Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1595/2013 ~ М-1659/2013 от 01.11.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 24 декабря 2013 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Трофимовой В.И.,

при секретаре Обухановой М.С.,

с участием истицы Пискуновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискунова Юрия Ивановича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, и Пискуновой Луизы Алексеевны к Министерству обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Пискунов Ю.И., членами семьи которого являются его жена Пискунова Л.А. и несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее не реализовавшие свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о передаче им в собственность в порядке приватизации <адрес>, расположенной в жилом <адрес> (далее – спорная квартира), в которой все они зарегистрированы и до настоящего времени проживают.

В удовлетворении заявления им было отказано.

Считая, что каких-либо препятствий для реализации права на бесплатную приватизацию спорной квартиры не имеется, истцы обратилась в суд с иском о признании за ними и несовершеннолетним ФИО2 в порядке приватизации права общей долевой собственности (в равных долях) на спорную квартиру.

Первоначально истцы свои исковые требования адресовали Министерству обороны РФ и ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Впоследствии судом по ходатайству истцов была произведена замена одного из ответчиков (ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ) на правопреемника - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 70-71).

В судебном заседании истица Пискунова Л.А., сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, свои требования поддержала в полном объеме.

Истец Пискунов Ю.И. и представители ответчиков, надлежаще уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились (л. д. 77, 78-80).

В предыдущих судебных заседаниях истец Пискунов Ю.И., сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, свои требования поддержал в полном объеме (л.д. 70-71, 75,76)

Представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в представленном письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, сославшись на то, что ответчики в силу п. 2 Постановления Правительства РФ «О некоторых мерах по управлению федеральными имуществом» от ДД.ММ.ГГГГ года не наделены полномочиями по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц (л.д. 78-81).

Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что правообладателем спорной квартиры является Российская Федерация, в настоящее время в органах Росреестра право оперативного управления на эту квартиру зарегистрировано за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, правопреемником которого является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 37, 50, 83-89).

Установлено судом также, что Пискунов Ю.И. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ним ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действовавшим от лица собственника спорной квартиры, он и члены его семьи - его жена Пискунова Л.А. (соистица по делу) и несовершеннолетний сын ФИО2 - зарегистрированы и до настоящего времени проживают в спорной квартире. Кроме истцов и несовершеннолетнего ФИО2 иных лиц, имеющих право претендовать на приватизацию спорной квартиры, не имеется (л.д. 9-11, 18-21, 24-28, 33, 49).

В судебном заседании установлено и признано сторонами, подтверждено представленными письменными доказательствами, что истцы и несовершеннолетний ФИО2 правом на приватизацию жилого помещения ранее не пользовались, оснований, исключающих приватизацию согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ в действующей редакции (далее - Закон о приватизации), не имеется. В спорной квартире зарегистрирована и проживает и несовершеннолетняя ФИО7 (дочь истицы от предыдущего брака), ранее принимавшая участие в приватизации жилого помещения, которая против приватизации спорной квартиры истцами и несовершеннолетним ФИО2 не возражает (л. д. 35, 36, 65-68, 90).

Судом установлено также, что с учетом требований п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 42, спорная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, не имеет статус служебного жилого помещения, занимается Пискуновым Ю.И. и членами его семьи на условиях договора социального найма, а потому к спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Из объяснений истцов и представленных письменных доказательств следует, что Пискунов Ю.И. в ДД.ММ.ГГГГ обращался в ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ и администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> с заявлениями о передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, но в этом ему было отказано: первым адресатом - без указания причин отказа и с рекомендацией обратиться в суд, вторым - со ссылкой на то, что спорная квартира не является объектом муниципальной собственности, полномочий по передаче в собственность объектов федеральной собственности у администрации не имеется (л.д.12, 54).

Судом установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ Пискунов Ю.И. с таким же вопросом обращался в Министерство обороны РФ, но в передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации было также отказано со ссылкой на то, что спорная квартира, в силу ст. 2 Федерального закона «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ - городов <адрес>, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 423-ФЗ и п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежащая передаче в муниципальную собственность, до настоящего времени в муниципальную собственность не передана, а потому истцам было рекомендовано обратиться в суд (л.д. 38-40, 54, 55-64).

По смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что спорная квартира является изолированным жилым помещением и ее общая площадь составляет 88,3 кв.м (л. д.14-17).

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ, действующей и в настоящее время, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно ст. 1 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статями 2 и 11 Закона о приватизации предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона о приватизации гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом условиях, если они обратились с этим требованием и если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону.

Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона о приватизации порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона о приватизации и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 23.07.2013), Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм права и их системного толкования, статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Минобороны России, принадлежат Минобороны России в лице его уполномоченных органов.

В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.

Федеральным законом «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения <адрес>, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 423-ФЗ вопросы безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, не урегулирован, Министерством обороны Российской Федерации порядок такой передачи также не определен.

Однако, отсутствие такого порядка, равно как и непередача спорной квартиры в муниципальную собственность при наличии обязанности по совершению таких действий не могут являться законным основанием для отказа в реализации права граждан на приватизацию предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения.

Отказом Пискунову Ю.И. в передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации созданы препятствия в реализации истцами своего права на приватизацию.

В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорная квартира является изолированным жилым помещением, истцы и несовершеннолетний ФИО2 проживают в спорной квартире на законных основаниях, другие лица права на приватизацию этого помещения не имеют, истцы с соблюдением требований закона обратились с требованием о приватизации квартиры и предусмотренных ст. 4 Закона о приватизации оснований, исключающих приватизацию спорной квартиры не имеется, суд, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона о приватизации, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению,

Поскольку исковые требования истцов судом удовлетворяются, ранее произведенная в Едином государственном реестре прав о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности квартиры на праве собственности Российской федерации и запись от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления на квартиру Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Воронежская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ подлежат погашению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Пискунова Юрия Ивановича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, и Пискуновой Луизы Алексеевны полностью удовлетворить.

Признать за Пискуновым Юрием Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Пискуновой Луизой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в равных долях (по 1/3 доли за каждым) в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 88,3 кв.м, расположенную в <адрес>.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности квартиры на праве собственности Российской федерации и запись от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления на квартиру Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Разъяснить сторонам, что право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 24 декабря 2013 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Трофимовой В.И.,

при секретаре Обухановой М.С.,

с участием истицы Пискуновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискунова Юрия Ивановича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, и Пискуновой Луизы Алексеевны к Министерству обороны РФ и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Пискунов Ю.И., членами семьи которого являются его жена Пискунова Л.А. и несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее не реализовавшие свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о передаче им в собственность в порядке приватизации <адрес>, расположенной в жилом <адрес> (далее – спорная квартира), в которой все они зарегистрированы и до настоящего времени проживают.

В удовлетворении заявления им было отказано.

Считая, что каких-либо препятствий для реализации права на бесплатную приватизацию спорной квартиры не имеется, истцы обратилась в суд с иском о признании за ними и несовершеннолетним ФИО2 в порядке приватизации права общей долевой собственности (в равных долях) на спорную квартиру.

Первоначально истцы свои исковые требования адресовали Министерству обороны РФ и ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Впоследствии судом по ходатайству истцов была произведена замена одного из ответчиков (ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ) на правопреемника - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 70-71).

В судебном заседании истица Пискунова Л.А., сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, свои требования поддержала в полном объеме.

Истец Пискунов Ю.И. и представители ответчиков, надлежаще уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились (л. д. 77, 78-80).

В предыдущих судебных заседаниях истец Пискунов Ю.И., сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, свои требования поддержал в полном объеме (л.д. 70-71, 75,76)

Представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в представленном письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, сославшись на то, что ответчики в силу п. 2 Постановления Правительства РФ «О некоторых мерах по управлению федеральными имуществом» от ДД.ММ.ГГГГ года не наделены полномочиями по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц (л.д. 78-81).

Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что правообладателем спорной квартиры является Российская Федерация, в настоящее время в органах Росреестра право оперативного управления на эту квартиру зарегистрировано за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, правопреемником которого является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 37, 50, 83-89).

Установлено судом также, что Пискунов Ю.И. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ним ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, действовавшим от лица собственника спорной квартиры, он и члены его семьи - его жена Пискунова Л.А. (соистица по делу) и несовершеннолетний сын ФИО2 - зарегистрированы и до настоящего времени проживают в спорной квартире. Кроме истцов и несовершеннолетнего ФИО2 иных лиц, имеющих право претендовать на приватизацию спорной квартиры, не имеется (л.д. 9-11, 18-21, 24-28, 33, 49).

