ДЕЛО № 2а-1648/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по ордеру адвоката Асатуровой М.С.,
представителя административного ответчика Администрации Рамонского района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю.,
представителя заинтересованного лица Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Чикунова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Фадеева А.С. к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов,
у с т а н о в и л :
Фадеев А.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, в котором указал, что он является инвалидом второй группы, второй степени ограничения способности к трудовой деятельности бессрочно.
17 и 27 апреля 2017 года дважды обращался в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п. 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В заявлении от 17.04.2017 г. он просил предоставить в аренду земельный участок площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый (№)) для целей ведения личного подсобного хозяйства. В последующем заявлении от 27.04.2017 года с целью предотвращения получения отказа в предоставлении конкретного участка он просил предоставить в аренду без проведения торгов один из земельных участков с кадастровыми номерами (№) или аналогичного земельного участка.
Письмом № 126-11/1646 от 05.05.2017 года Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ему отказано на том основании, что земельный участок (№) находится в охранной зоне высоковольтных линий электропередач, в связи с чем, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос любых зданий и сооружений запрещены. Два других испрашиваемых земельных участка с кадастровыми номерами (№), как указано в письме, находятся в частной собственности, в связи с чем, не могут быть предоставлены. Аналогичные земельные участки администрацией не представлены.
18.05.2017 года он повторно обратился в Администрацию Рамонскогомуниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, указав, что вышеупомянутые линии электропередач имеют напряжение 35 кВ и охранная зона для данного класса напряжения составляет 15 метров. И учитывая вышеизложенное, привел в письме четыре земельных участка находящихся в собственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и расположенные за пределами охранной зоны линий электропередач, на получение которых в аренду он, как инвалид, имеет право без проведения торгов.
Письмом № 126-11/2176 от 16.06.2017 года Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ему отказано. Однако так как он просил земельные участки за пределами охранной зоны, на другом основании: земельный участки имеют вид разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства», по информации, предоставленной администрацией Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, Правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.12.2011 г. № 83, испрашиваемые земельные участки относятся к территориальной зоне Ж1, в которой не предусмотрено образование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Считает данное основание для отказа в предоставлении мне земельного участка не законным, не обоснованным, так как в силу пункта 14 ч. 2 ст. 36.9 Земельного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Все испрашиваемые им земельные участки образованы, поставлены на кадастровый учет, статус «учтенный», что означает, что проведена государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, образование земельного участка не требуется.
Испрашиваемые им земельные участки находятся в территориальной зоне Ж1, которая согласно Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения является зоной застройки малоэтажными жилыми домами усадебного типа. В соответствии с данными Правилами (п. 19.1) она предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами и предназначена для проживания в сочетании с ведением ограниченного личного подсобного хозяйства (ЛПХ с содержанием мелкого скота и птицы), отдыха или индивидуальной трудовой деятельности.
Жилой дом усадебного типа - это жилой одноквартирный дом (индивидуальный жилой дом, усадебный жилой дом, коттедж) с надворными постройками и приусадебным земельным участком, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей (Словарь финансовых и юридических терминов).
Территориальные зоны подразделяются на подзоны, в зависимости от параметров разрешенного использования и специфики объектов капитального строительства и земельных участков.
Пункт 19.1.2 Правил устанавливает следующие основные виды разрешенного использования в территориальной зоне Ж1: малоэтажные жилые дома, включающие: индивидуальные жилые дома блокированные жилые дома (таунхаусы) тонхаусы (блокировка до 55 штук)
Среди вспомогательных видов разрешенного использования (установленных к основным) указаны в том числе: хозяйственные постройки; летние кухни; отдельно стоящие беседки и навесы, в т.ч. предназначенные для осуществления хозяйственной деятельности; строения для домашних животных и птицы; отдельно стоящие индивидуальные душевые, бани, сауны, бассейны, расположенные на приусадебных участках; теплицы, оранжереи; сады, огороды, палисадники и прочие виды, характеризующие ведение личного подсобного хозяйства.
Ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. «Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.»
«Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов» (ст. 4 ФЗ № 112).
