Р Е Ш Е Н И Е
г. Чехов, Московской области ДД.ММ.ГГГГ
судья Чеховского городского суда Московской области Блинова А.Г.,
с участием помощника Чеховского городского прокурора Горяева С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1, ч.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица <данные изъяты>», имеющего юридический адрес: <адрес>, жалобу <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении юридического лица ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о наложение административного штрафа за административные правонарушения, выразившееся в следующем: ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов при эксплуатации помещений по адресу: <адрес> <данные изъяты>» нарушены Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.12г № 390 (ППР в РФ), Федеральный закон от 22.07.08 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:
- не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта ( пожарного поста), инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта – п. 64 ППР в РФ;
- на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности – п. 33 ППР в РФ;
- в помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны – п.6 ППР в РФ;
- не обеспечено наличие на дверях складских помещений обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствие с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 20 ППР в РФ;
- у гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели ( объемные со светильниками или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника – п. 55 ППР в РФ, Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123 ФЗ, ст. 68; СП 8.13130.2009;
- при автоматическом и дистанционном включении пожарных насосов не предусмотрена подача сигнала ( световой и звуковой) в помещение пожарного поста или другое помещение с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала – ФЗ РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, ст.4, ст. 6; СП 5.13130.2009, п.5.10.3;
- внутри насосных станций пожаротушения отсутствует аварийное освещение – ФЗ РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, ст. 4, ст. 6; СП 5. 13130.2009, п. 5.10.19, п.5.10.20;
- снаружи помещения насосных станций пожаротушения не размещены соединительные головки с расчетом подключения одновременно не мене двух пожарных автомобилей Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123 ФЗ, ст.4, ст.6; СП 5.13130.2009 п.5.10.19 п.5.10.20
- у входа в помещение насосных станций пожаротушения отсутствует световое табло «насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением, ФЗ РФ № 123-ФЗ, ст. 4, ст. 6; СП 5.13130.2009, п.5.10.15
<данные изъяты>» за правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.1, ч.3 КоАП РФ назначен административный штраф в общей сумме 150 тысяч рублей.
В жалобе <данные изъяты>» указано, что с постановлением о назначении административного наказания общество не согласно по следующим основаниям.
По делу не определен надлежащий субъект правоотношений со стороны правонарушителя. Ответственным за безопасность в целом по объектам недвижимости является ФИО2 Не установлены причины неисполнения Правил пожарной безопасности. Административной ответственности подлежит лицо, ответственное за пожарную безопасность. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективной стороны правонарушения. Не указано: в каких конкретно местах помещения выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Также СП 5.13130.2009 является нормативным документом добровольно применения.
Выслушав представителя <данные изъяты>» по доверенности, удостоверенной генеральным директором ФИО3, (защитника ) – ФИО4, главного государственного инспектора Чеховского района по пожарному надзору ФИО5, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление следует изменить.
В соответствие со ст. 38, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 23.05.2016) " О пожарной безопасности"
ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Доводы заявителя о том, что ответственность должна быть возложена на ФИО2, ответственного за пожарную безопасность согласно приказу генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными, так как по приказу ФИО2 обязан - при приёме на работу проводить с работниками противопожарный инструктаж и заносить это в специальный журнал. Иные полномочия ФИО8 не поручены.
Суд полагает, что лицо, которое должно нести ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности установлено правильно с учетом того, что устранение нарушений носит затратный и масштабный характер, что не в компетенции и не в возможностях Калачёва П.Ю.
Доводы о том, что СП 5.13130.2009 применяется добровольно, не основан на требованиях, предъявляемых к обеспечению пожарной безопасности.
Как явствует из постановления о назначении административного наказания, перед конкретным пунктом СП 5.13130.2009 идет ссылка на статьи 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ( ред. от 03.07.2016 года) « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно статье 4 Федерального Закона от 22.07.2008 года « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального Закона.
Согласно статье 6 Федерального Закона от 22.07.2008 года « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствие с Федеральным законом « О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным Законом; если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствие с Федеральным законом « О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статья 6 главы 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О техническом регулировании" предусматривает, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; и т.п.
В общей части "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) (ред. от 01.06.2011)
указано, что настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Таким образом, соблюдение требований, предусмотренных СП 5.13130.2009 необходимо для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, которые находятся в помещении <данные изъяты>», для защиты имущества физических и юридических лиц.
Без соблюдения данных правил невозможно считать объект надлежащим образом защищенным от пожара и его последствий.
Доводы заявителя, что неизвестно, в каких помещениях выявлены нарушения, противоречат материалам дела.
Согласно Постановлениям заместителя Чеховского городского прокурора ФИО6 в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки в <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, установлены нарушения правил пожарной безопасности в помещении насосной станции; на территории административно-бытового корпуса; в помещении, арендуемом у <данные изъяты> <данные изъяты>»; в помещении, арендуемым <данные изъяты> у <данные изъяты>». Также конкретные места, где выявлены нарушения пожарной безопасности, указаны и в самом акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств невозможности соблюдения правил пожарной безопасности в силу каких-то событий, которые юридическое лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени внимательности и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.
Вместе с тем в резолютивную часть постановления о назначении административного наказания следует внести изменения, которые не ухудшат положение юридического лица.
В соответствие с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, бездействие юридического лица было выявлено в ходе проведения одной проверки, проводимой Чеховской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ.
Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает принципа сложения наказаний, в данном случае должностному лицу необходимо было руководствоваться ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ и назначить одно наказание, исходя из санкции части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 2 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Чеховского района по пожарному надзору ФИО5 в отношении <данные изъяты>» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1, ч.3 КоАП РФ – изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции: назначить <данные изъяты>» за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 ч.1, ч.3 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 тысяч рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу <данные изъяты>» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения его копии в Мособлсуд через Чеховский суд.
Судья Чеховского городского суда: подпись Блинова А.Г.