В судебном заседании установлено и признано сторонами, подтверждено представленными письменными доказательствами, что истцы и несовершеннолетний ФИО2 правом на приватизацию жилого помещения ранее не пользовались, оснований, исключающих приватизацию согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ в действующей редакции (далее - Закон о приватизации), не имеется. В спорной квартире зарегистрирована и проживает и несовершеннолетняя ФИО7 (дочь истицы от предыдущего брака), ранее принимавшая участие в приватизации жилого помещения, которая против приватизации спорной квартиры истцами и несовершеннолетним ФИО2 не возражает (л. д. 35, 36, 65-68, 90).

Судом установлено также, что с учетом требований п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 42, спорная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, не имеет статус служебного жилого помещения, занимается Пискуновым Ю.И. и членами его семьи на условиях договора социального найма, а потому к спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Из объяснений истцов и представленных письменных доказательств следует, что Пискунов Ю.И. в ДД.ММ.ГГГГ обращался в ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ и администрацию городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> с заявлениями о передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, но в этом ему было отказано: первым адресатом - без указания причин отказа и с рекомендацией обратиться в суд, вторым - со ссылкой на то, что спорная квартира не является объектом муниципальной собственности, полномочий по передаче в собственность объектов федеральной собственности у администрации не имеется (л.д.12, 54).

Судом установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ Пискунов Ю.И. с таким же вопросом обращался в Министерство обороны РФ, но в передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации было также отказано со ссылкой на то, что спорная квартира, в силу ст. 2 Федерального закона «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ - городов <адрес>, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 423-ФЗ и п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ подлежащая передаче в муниципальную собственность, до настоящего времени в муниципальную собственность не передана, а потому истцам было рекомендовано обратиться в суд (л.д. 38-40, 54, 55-64).

По смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что спорная квартира является изолированным жилым помещением и ее общая площадь составляет 88,3 кв.м (л. д.14-17).

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ, действующей и в настоящее время, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно ст. 1 Закона о приватизации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статями 2 и 11 Закона о приватизации предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность бесплатно на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона о приватизации гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных Законом условиях, если они обратились с этим требованием и если приватизация данного жилого помещения не противоречит закону.

Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона о приватизации порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, уже являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, согласно правовой позиции которого, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона о приватизации и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 23.07.2013), Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм права и их системного толкования, статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Минобороны России, принадлежат Минобороны России в лице его уполномоченных органов.

В соответствии с п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.

Федеральным законом «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения <адрес>, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 423-ФЗ вопросы безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, не урегулирован, Министерством обороны Российской Федерации порядок такой передачи также не определен.

Однако, отсутствие такого порядка, равно как и непередача спорной квартиры в муниципальную собственность при наличии обязанности по совершению таких действий не могут являться законным основанием для отказа в реализации права граждан на приватизацию предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения.

Отказом Пискунову Ю.И. в передаче ему и членам его семьи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации созданы препятствия в реализации истцами своего права на приватизацию.

В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорная квартира является изолированным жилым помещением, истцы и несовершеннолетний ФИО2 проживают в спорной квартире на законных основаниях, другие лица права на приватизацию этого помещения не имеют, истцы с соблюдением требований закона обратились с требованием о приватизации квартиры и предусмотренных ст. 4 Закона о приватизации оснований, исключающих приватизацию спорной квартиры не имеется, суд, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона о приватизации, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению,

Поскольку исковые требования истцов судом удовлетворяются, ранее произведенная в Едином государственном реестре прав о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности квартиры на праве собственности Российской федерации и запись от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления на квартиру Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Воронежская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ подлежат погашению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Пискунова Юрия Ивановича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, и Пискуновой Луизы Алексеевны полностью удовлетворить.

Признать за Пискуновым Юрием Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Пискуновой Луизой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в равных долях (по 1/3 доли за каждым) в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес> общей площадью 88,3 кв.м, расположенную в <адрес>.

Решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности квартиры на праве собственности Российской федерации и запись от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления на квартиру Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Разъяснить сторонам, что право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

1версия для печати

2-1595/2013 ~ М-1659/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пискунов Юрий Иванович
Пискунова Луиза Алексеевна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГ КЭУ "Воронежская КЭЧ района"
Суд
Лискинский районный суд Воронежской области
Судья
Трофимова Валентина Ивановна
Дело на странице суда
liskinsky--vrn.sudrf.ru
01.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2013Передача материалов судье
01.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2013Судебное заседание
19.12.2013Судебное заседание
20.12.2013Судебное заседание
24.12.2013Судебное заседание
29.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2014Дело оформлено
03.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее