложил ей в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную в установленном порядке. Изготовленная ООО «О» схема была подана для согласования в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска. Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в согласовании представленной схемы, сославшись на то, что на испрашиваемом участке имеются нежилые строения, деревья; через участок проходит проектируемая дорога.
Данный отказ считает незаконным, поскольку у Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска отсутствовали основания для отказа в согласования схемы, так как Департаментом ей было разрешено сформировать указанный участок. Находящиеся на испрашиваемом земельном участке строения являются самовольными постройками и подлежат сносу.
Просит суд обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска согласовать схему расположения земельного участка площадью 1084 кв.м по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории, изготовленную ООО «О».
Представитель Егоренковой Н.В. Близнаков И.И. просил суд отложить рассмотрения дела по существу, ссылаясь на свой отъезд за пределы города.
Суд определил отказать в удовлетворении заявленного ходатайства и рассмотреть дело в отсутствии стороны истца в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
При разрешении заявленного ходатайства суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч.2 ст.6.1, ч.1 ст.154 ГПК РФ разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд; рассмотрение дела ранее уже откладывалось по причине неявки представителя истца в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска Андреева О.В. иск не признала. Пояснила суду, что Департамент в своем ответе Егоренковой Н.В. сообщает о том, что на испрашиваемом ею земельном участке имеются строения; к земельному участку должен быть обеспечен проезд. На представленной схеме к участку отсутствует проезд от мест общего пользования. Схема не соответствует требованиям законодательства о кадастровом учете. Помимо этого на участке находятся строения, принадлежащие третьим лицам. Решения суда об их сносе не представлены. Не установлено, являются ли эти строения самовольными постройками. Собственники гаражей могут просить предоставить им земельные участки под строениями. Данный участок фактически является придомовой территорией расположенных рядом домов. Данные постройки возводились жильцами этих домов.
Третье лицо Департамент Смоленской области по культуре просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.28 ЗК РФ).
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. № 86, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Согласно п.2.1 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243, предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего в соответствии с федеральным и областным законодательством правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка (далее - заявитель), либо его представителя.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю; к заявлению приложены перечисленные документы, в том числе чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности (в случае, если в заявлении указан адрес земельного участка, но не указан его кадастровый номер либо земельный участок не сформирован) (п.2.2 Порядка.).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Егоренкова Н.В., действуя через своего представителя, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно как ветерану труда земельного участка, расположенного между домами № и № по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ ей предложено представить в Департамент не позднее ДД.ММ.ГГГГ утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Одновременно, ей сообщалось, что к испрашиваемому участку должен быть обеспечен доступ от земельных участков общего пользования; на указанном участке расположены гаражи, хозяйственные постройки, мусорные контейнеры.
Схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1084 кв.м на кадастровом плане территории изготовлена ООО «О».
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска отказало в согласовании указанной схемы, сославшись на следующее: через испрашиваемый участок проходит проектируемая дорога; на земельном участке имеются строения и деревья.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: копией ответа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, копией схемы, копией ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска.
Согласно положениям ФЗ РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления предоставляют муниципальные услуги, под которыми понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 названного закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Перечень муниципальных услуг, предоставляемых на территории г.Смоленска, утвержден постановлением Администрации г.Смоленска от 15.06.2011г. № 1045-адм.
В частности, по<адрес> перечня значится согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, ответственным исполнителем является Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 03.10.2011г. № 1922-адм утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории».
Согласно п.2.2 Административного регламента Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска осуществляет согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статьей 27 Устава города Смоленска, распоряжением заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 N 74-р "Об утверждении Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска", решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 N 800 "Об утверждении Правил благоустройства города Смоленска", постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 N 1183 "Об утверждении Правил производства земляных работ на территории города Смоленска".
В силу п.2.8 Административного регламента основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются:
1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя);
2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
В силу положений ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно положениям ст.35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ст.30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Смоленска, утверждены решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490.
Согласно ч.3 ст.1 Правил настоящие Правила обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки.
В соответствии с параграфом 1 главы 2 «Градостроительные регламенты» Правил зонирование для целей регулирования использования территории города выполнено в соответствии со статьями 30 - 40 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Администрации г.Смоленска, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОЖИ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра).
В силу ст.34 Правил в редакции Решения Смоленского городского Совета от 31.08.2012 № 693 градостроительный регламент зоны ОЖИ не допускает строительства индивидуальных жилых домов.
На момент принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Правила действовали в предыдущей редакции, и регламент зоны ОЖИ предусматривал возможность индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, суд учитывает, что в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представителем истицы представлена уточненная схема расположения земельного участка площадью 1007 кв.м. Исходя из данной схемы, зеленые насаждения вынесены за границы земельного участка.
Соответственно, судом в рамках настоящего дела по правилам искового производства рассматривается вопрос о согласовании именной этой схемы на кадастровом плане территории.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами не мог быть предоставлен под ИЖС.
Более того, из схемы усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены несколько строений (гаражей), что также подтверждается материалами земельного контроля, представленными отделом земельных отношений Администрации г.Смоленска.
В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Ст.35 Конституции РФ, нормами ГК РФ установлены принципы неприкосновенности собственности и недопустимости лишения имущества иначе как по решению суда. В силу ст.222 ГК РФ принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.
Доказательств принятия судом решений о сносе всех построек, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в нарушение ст.56 ГПКУ РФ истцом суду не представлено.
При таком положении образование земельного участка на основании представленной схемы нарушает права третьих лиц, что противоречит приведенным нормам.
Анализируя исследованные обстоятельства в совокупности, суд приходит к убеждению, что у Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска имелись законные основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На момент рассмотрения настоящего дела судом указанные основания не отпали.
При таком положении оснований для удовлетворения иска Егоренковой Н.В. судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░