РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль «06» сентября 2016 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Гапошиной И.С.,
при секретаре судебного заседания Этлешевой Н.Р.,
с участием:
истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вольненское сельское поселение» об обязании принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором находится кладбище,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к МО «Вольненское сельское поселение», в котором просит обязать администрацию МО «Вольненское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га, на котором расположено кладбище.
При этом указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также о землепользовании.
В силу п.п. 3, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 4 ФЗ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения устанавливаются ст. 16 Закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарными правилами и нормами «СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года № 84.
Согласно ч.1 ст.16 ФЗ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
Согласно ч.1 ст.225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Проверкой установлено, что общественное кладбище, расположенное на территории МО «Вольненское сельское поселение» по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га, эксплуатируется на протяжении длительного времени. Правоустанавливающих документов на него не имеется. Земельный участок под размещение данного места погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводился.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Общественное кладбище, расположенное на территории МО «Вольненское сельское поселение», относится к недвижимому имуществу, поскольку прочно связано с землёй, перемещение этого объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГПК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с требованиями п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В главе третьей Земельного кодекса РФ, наряду с другими, регламентированы также правоотношения связанные с муниципальной собственностью, в связи с чем, на основании ст. 25 ЗК РФ, права на объекты находящиеся в муниципальной собственности подлежат обязательной государственной регистрации.
Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве», землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.
В соответствии со ст.17 ФЗ от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года №688.
Частью 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимым имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 7 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Установлено, что на территории МО «Вольненское сельское поселение» имеется общественное кладбище, расположенное по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га.
Однако, вопреки требованиям федерального законодательства, регистрация прав на находящиеся во владении органа местного самоуправления объекты недвижимости, до настоящего времени не осуществлена, на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии до настоящего времени не поставлены, границы земельных участков точно не определены, санитарно-защитные зоны кладбищ не назначены.
Следовательно, отсутствие собственника и надлежащего содержания и контроля за состоянием места захоронения, отсутствие мер по обеспечению его безопасности влечёт невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду.
Непринятие должных мер по содержанию кладбища может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Из п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, является совершенствование порядка использования публичного имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данные нарушения законодательства могут повлечь бесконтрольное использование, отчуждение, передачу в аренду вышеуказанных земельных участков, расположенных на территории МО «Вольненское поселение», проявление коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц администрации поселения, что повлечет нарушение прав и интересов граждан.
Просит обязать администрацию МО «Вольненское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га, на котором расположено кладбище.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика администрации МО «Вольненское сельское поселение» на судебное заседание не явился. В своем заявлении представитель ответчика просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия. Исковые требования прокурора <адрес> признает полностью.
Заслушав старшего помощника прокурора <адрес>, с учетом письменного мнения представителя ответчика администрации МО «Вольненское сельское поселение», исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Вольненское сельское поселение» об обязании принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором находится кладбище, следует удовлетворить по следующим основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «Вольненское сельское поселение» иск прокурора <адрес> Республики Адыгея признал полностью.
В соответствии с ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Вольненское сельское поселение» следует удовлетворить и обязать администрацию МО «Вольненское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га, на котором расположено кладбище.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.п. 9 и 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец и ответчик администрация МО «Вольненское сельское поселение» освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вольненское сельское поселение» об обязании принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором находится кладбище, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вольненское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по осуществлению государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: западная окраина <адрес> общей площадью 3 га, на котором расположено кладбище.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения форме через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Судья (подпись)