Помимо прочего, администрация сама указывает, что вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков «Для ведения личного подсобного хозяйства», а возможность предоставления земельных участков, расположенных у территориальной зоне Ж1, для ведения личного подсобного хозяйства прямо вытекает из постатейного анализа Правил землепользования и застройки с. Ямное и подтверждается установлением данного вида разрешенного использования у земельных участков в зоне Ж 1.
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов у администрации Рамонского муниципального района Воронежской области не имеется.
Просит признать незаконным отказ № 126-II/2176 от 16.06.2017г. Администрации Рамонского района Воронежской области в предоставлении Фадееву А.С. земельного участка в аренду без проведения торгов.
Определением суда от 08.02.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области.
Административный истец Фадеев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в свое отсутствие с участием его представителя.
Представитель административного истца Фадеева А.С. по ордеру адвокат Асатурова М.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, также пояснила, что в поданном 19.05.2017г. в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области заявлении Фадеев А.С. просил предоставить конкретный земельный участок с кадастровым номером (№), другие земельные участки были указаны в заявлении на случай невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером (№). Учитывая предыдущие ответы Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, цель использования испрашиваемого земельного участка была обозначена в заявлении, как «для целей, предусмотренных местным муниципалитетом», чтобы исключить несовпадение с видом разрешенного использования земельного участка. Поскольку спорный земельный участок входит в состав неразграниченных земель, административный ответчик, как собственник земельного участка и орган государственной власти, во избежание нарушения прав, в том числе, административного истца, обязан был предпринять действия направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие с правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения.
Представитель административного ответчика Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск (л.д. 96-100).
Представитель заинтересованного лица Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Чикунов Н.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административный истец Фадеев А.С., являясь инвалидом <данные изъяты>ой группы по общему заболеванию, реализуя свое право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, как гражданин имеющий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ), 19.05.2017г. обратился в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлением. В заявлении Фадеев А.С. просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером (№) для целей, предусмотренных местным муниципалитетом или другой земельный участок приведенный, в указанной им таблице, а именно (№) (л.д. 129-130).
Письмом Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области 16.06.2017г. № 126-II/2176 в предоставлении земельного участка (№) было отказано, поскольку данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», а согласно Правилам землепользования и застройки Яменкого сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения от 19.12.2011г. № 83 указанный земельный участок относится к территориальной зоне Ж1, в которой не предусмотрено образование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 126-128).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 10.1 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование предусмотрен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 39.17 Земельного кодекса РФ представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
цель использования земельного участка;
реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (№), который, как уточнил представитель административного истца в судебном заседании, испрашивался Фадеевым А.С., имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 110-113). Тогда как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Яменкого сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения от 19.12.2011г. № 83 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» земельный участок с кадастровым номером (№) находится в зоне Ж1. В соответствующей территориальной зоне предусмотрены малоэтажные дома, включающие: индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома (таунхаусы).
Таким образом для указанной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области для территории зоны Ж1 вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не установлен. На момент подачи Фадеевым А.С. вышеуказанного заявления данный вид разрешенного использования изменен не был.
Данное основание было указано в оспариваемом ответе Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в качестве отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером (№).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предполагаемая цель использования испрашиваемого Фадеевым А.С. земельного участка, как указано его в заявлении, для целей, предусмотренных местным муниципалитетом, т.е. в соответствии с Правилами землепользования и застройки под малоэтажные дома, включающие: индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома (таунхаусы), не соответствует основному виду разрешенного использования данного земельного участка - «для ведения личного подсобного хозяйства», суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого отказа Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Доводы административного истца о том, что реализация его прав не может ставиться в зависимость от невыполнения своих законных обязанностей Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области как собственника земельного участка в связи с не совершением действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие с правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения, суд не может принять во внимание, поскольку эти доводы не являются предметом настоящего административного спора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Фадеева А.С. к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа, выраженном в ответе от 16.06.2017г. № 126-II/2176, в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2018г.
ДЕЛО № 2а-1648/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца по ордеру адвоката Асатуровой М.С.,
представителя административного ответчика Администрации Рамонского района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю.,
представителя заинтересованного лица Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Чикунова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Фадеева А.С. к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов,
у с т а н о в и л :
Фадеев А.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, в котором указал, что он является инвалидом второй группы, второй степени ограничения способности к трудовой деятельности бессрочно.
17 и 27 апреля 2017 года дважды обращался в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п. 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В заявлении от 17.04.2017 г. он просил предоставить в аренду земельный участок площадью 1 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый (№)) для целей ведения личного подсобного хозяйства. В последующем заявлении от 27.04.2017 года с целью предотвращения получения отказа в предоставлении конкретного участка он просил предоставить в аренду без проведения торгов один из земельных участков с кадастровыми номерами (№) или аналогичного земельного участка.
Письмом № 126-11/1646 от 05.05.2017 года Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ему отказано на том основании, что земельный участок (№) находится в охранной зоне высоковольтных линий электропередач, в связи с чем, строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос любых зданий и сооружений запрещены. Два других испрашиваемых земельных участка с кадастровыми номерами (№), как указано в письме, находятся в частной собственности, в связи с чем, не могут быть предоставлены. Аналогичные земельные участки администрацией не представлены.
18.05.2017 года он повторно обратился в Администрацию Рамонскогомуниципального района Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, указав, что вышеупомянутые линии электропередач имеют напряжение 35 кВ и охранная зона для данного класса напряжения составляет 15 метров. И учитывая вышеизложенное, привел в письме четыре земельных участка находящихся в собственности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и расположенные за пределами охранной зоны линий электропередач, на получение которых в аренду он, как инвалид, имеет право без проведения торгов.
Письмом № 126-11/2176 от 16.06.2017 года Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ему отказано. Однако так как он просил земельные участки за пределами охранной зоны, на другом основании: земельный участки имеют вид разрешенного использования: «Для ведения личного подсобного хозяйства», по информации, предоставленной администрацией Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, Правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 19.12.2011 г. № 83, испрашиваемые земельные участки относятся к территориальной зоне Ж1, в которой не предусмотрено образование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Считает данное основание для отказа в предоставлении мне земельного участка не законным, не обоснованным, так как в силу пункта 14 ч. 2 ст. 36.9 Земельного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Все испрашиваемые им земельные участки образованы, поставлены на кадастровый учет, статус «учтенный», что означает, что проведена государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, образование земельного участка не требуется.
Испрашиваемые им земельные участки находятся в территориальной зоне Ж1, которая согласно Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения является зоной застройки малоэтажными жилыми домами усадебного типа. В соответствии с данными Правилами (п. 19.1) она предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами и предназначена для проживания в сочетании с ведением ограниченного личного подсобного хозяйства (ЛПХ с содержанием мелкого скота и птицы), отдыха или индивидуальной трудовой деятельности.
Жилой дом усадебного типа - это жилой одноквартирный дом (индивидуальный жилой дом, усадебный жилой дом, коттедж) с надворными постройками и приусадебным земельным участком, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей (Словарь финансовых и юридических терминов).
Территориальные зоны подразделяются на подзоны, в зависимости от параметров разрешенного использования и специфики объектов капитального строительства и земельных участков.
Пункт 19.1.2 Правил устанавливает следующие основные виды разрешенного использования в территориальной зоне Ж1: малоэтажные жилые дома, включающие: индивидуальные жилые дома блокированные жилые дома (таунхаусы) тонхаусы (блокировка до 55 штук)
Среди вспомогательных видов разрешенного использования (установленных к основным) указаны в том числе: хозяйственные постройки; летние кухни; отдельно стоящие беседки и навесы, в т.ч. предназначенные для осуществления хозяйственной деятельности; строения для домашних животных и птицы; отдельно стоящие индивидуальные душевые, бани, сауны, бассейны, расположенные на приусадебных участках; теплицы, оранжереи; сады, огороды, палисадники и прочие виды, характеризующие ведение личного подсобного хозяйства.
Ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. «Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.»
«Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов» (ст. 4 ФЗ № 112).
Помимо прочего, администрация сама указывает, что вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков «Для ведения личного подсобного хозяйства», а возможность предоставления земельных участков, расположенных у территориальной зоне Ж1, для ведения личного подсобного хозяйства прямо вытекает из постатейного анализа Правил землепользования и застройки с. Ямное и подтверждается установлением данного вида разрешенного использования у земельных участков в зоне Ж 1.
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов у администрации Рамонского муниципального района Воронежской области не имеется.
Просит признать незаконным отказ № 126-II/2176 от 16.06.2017г. Администрации Рамонского района Воронежской области в предоставлении Фадееву А.С. земельного участка в аренду без проведения торгов.
Определением суда от 08.02.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Воронежской области.
Административный истец Фадеев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в свое отсутствие с участием его представителя.
Представитель административного истца Фадеева А.С. по ордеру адвокат Асатурова М.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, также пояснила, что в поданном 19.05.2017г. в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области заявлении Фадеев А.С. просил предоставить конкретный земельный участок с кадастровым номером (№), другие земельные участки были указаны в заявлении на случай невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером (№). Учитывая предыдущие ответы Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, цель использования испрашиваемого земельного участка была обозначена в заявлении, как «для целей, предусмотренных местным муниципалитетом», чтобы исключить несовпадение с видом разрешенного использования земельного участка. Поскольку спорный земельный участок входит в состав неразграниченных земель, административный ответчик, как собственник земельного участка и орган государственной власти, во избежание нарушения прав, в том числе, административного истца, обязан был предпринять действия направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие с правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения.
Представитель административного ответчика Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Меченко А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск (л.д. 96-100).
Представитель заинтересованного лица Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области по доверенности Чикунов Н.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержал позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административный истец Фадеев А.С., являясь инвалидом <данные изъяты>ой группы по общему заболеванию, реализуя свое право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, как гражданин имеющий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 14 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ), 19.05.2017г. обратился в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлением. В заявлении Фадеев А.С. просил предоставить ему земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером (№) для целей, предусмотренных местным муниципалитетом или другой земельный участок приведенный, в указанной им таблице, а именно (№) (л.д. 129-130).
Письмом Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области 16.06.2017г. № 126-II/2176 в предоставлении земельного участка (№) было отказано, поскольку данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», а согласно Правилам землепользования и застройки Яменкого сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения от 19.12.2011г. № 83 указанный земельный участок относится к территориальной зоне Ж1, в которой не предусмотрено образование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 126-128).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 10.1 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование предусмотрен ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 39.17 Земельного кодекса РФ представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
цель использования земельного участка;
реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (№), который, как уточнил представитель административного истца в судебном заседании, испрашивался Фадеевым А.С., имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д. 110-113). Тогда как в соответствии с Правилами землепользования и застройки Яменкого сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения от 19.12.2011г. № 83 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области» земельный участок с кадастровым номером (№) находится в зоне Ж1. В соответствующей территориальной зоне предусмотрены малоэтажные дома, включающие: индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома (таунхаусы).
Таким образом для указанной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области для территории зоны Ж1 вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не установлен. На момент подачи Фадеевым А.С. вышеуказанного заявления данный вид разрешенного использования изменен не был.
Данное основание было указано в оспариваемом ответе Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в качестве отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером (№).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предполагаемая цель использования испрашиваемого Фадеевым А.С. земельного участка, как указано его в заявлении, для целей, предусмотренных местным муниципалитетом, т.е. в соответствии с Правилами землепользования и застройки под малоэтажные дома, включающие: индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома (таунхаусы), не соответствует основному виду разрешенного использования данного земельного участка - «для ведения личного подсобного хозяйства», суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого отказа Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области и не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Доводы административного истца о том, что реализация его прав не может ставиться в зависимость от невыполнения своих законных обязанностей Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области как собственника земельного участка в связи с не совершением действий, направленных на изменение вида разрешенного использования земельного участка для приведения его в соответствие с правилами землепользования и застройки Яменского сельского поселения, суд не может принять во внимание, поскольку эти доводы не являются предметом настоящего административного спора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Фадеева А.С. к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа, выраженном в ответе от 16.06.2017г. № 126-II/2176, в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2018г.