Дело №2-1063/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2018 года Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Володарец Н.М.
при секретаре - Куевда Е.О.
с участием представителя заявителя - помощника прокурора г. Евпатории Гембец Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Евпатория Республики Крым гражданское дело по заявлению заместителя прокурора г. Евпатория Республики Крым о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице в социальной сети «<данные изъяты>», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Евпатории Республики Крым обратился в суд с заявлением заместителя прокурора г. Евпатория Республики Крым о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице в социальной сети «<данные изъяты>», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Евпатории Республики Крым проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения при размещении посредством телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей оскорбление представителя власти. Так, на страницах в социальной сети «<данные изъяты>» с адресами <данные изъяты> размещено стилизованное, саркастическое изображение высших должностных лиц государства оскорбительного характера с надписью, содержащей оскорбление. Указанные интернет страницы находится в сети интернет в свободном доступе для пользователей неопределенного круга лиц, в том числе, жителей муниципального образования, круг которых постоянно меняется и является неопределенным. В связи с этим, учитывая, что информация, размещенная на указанных страницах в социальной сети, способствует подрыву основ конституционного строя и нравственности, влечет нарушение прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом, а кроме того влечет уголовную ответственность, заместитель прокурора г. Евпатории Республики Крым просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице в социальной сети «<данные изъяты>» <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и обратить к исполнению решение суда путем направления его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заявителя - помощник прокурора г. Евпатории Гембец Д.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогично изложенному в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке. Согласно отзыву заместителя руководителя – начальника отдела Управления Крашенинникова П.А., поступившему в суд 7 мая 2018 года, просил рассмотреть данное гражданское дело без его участия, указав, что полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, созданного с 1 ноября 2012 года в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», отнесены к компетенции Роскомнадзора. Согласно п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101, основанием для включения в Единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом, обязанность операторов связи ограничить доступ к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет», возникает только после внесения такой информации в Единый реестр.
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд считает требования заместителя прокурора г. Евпатория Республики Крым обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации").
Частью 6 ст. 10 указанного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Евпатории Республики Крым проведена проверка телекоммуникационной сети Интернет на предмет размещения запрещенной информации.
Как усматривается из рапорта помощника прокурора г. Евпатории Гембец Д.М. от 17 апреля 2018 года, в ходе мониторинга сети Интернет выявлены нарушения при размещении посредством телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей оскорбление представителя власти, в частности, на странице в социальной сети «<данные изъяты>» сайте с адресами <данные изъяты> размещено стилизованное, саркастическое изображение, высших должностных лиц государства, оскорбительного характера с надписью, содержащей оскорбление. При этом, посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц (л.д. 5).
Указанное обстоятельство подтверждается скриншотами вышеуказанной страницы в социальной сети «Вконтакте», содержащимися в материалах дела (л.д. 6-8).
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ №149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ №149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ №149).
Согласно п.п. 2,3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению Единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляет, в том числе, Президент Российской Федерации. Основополагающее значение для понимания правового статуса Президента Российской Федерации содержит статья 80 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ является главой государства. Он занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей.
Кроме того, Конституция РФ закрепляет за Президентом РФ как главой государства важнейшие функции, касающиеся основ функционирования государства и общества. Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ представляет федеральную власть во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Представительская роль Президента РФ проявляется и во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества
В силу ст. 91 Конституции Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Тем самым Конституция РФ обеспечивает высокую степень защиты главы государства, который получает высшие полномочия непосредственно от народа на основе свободных выборов. Неприкосновенность обеспечивает свободное осуществление Президентом РФ возложенных на него функций.
Нормами ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет».
В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В заявлении заместитель прокурора г. Евпатории Республики Крым указал, что целью его обращения в суд с настоящим заявлением в защиту Российской Федерации является признание информационных материалов запрещенными к распространению на территории в Российской Федерации, поскольку указанная информация может способствовать подрыву основ конституционного строя, посягает на нравственность, и влечет нарушение прав и законных интересов других лиц, и охраняемых интересов общества и государства в целом, а кроме того влечет уголовную ответственность, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявление подано заместителем прокурора г. Евпатории Республики Крым в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года №2202-1 и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав гражданина или организации.
Согласно п. 10 ч.2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела, в том числе, об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, по делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации; установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, запрещенной.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывая, что в судебном заседании факт распространения запрещенной информации нашел свое подтверждение, суд пришел к выводу об обоснованности требований заместителя прокурора г. Евпатории Республики Крым и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 262-268 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора г. Евпатория Республики Крым о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице в социальной сети «<данные изъяты>» <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к исполнению, направив в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец