ДЕЛО № 2-166/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2015 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,
при секретаре Гуркиной Н.В.,
с участием представителя заявителя- помощника прокурора Михайловского района Амурской области Бабаниной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Зеленоборского сельсовета в части не принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., непринятии мер по государственной охране данного памятника- незаконным, обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Амурской области для постановки на учет как бесхозяйного недвижимого имущества памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, обязании произвести реставрационные работы памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Амурской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Зеленоборского сельсовета в части не принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., непринятии мер по государственной охране данного памятника- незаконным, обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Амурской области для постановки на учет как бесхозяйного недвижимого имущества памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, обязании произвести реставрационные работы памятника, воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, в результате которой установлено, что на территории Зеленоборского сельсовета Михайловского района расположен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.Согласно сведениям предоставленным администрацией Михайловского района и администрацией Зеленоборского сельского поселения данный памятник культуры не является объектом муниципальной собственности. Собственник у данного памятника отсутствует. Таким образом данный объект историко- культурного наследия является бесхозяйной недвижимой вещью. Согласно справке, памятник представляет собой постамент, расположенный на невысоком основании. По правую сторону памятника стоит, сужающийся кверху столб, с пирамидально заостренной верхушкой, увенчанной пятиконечной звездой. По середине постамента имеется выпуклое изображение воина с надписью «1941-1945». Данное изображение находится в неудовлетворительном состоянии, облицовочное покрытие отслоено. По левую сторону памятника, на более высоком основании установлена плита, увенчанная пятиконечной звездой. По всему периметру основания имеется отслоение, а также отсырение покрытия, следы (потеки) ржавчины. На правой стороне памятника в основании отсутствует штукатурка. Территория, на которой расположен памятник, не ухожена, захламлена. Настоящее состояние памятника истории, посвященного воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. является недопустимым и противоречит задачам сохранения военно-исторического наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако органами местного самоуправления Зеленоборского сельского поселения не принимается должных мер по реализации возложенных законом полномочий по государственной охране памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
В судебном заседании представитель заявителя- помощник прокурора Михайловского района Амурской области Бабанина М.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что памятник находится на территории с.Зеленый Бор, в силу положений ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесены сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Указала, что именно на Зеленоборский сельсовет должна быть возложена обязанность по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Зеленоборского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Представитель Министерства культуры и архивного дела Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного суду письменного отзыва на заявление следует, что памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Михайловский район, с.Зеленый Бор, в парке) решением Амурского областного Совета народных депутатов (исполнительного комитета) от 06.04.1988г. № 84 «О выполнении Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» поставлен на государственный учет как памятник истории и культуры местного значения. В соответствии с п.3 ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. памятники истории и культуры местного значения принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр. Таким образом, Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Михайловский район, с.Зеленый Бор, в парке) на сегодняшний день является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения. Право собственности на указанный объект культурного наследия не зарегистрировано. На балансе учреждений данные памятники не числились. Федеральный закон от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в определении объекта культурного наследия (ст.3) указал, что памятники это объекты недвижимого имущества. Пунктом 3 ст.48 указанного закона определено, что бремя содержания объекта культурного наследия несет собственник. Таким образом, исходя из указанных норм закона, возникает необходимость оформления объекта культурного наследия как объекта недвижимого имущества. С целью обеспечения надлежащего содержания памятников истории и культуры, считают необходимым оформление права собственности на объект культурного наследия соответствующим поселением, на территории которого он расположен. Кроме того, обязанность администрации поселений по содержанию и благоустройству территории указанных памятников вытекает из требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (ст.5,11).
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580) документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 13 в ред. от 31.12.2005) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения (п. 9 ч. 2 ст. 50).
В судебном заседании установлено, что памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. находится на территории Зеленоборского сельсовета Михайловского района, права на указанный памятник не зарегистрированы в Управлении Росреестра по Амурской области, что следует из Уведомления Управления Росреестра по Амурской области от 05.05.2015г.
По сообщению Министерства культуры и архивного дела Амурской области от 06.05.2015г. данный памятник относится к объектам культурного наследия регионального значения. Из перечня памятников истории и культуры Амурской области, находящихся на государственной охране следует, что памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. включен в данный перечень на основании Решения райисполкома № 106 от 22.03.1978г., данный памятник находится в с.Зеленый Бор, в парке.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия регионального значения, в отношении которого имеется спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не заявляет, т.е. фактически данный памятник культурного наследия в соответствии со ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью.
В соответствии с Постановлением администрации Михайловского района Амурской области от 22.05.2003 № 181 утвержден перечень памятников истории и культуры Михайловского района, состоящих на государственной охране (приложение № 1) и выявленных памятников, не состоящих на государственной охране (приложение №2). Также Постановлением № 181 постановлено закрепить памятники истории и культуры согласно приложениям № 1 и № 2. Рекомендовано главам муниципальных образований в срок до 15.06.2003 поставить на баланс памятники истории и культуры, находящиеся на подведомственной территории, согласно приложениям № 1, № 2. Кроме того, Постановлением № 181 закреплена обязанность обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние памятников и прилегающих к ним территорий. Ежегодно предусматривать выделение средств из местного бюджета на проведение текущего ремонта, благоустройства и другие расходы по мере возможности на их реставрацию. Все работы по ремонту и реставрации согласовывать с отделом культуры администрации <адрес>.
Как следует из приложения № 1 к данному Постановлению ответственным за сохранность памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. указана администрация Зеленоборского сельсовета.
В силу ст.11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Как установлено в судебном заседании, Зеленоборский сельсовет, на территории которого расположен объект культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделен полномочиями по постановке на учет такого объекта с целью определения его дальнейшего собственника. Однако данных о принятии таких мер со стороны Зеленоборского сельсовета в материалы дела не представлено. В связи с чем, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Зеленоборского сельсовета имело место незаконное бездействие по не совершению действий, направленных на постановку на учет спорного памятника истории и культуры в Управлении Росреестра по Амурской области, соответственно требования в данной части, а также в части возложения обязанности на администрацию Зеленоборского сельсовета совершить действия по постановке памятника на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд находит подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Зеленоборского сельсовета в части непринятия мер по государственной охране спорного памятника незаконным и обязании произвести реставрационные работы памятника, суд приходит к следующему.
Из представленных в материалы дела справки помощника прокурора Михайловского района Амурской области ФИО6В., фототаблиц к справке о проведении проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, объяснения Главы Зеленоборского сельсовета ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что спорный памятник находится в неудовлетворительном состоянии, требует ремонта и реставрации.
Принимая во внимание данные обстоятельства и проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Зеленоборского сельсовета имело место незаконное бездействие по непринятию мер по государственной охране спорного памятника, в связи с чем требования прокурора в указанной части, а также в части возложения обязанности на администрацию Зеленоборского сельсовета произвести реставрационные работы памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., суд также находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Михайловского района Амурской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области в части непринятия мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества- памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Обязать администрацию Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Признать незаконным бездействие администрации Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области в части непринятия мер по государственной охране памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Обязать администрацию Зеленоборского сельсовета Михайловского района Амурской области произвести реставрационные работы памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В.Ситникова
Решение в окончательной форме изготовлено 03.06.2015