Решение по делу № 2-248/2019 от 18.04.2019

Дело № 2-248/2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2019года пос. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Перелыгиной Г.М.

при секретаре Волошиной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добринского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добринского муниципального района, МБОУ СШ с. Нижняя Матренка об организации охраны образовательного учреждения, выделении денежных средств для организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режима частной охранной организацией

УСТАНОВИЛ

Прокурор Добринского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился первоначально в суд с иском к администрации Добринского муниципального района, просил признать бездействие администрации Добринского муниципального района Липецкой области по недостаточному финансированию мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования, а именно МБОУ СШ с. Нижняя Матренка незаконным и обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу выделить из муниципального бюджета МБОУ СШ с. Нижняя Матренка денежные средства в размере 328320 рублей для заключения договора на 12 месяцев с частной охранной организацией для охраны объекта.

В последующем просил привлечь в качестве ответчика МБОУ СШ с. Нижняя Матренка и обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СШ с. Нижняя Матренка в объеме необходимом для организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режимов частной охранной организацией; обязать МБОУ СШ с. Нижняя Матренка организовать охрану и обеспечить внутри объектовый и пропускной режимы частной охранной организацией.

В обосновании заявленных требований прокурор ссылался на установленные законодательством обязанности образовательных учреждений, имеющих определенную категорию опасности, устанавливать внутри объекта охрану и пропускной режим частными охранными организациями в течение 12 месяцев с момента проведения работ по обследованию и категорированию образовательных учреждений на предмет опасности. МБОУ СШ с. Нижняя Матренка согласно акту обследованию и категорированию образовательных учреждений отнесено ко второй категории опасности, поэтому обязано установить вышеуказанный режим охраны. Также прокурор ссылался на то, что мероприятия по антитеррористической деятельности в силу п.6.1 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.03.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» отнесены к вопросам и компетенции органов местного самоуправления. При проведении проверки установлено, что денежные средства в достаточном количестве для выполнения указанных работ бюджетным образовательным учреждениям, в том числе МБОУ СШ с. Нижняя Матренка, не выделяются.

В судебном заседании помощник прокурора Мугдусян Т.В. исковые требования прокурора поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представители ответчиков МБОУ СШ с. Нижняя Матренка, администрации Добринского муниципального района Липецкой области иск не признали. По существу заявленных требований суду объяснили следующее.

Представитель администрации Добринского муниципального района Михалева Н.В. указала, что администрация Добринского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств Добринского муниципального района. Администратором бюджетных средств, выделяемых образовательным учреждениям, является районный отдел образования. Бюджет формируется по заявкам распорядителей бюджетных средств и утверждается на сессии депутатов районного совета. Обязанность по обеспечению охранной деятельности в каждом конкретном образовательном учреждении, в том числе в МБОУ СШ с. Нижняя Матренка лежит на самом учреждении, т.к. они являются самостоятельными юридическими лицами. Бюджет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения складывается не только из средств муниципального, федерального бюджета, но и самостоятельных средств, полученных от оказания платных услуг. На деятельность, связанную с финансированием антитеррористической деятельности, органам образования Добринского муниципального района в бюджете района заложены средства в сумме 3 млн. руб., которые в полном объеме им выделены. Заявка поступила от органов образования на 10 миллионов рублей. Но выделить указанные средства в таком количестве не представилось возможным, бюджет является сбалансированным и утвержден решением сессии районного совета в обозначенной сумме.

Представитель МБОУ СШ с. Нижняя Матренка - директор образовательного учреждения Соломонова Н.А. иск не признала, указала, что поскольку достаточных средств для организации охраны и пропускного режима не достаточно, школа не может организовать проведение конкурса и заключения договора на внутри объектовую охрану и пропускной режим с частной организацией. Кроме того, в настоящее время у них изменилось количество учащихся и воспитанников, посещающих школу, что изменит категорию опасности и может отпасть необходимость в организации охраны внутри объекта и пропускного режима специализированной частной охранной организацией.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица - представитель управления финансов Добринского муниципального района Мягкова Н.Н. суду объяснила, что проект бюджета Добринского района составляется управлением финансов администрации Добринского муниципального района по заявкам распорядителей бюджетных средств. Распорядителем бюджетных средств учреждений образования является отдел образования Добринского муниципального района, который должен до 01.08 каждого года подать заявку на необходимое количество денежных средств для обеспечения их деятельности. На антитеррористическую деятельность в 2018году была подана заявка о выделении средств в 2019г. в сумме 10 миллионов рублей, указанная заявка была рассмотрена, и было выделено 3 миллиона рублей для установления турникетов, видеонаблюдения и тревожных кнопок. Бюджет был утвержден на сессии депутатов районного совета. В последующем были внесены коррективы, дополнительно было выделено 500тыс. руб. Выделить средства в большем размере не представилось возможным. При формировании бюджета на 2020год эти вопросы будут рассмотрены также по заявке отдела образования, однако установить в каком объеме могут быть выделены указанные средства, в настоящее время не возможно. Бюджет района формируется от планируемых поступлений денежных средств в бюджет, в настоящее время эти источники еще не выявлены и размер будущих поступлений невозможно определить, поэтому в настоящее время решить вопрос о выделении указанных средств не представляется возможным.

Представитель отдела образования администрации Добринского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Басова Р.А. суду объяснила, что заявка ОО на выделение средств подаётся в управление финансов района, и формируется она на основании потребностей муниципальных образовательных учреждений, представляемых в отдел образования. Первоочередным направлением обеспечения финансами являются - заработная плата сотрудников образовательных учреждений и обеспечение образовательного процесса. В 2018году ОО обращалось с заявкой о выделении средств для обеспечения антитеррористических мероприятий на 2019г. в сумме 10 миллионов рублей. Было выделено только 3,5миллиона рублей. Этих средств недостаточно для проведения антитеррористических мероприятий в полном объеме, но работа эта ведется и по мере поступления денежных средств, все мероприятия будут выполнены.

Выслушав доводы сторон, исследуя письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Согласно п. 6 ст. 3, п. 4 сч.2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (далее - теракт). Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), их категории устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п. 5, 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 установлена обязанность правообладателей объектов образования на проведение организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта в зависимости от категорирование объекта.

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

При этом срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.

Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм права необходимо сделать вывод, что обязанность по обеспечению и проведению организационных и иных мероприятий, связанных с антитеррористической деятельностью и их объеме лежит на руководителе осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте.

Данное же положение закреплено и в ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающей, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Таким образом, обязанность по проведению и организации антитеррористических мероприятий на территории образовательного учреждения законом возложена на самостоятельное образовательное учреждение.

Из акта обследования и категорирования объекта МБОУ СШ с. Нижняя Матренка без даты и номера, следует, что 15.02.2018г. было проведено изучение и исходных данных по указанному объекту, по результатам обследования были сделаны выводы, что объект МБОУ СШ с. Нижняя Матренка, расположенный в зданиях площадью 2507 кв.м. относится ко второй категории опасности, объект не отвечает требованиям по антитеррористической защищенности. Необходимо провести ряд организационных мероприятий, в том числе физическую охрану объекта(территорий) обеспечить сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из объяснений истца, и что не оспаривается представителем ответчика –руководителем МБОУ СШ с. Нижняя Матренка Соломоновой Н.А. данные мероприятия в установленный законом - 12 месячный срок не выполнены.

Следовательно, коль скоро данные требования не выполнены, необходимо обязать МБОУ СШ с. Нижняя Матренка выполнить указанные мероприятия, поэтому в этой части требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом доводы представителя ответчика, что возможно с 01.09.2019года из-за уменьшения количества обучающихся, изменится категория опасности и отпадет необходимость в проведении указанных мероприятий, не может послужить основаниям для отказа в иске, поскольку данный довод ответчика носит предположительный характер, до настоящего времени категория опасности бюджетного учреждения не изменилась. В случае изменения категории опасности МБОУ СШ с. с. Нижняя Матренка, это обстоятельство может явиться основанием для прекращения исполнительного производства или пересмотре дела по вновь возникшим обстоятельствам.

При этом суд полагает необходимым выйти за рамки предъявленных прокурором требований и обязать МБОУ СШ с. Нижняя Матренка провести мероприятия по физической охране внутри объекта и пропускном режиме частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку в акте категорирования указано на возможность физической охраны объекта двумя видами охранных предприятий. Ограничивать право муниципального учреждения в выборе вида и способа проведения этих мероприятий, суд не вправе, поскольку способ и вид охраны муниципальное учреждение вправе избрать самостоятельно, суд не вмешивается в хозяйственную деятельность учреждения.

Доводы ответчика о том, что в МБОУ СШ объекта не достаточно средств для выполнения указанных требований, не является основанием для освобождения их от указанной обязанности.

Доводы прокурора о том, что коль скоро органы местного самоуправления, а именно администрация района, является собственником объектов недвижимости, которые переданы в оперативное управление МБОУ СШ с. Нижняя Матренка она, как собственник объекта несет субсидарную ответственность по обязательствам учреждения, следовательно, администрация муниципального образования несет ответственность и за организацию мероприятий по установлению на объекте физической охраны объекта внутри и пропускном режиме частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, суд согласиться не может.

В силу ч. 3 ст. 123.21, п.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение, куда относится МБОУ СШ с. Нижняя Матренка, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. И только в определенных случаях - по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Правоотношения же по финансированию бюджетного учреждения администрацией района и выделение средств на организацию мероприятий по установлению на объекте физической охраны объекта внутри и пропускном режиме частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не могут быть основаны на данных нормах права, поскольку это иной вид правоотношений (данные правоотношения не связанны с возмещением ущерба гражданам).

В соответствии со ст. 99-106 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» экономическая деятельность и финансовое обеспечение образовательных учреждений для выполнения государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, по нормативам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится, среди прочего, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; создание надлежащих условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с пунктами 3, 7.1 части 1 статьи 17, пунктов 3, 6.1 статьи 15 ФЗ от 06.03.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в РФ» к полномочиям органов местно самоуправления – муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии со ст. 45, 49,52 - 53 Устава Добринского муниципального района Экономическую основу местного самоуправления муниципального района составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства районного бюджета, а также имущественные права муниципального района.

Муниципальный район имеет собственный бюджет (районный бюджет). Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность районного бюджета и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.

Составление, утверждение и исполнение районного бюджета осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.

Порядок составления и рассмотрения проекта районного бюджета, утверждения и исполнения районного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении районного бюджета устанавливается решением Совета депутатов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В районном бюджете раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемых им федеральными законами и законами Липецкой области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы районного бюджета.

Проект районного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Составление проектов районного бюджета - исключительная прерогатива администрации муниципального района.

Непосредственное составление проекта районного бюджета осуществляет управление финансов администрации муниципального района.

Порядок и сроки составления проекта районного бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для предоставления одновременно с проектом районного бюджета, устанавливаются администрацией муниципального района с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Совета депутатов муниципального района не позднее чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок рассмотрения проекта решения о районном бюджете и его утверждения определяется муниципальным правовым актом Совета депутатов муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение районного бюджета обеспечивается администрацией муниципального района.

Организация исполнения районного бюджета возлагается на управление финансов администрации муниципального района.

Исполнение районного бюджета по доходам осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение районного бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном управлением финансов администрации муниципального района, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исполнение районного бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленном управлением финансов администрации муниципального района в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из системного толкования правовых актов, необходимо сделать вывод, что суд не вправе вмешиваться в деятельность администрации района и обязать её в достаточном объеме профинансировать мероприятия, которые проводит МБОУ СШ с. Нижняя Матренка по организации антитеррористической деятельности, т.к. составление проектов районного бюджета, и после его утверждения Советом депутатов муниципального района, исполнение районного бюджета находиться в исключительной компетенции администрации органов местного самоуправления.

В связи с этим требования прокурора обязать администрацию Добринского муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СШ с. Нижняя Матренка в объеме необходимом для организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режимов частной охранной организацией, не могут быть удовлетворены.

В пределах средств выделенных образовательным учреждения для указанной деятельности в размере 3,5 мл. руб. на 2019год финансирование проведено и районному отделу образования, являющемуся администратором распределения указанных бюджетных средств в сфере образования, эти средства выделены в полном объеме.

Кроме того, решение суда по рассмотренному делу должно быть законным и обоснованным. В понятие законности принятого решения входит, в том числе, его исполнимость. Требование о выделении средств МБОУ СШ с. Нижняя Матренка администрацией района в достаточном объеме, без учета конкретного их размера, не является определенным, и в случае постановки такого решения, его нельзя признать исполнимым.

Решая вопрос о сроке в течение которого МБОУ СШ с. Нижняя Матренка должно провести мероприятия по организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режимов сторонней специализированной организацией, суд считает возможным согласиться с доводами муниципального учреждения и предоставить срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку для проведения конкурса, торгов на выполнение указанных работ, и в дальнейшем заключение договора по данному виду деятельности, требуется определенное время.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ

Иск прокурора Добринского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добринского муниципального района, МБОУ СШ с. Нижняя Матренка об организации охраны образовательного учреждения, выделении денежных средств для организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режима частной охранной организацией удовлетворить частично.

Обязать МБОУ СШ с. Нижняя Матренка в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать физическую охрану объекта – МБОУ СШ с. Нижняя Матренка внутри объектовым и пропускном режимами частной охранной организацией или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В удовлетворении исковых требований к администрации Добринского муниципального района о выделении дополнительных денежных средств для организации охраны и обеспечения внутри объектового и пропускного режима частной охранной организацией в МБОУ СШ с. Нижняя Матренка отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Г.М.Перелыгина

Решение в окончательной форме вынесено 19.06.2019г.

2-248/2019

Категория:
Гражданские
Другие
администрация Добринского муниципального района Липецкой области
МБОУ СШ с. Нижняя Матренка
Прокурор Добринского района
Управление финансов администрации Добринского муниципального района Липецкой области
отдел образования администрации Добринского муниципального района Липецкой области
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Дело на странице суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
18.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2019Передача материалов судье
22.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Подготовка дела (собеседование)
16.05.2019Подготовка дела (собеседование)
30.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2019Судебное заседание
10.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее