Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-524/2012 ~ М-362/2012 от 13.03.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара «11» мая 2012 года

Судья Красноглинского районного суда г. Самары Гиниятуллина Л.К.

при секретаре Соколовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андоськина ВИ к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок

У С Т А Н О В И Л:

Андоськин В.И. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок площадью 163 кв.м., расположенный по адресу <адрес> с использованием для садоводства, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка размером 163 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> используемого им для садоводства. Однако ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило ему уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, ссылаясь на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на основании Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ градостроительные нормы для данной территории не разработаны. В мае 2011<адрес> строительства и архитектуры г.о. Самара выдал ему распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес> для садоводства, а последствии участок был поставлен на кадастровый учет. Данное распоряжение до настоящего времени никем не оспорено и не отменено. Считая, что у Министерства имущественных отношений не было оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обратился в суд и просил признать за ним право собственности на вышеуказанный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца Андоськина В.И. – Лахай А.Б., действующий на основании доверенности, заявленные требования Андоськина В.И. поддержал и просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные вышеуказанным.

Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Министерство имущественных отношений <адрес> представило отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных Андоськиным В.И. требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил отзыв, согласно которого просил отказать в удовлетворении требований истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты>) пояснила, что является собственником земельного участка , находящегося по адресу <адрес> Ее соседом по участку является Андоськин В.И. Между ее участком и участком Андоськина В.И. находится земельный участок 163 кв.м., на который претендует истец. Никакого спора по границам земельного участка между ними нет, она не возражает против удовлетворения требований истца.

Суд, выслушав представителя истца, допросив свидетеля <данные изъяты> проверив материалы дела, полагает, что в удовлетворении заявленных требований Андоськину В.И. следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утверждён постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утверждённых Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. № 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении 1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.) и другое расстояние до объектов.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно однократно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с действующим законодательством, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Из материалов дела следует, что истец Андоськин В.И. является собственником земельного участка площадью 799,00 кв.м., <адрес> <адрес> на основании свидетельства на право собственности на землю серия РФ- , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88,89).

ДД.ММ.ГГГГ Андоськин В.И. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес> о предоставлении бесплатно земельного участка площадью 163,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под садоводство (л.д.98).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на основании Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ градостроительные нормы для данной территории не разработаны.

Данный отказ истцом в судебном порядке не обжалован.

Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако истцом не представлено документов, подтверждающих наличие у него оснований возникновения права собственности на спорный земельный участок (договор купли -продажи, дарения, мены, акт государственного органа власти либо органа местного самоуправления о предоставлении истцу спорного участка и т.д.).

В силу пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Таким образом, спорный земельный участок имеет собственника, которым является государство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

С указанными законоположениями согласуется статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, единственным предусмотренным законодательством основанием возникновения права собственности граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса) на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки по предоставлению земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.

Поскольку истцом не представлено никаких доказательств приобретения спорного земельного участка от уполномоченного органа, суд полагает, что правовых оснований для признания права собственности за Андоськиным В.И. на земельный участок 163 кв.м. по адресу <адрес> не имеется и в удовлетворении его исковых требований суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Андоськина ВИ к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

2-524/2012 ~ М-362/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андоськин В.И.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самаркой области
Другие
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Гиниятуллина Л.К.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
13.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2012Передача материалов судье
16.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2012Предварительное судебное заседание
05.04.2012Судебное заседание
27.04.2012Судебное заседание
04.05.2012Судебное заседание
11.05.2012Судебное заседание
16.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее