№ 2-122-2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 февраля 2013 г. г. Учалы
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гильманова Р.М.,
при секретаре Шариповой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлеткильдиной Е.Ю. в интересах Давлеткильдина Д.Н., Давлеткильдина Р.Н., Давлеткильдиной Д.Н., Чернецкого Ю.А., о признании незаконным отказ администрации МР Учалинский район РБ в признании ее и ее семьи нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, признании их нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязать во внеочередном порядке предоставить Чернецкому Ю.А. отдельную квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Давлеткильдина Е.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования следующим.
Истец Давлеткильдина Е.Ю. состоит в зарегистрированном браке с Давлеткильдиным Н.З. На их иждивении находятся трое усыновленных ими детей и двое детей, переданных им на патронатное воспитание. Также совместно с ними проживает ее отец Чернецкий Ю.А.. страдающий тяжелой формой хронического психического заболевания, <***> включенного в Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МР Учалинский район РБ с заявлением о признании ее семью нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как многодетную семью. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью 1-го заместителя главы администрации МР Учалинский район РБ Гилязитдинова Р.Г. в удовлетворении ее заявления было отказано, ссылаясь на то, что ее семья из 8 человек обеспечена жильем свыше учетной нормы, так как проживают в доме по адресу: <адрес>, общей площадью <***> метров. На каждого члена семьи приходится по <***>.м., кроме этого, они намеренно создали условия, для признания их нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма. Имея в долевой собственности квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <***>.м., они в 2011 году произвели ее отчуждение.
Данный отказ истец считает незаконным.
Представитель ответчика Салимов И.С. исковые требования Давлеткильдиной Е.Ю. не признал и показал, что по месту жительства по <адрес>, истец и ее семья обеспечены нормой жилой площади, общая площадь которой составляет <***> кв. метров, и на каждого члена семьи приходится <***> кв. метров общей площади жилого помещения. При этом не имеет значения тот факт, что помещение в котором они зарегистрированы им не принадлежит. Кроме того, с момента отчуждения жилого помещения в <адрес> РБ, не прошло 5 лет, тогда как согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения не ранее чем через пять со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Выслушав истца, представителя ответчика Салимова И.С., представителя отдела по делам опеки и попечительства Ахмадеевой Ф.Г., третьего лица Давлеткильдина Н.З., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 2, ч.1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года № 87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку. Многодетные семьи, нуждающиеся в жилых помещения, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, а также на приоритетное получение субсидии при оформлении ипотечного кредита на … долевое участие в жилищном строительстве в пределах ресурсов, выделяемых на указанные цели.
По смыслу ст. 49 и 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться не только малоимущим, но и другим категориям граждан, установленным федеральным законом, законом субъекта РФ, Указом Президента РФ, и указанные граждане могут встать на учет либо как малоимущие, либо как граждане, относящиеся к льготной категории граждан.
Для указанной категории граждан ст. 51 ЖК РФ установлены условия признания нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.
Судом установлено следующее.
Давлеткильдина Е.Ю. на иждивении имеет пятерых несовершеннолетних детей, двоим из которых, она является патронатным воспитателем, согласно договору о передаче ребенка на патронатное воспитание от ДД.ММ.ГГГГ. Проживают Давлеткильдины Е.Ю. и зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, временно, на условиях договора безвозмездного пользования, который действует до ДД.ММ.ГГГГ. Собственного жилья, а также земельных участков, она и члены ее семьи не имеют. Жилых помещений на основании договора социального найма у них также не имеется. Собственником жилого дома и земельного участка, предназначенного для его обслуживания, является Шишкин М.Ф., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Членом семьи Давлеткильдиных, Шишкин М.Ф. не является.
Таким образом, судом установлено, что собственного жилого помещения истец и ее семья не имеют.
Жилищное законодательство РФ связывает право гражданина РФ признаваться нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, либо с наличием у него жилого помещения по договору социального найма, либо на праве собственности. Отсутствие жилья в собственности, либо по договору социального найма, либо обеспеченность таким жилым помещением менее учетной нормы, признается одним из оснований нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма. Наличие у гражданина РФ в пользовании временного жилого помещения, занимаемого им на основании срочного договора аренды либо безвозмездного пользования, на которое он не приобретает самостоятельного бессрочного права пользования, не свидетельствует о его обеспеченности жильем.
В связи с этим, утверждение ответчика на проживание истца и ее семьи в жилом помещении, которое им не принадлежит и на которое они не приобрели самостоятельного бессрочного права пользования, необоснованны.
Согласно пунктам 1 и 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ГК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещения. принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <***>. метров, принадлежала Давлеткильдиной Е.Ю. и ее отцу Чернецкому Ю.А., на праве долевой собственности, ей принадлежала <***> доля в указанной квартире, Чернецкому Ю.А. – <***>, и брату истца принадлежала <***> доля.
Как утверждает истец, так как совместное проживание в одной квартире было невозможным, в том числе в виду болезни отца, они решили продать квартиру.
Вырученные от продажи своей доли в указанной квартире денежные средства она вложила в жилищный строительный кооператив «Доступное жилье».
Судом установлено, что на семерых человек (истец, ее супруг, трое их детей, ее отец и брат), в <адрес>, общей площадью <***> кв. метров, приходилось бы по 7 кв. метров на одного человека, т.е. менее учетной нормы, которая составляет 12 кв. метров. То есть, нормой жилой площади, истец и ее семья не была обеспечена.
Однако суд не может согласиться с утверждением истца о том, что ответчик обязан предоставить Чернецкому Ю.А., отдельную квартиру по договору социального найма, поскольку Чернецкому Ю.А. принадлежала <***> доля квартиры по вышеуказанному адресу, которая впоследствии была продана. То есть он не только был членом семьи нанимателя, а был сособственником квартиры, и, следовательно был обеспечен нормой жилой площади, поскольку <***> доля в вышеуказанной квартире соответствует <***> кв. метрам.
Тогда как, согласно п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Давлеткильдиной Е.Ю. удовлетворить частично.
Признать частично незаконным отказ администрации Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостана в признании семьи Давлеткильдиной Е.Ю. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, изложенный в письме за № от ДД.ММ.ГГГГ, и включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В остальной части исковых требований Давлеткильдиной Е.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 30 дней.
Судья Гильманов Р.М.