Гражданское дело № 2-74/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
город Енисейск 02 марта 2017 года
Енисейский районный суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи – Яковенко Т.И.,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Яричиной Т.П.,
при секретаре – Енговатых А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному предприятию Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» о возложении обязанности устранить нарушения требований воздушного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Енисейский районный суд с иском к Муниципальному предприятию Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» (далее - МП «ЯрАвиа»), и, с учетом последних уточнении, просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований воздушного законодательства, в частности: оснастить аэропорт роторным снегоочистителем, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, оборудованием для определения коэффициента сцепления, аэродромными передвижными электроагрегатами, автогрейдером (прицепным грейдером), бульдозером, экскаватором, автокраном, автосамосвалом, автобусом; провести эколого-орнитологического обследование аэродрома и приаэродромной территории; провести дефектоскопию резервуарного парка склада ГСМ; выполнить обработку деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом.
Требования мотивированы тем, что в 2015 году Енисейской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения воздушного законодательства аэропортом «Ярцево» Муниципального предприятия Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки», по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований воздушного законодательства, а именно: в нарушение требований п. 44 Федеральных авиационных правил № 286 от 25.09.2015 г. «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», а также пункта 1.3. Федеральных авиационных правил № 121 от 06.05.2000 г. «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов» - аэропорт «Ярцево» не оснащён роторным снегоочистителем; машиной для распределения химреагентов; пескоразбрасывателем; оборудованием для определения коэффициента сцепления; аэродромными передвижными электроагрегатами; автогрейдером (прицепным грейдером); бульдозером; экскаватором; автокраном; автосамосвалом; автобусом. Кроме того,не проводилось эколого-орнитологическое обследование аэродрома и приаэродромной территории, чем были нарушены положения п.4.1.1,п. 4.1.14. Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденного Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209. Не соблюдены требования п. 4.4Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (далее - ФАП-89), утвержденных Приказом ФСВТ РФ от 18.04.2000 № 89, пункта 2.4.2.1 Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА, утвержденного МГА 27.07.1991 № 9/И (далее - Руководство) – не проведена дефектоскопия резервуарного парка склада ГСМ аэропорта.Также установлено, что не проводилась обработка деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом, чем нарушены требования п. 1.1, п. 4.2.5 Наставлений по пожарной охране в гражданской авиации СССР, введенных в действие приказом МГА СССР от 21 июня 1985 г. № 133 (далее - НПО ГА-85), а также пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». Использование воздушными судами аэропорта в отсутствие обеспечения соблюдения сертификационных требований, создает угрозу не только безопасности полетов, но также сохранности имущества, жизни и здоровью людей. Поскольку до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В ходе судебного заседания помощник Енисейского межрайонного прокурора – Яричина Т.П., действующая по поручению Енисейского транспортного прокурора, заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МП «ЯрАвиа» - Носков О.В. в данное судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании 07 февраля 2017 года, признал исковые требования в части возложения обязанности по проведению эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории; проведению дефектоскопии резервуарного парка ГСМ, а также о выполнении обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом, о чём в материалах дела имеется подписка к протоколу судебного заседания. Требования в части возложения обязанности по оснащению аэропорта «Ярцево» спецтехникой (роторным снегоочистителем; машиной для распределения химреагентов; пескоразбрасывателем; оборудованием для определения коэффициента сцепления; аэродромными передвижными электроагрегатами; автогрейдером (прицепной грейдер); бульдозером; экскаватором; автокраном; автосамосвалом; автобусом) не признал, аргументировав возражения отсутствием достаточных денежных средств для их выполнения и нецелесообразностью предъявления данных требований в целом, ввиду того, что аэропорт «Ярцево» фактически не осуществляет аэропортовую деятельность и деятельность по воздушной перевозке. Также пояснил, что аэропорт принимает только вертолеты; в пользовании аэропорта имеется только один вертолет, который передан в аренду.
Третьи лица, привлеченные к участию в деле по инициативе суда в порядке ст. 43 ГПК РФ – администрация Енисейского района, МКУ «Центр имущественных отношений администрации Енисейского района» извещенные о разбирательстве дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не уведомили.
Исследовав материалы дела, выслушав позицию Енисейского межрайонного прокурора, действующего по поручению Енисейского транспортного прокурора, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно положенияст. 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ - далее), воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 2 ВК РФ предусматривает, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Пунктами 1, 2 ст. 48 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования определяются федеральными авиационными правилами. Требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.
В соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 (далее ФАП-286), оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает следующие виды деятельности: комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно п. 44 ФАП-286 оператор аэродрома гражданской авиации должен располагать спецавтотранспортом и средствами механизации для выполнения своих функций в течение всего объявленного периода работы.
Понятие "аэропортовая деятельность" определено приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 06.05.2000 N 121, которым утверждены федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов" (далее - Правила или ФАП-121). Пунктом 1.3 указанных правил определено, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя: эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади; обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий; эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов; техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.
Пунктами 2.4, 2.4.1, 2.4.2. данных Правил установлены требования к наличию спецавтотранспорта и средств механизации, согласно которым, заявитель должен быть оснащен спецавтотранспортом и средствами механизации в соответствии с функциональной деятельностью. Заявитель должен располагать следующей номенклатурой спецавтотранспорта и средств механизации: для зимнего содержания аэродрома - роторными снегоочистителемя; тепловыми и ветровыми машинами; комбинированными (универсальными) с плужным, щеточным и поливомоечным оборудованием; машинами для очистки от снега посадочных огней; машинами для распределения химреагентов; пескоразбрасывателями; оборудованием для определения коэффициента сцепления; аэродромными передвижными электроагрегатами; машинами и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов. Для летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий - поливомоечными машинами; тракторами с косилками; маркировочными машинами; электромагнитными очистителями; разбрасывателями минеральных удобрений; катками самоходными (прицепными) для уплотнения грунтовой части летного поля; оборудованием для очистки и заливки швов; оборудованием для восстановления дефектных участков покрытия. Для обеспечения хозяйственной деятельности - автогрейдерами (прицепными грейдерами); бульдозерами; экскаваторами; автокранами; тракторами вспомогательными; автосамосвалами; грузовыми и легковыми автомобилями; автобусами.
В силу п. 1.3 ФАП-121, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе, орнитологическое обеспечение полетов.
Осуществление орнитологического обеспечения полетов регулируется Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденным Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209.
В силу п. 4.1.1, п. 4.1.14 РООП ГА-89, 4.1.1. Эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц. Примерно 1 раз в 2 - 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее "птицеопасные" участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.
Приказом ФСВТ РФ от 18.04.2000 № 89 утверждены «Федеральные авиационные правила Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (далее - ФАП-89).
Согласно п. 4.4 ФАП-89, заявитель постоянно поддерживает в исправном состоянии технологическое оборудование и технические средства, задействованные в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда.
В соответствии с п. 2.4.2.1 Руководства по технической эксплуатации складов и объектов ГСМ предприятий ГА, утвержденного МГА 27.07.1991 № 9/И (далее - Руководство), эксплуатация резервуаров склада ГСМ включает, в том числе, обследование технического состояния резервуаров с составлением акта обследования - дефектоскопию. Указанные мероприятия проводятся для оценки пригодности резервуаров к эксплуатации.
Нормативным актом гражданской авиации, регламентирующим вопросы по противопожарному обеспечению полетов и правила пожарной безопасности авиационной техники и объектов на предприятиях, организациях, учреждениях и заводах гражданской авиации являются «Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР», введенные в действие приказом МГА СССР от 21 июня 1985 г. № 133 (далее - НПО ГА-85), которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно п. 4.2.5 НПО ГА-85, деревянные конструкции чердачных помещений должны быть обработаны огнезащитным составом. Эта обработка должна периодически повторяться (не реже одного раза в два года).
В соответствии с п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», руководитель организации обеспечивает проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Согласно Уставу Муниципального предприятия Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» основным предметом (видами) деятельности предприятия являются авиационные перевозки пассажиров, багажа, почты, грузов на внутренних воздушных линиях; аэропортовое обслуживание по обеспечению полетов отечественных и иностранных компаний; обеспечение мер авиационной безопасности; противопожарное обеспечение полетов воздушных судов и объектов инфраструктуры авиакомпании; техническое обслуживание и ремонт приписной авиатехники; обеспечение охраны объектов и работников Предприятия, его экономической безопасности. Учредителем предприятия является муниципальное образование Енисейский район Красноярского края в лице Отдела по управлению муниципальным имуществом Енисейского района.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной по состоянию на 20 февраля 2017 года, Муниципальное предприятие Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки», является действующим юридическим лицом, осуществляющим в качестве основного вида экономической деятельности – аэропортовую деятельность, а в качестве дополнительной – перевозку воздушным пассажирским транспортом.
Министерством транспорта РФ ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома «Ярцево» к эксплуатации, из содержания которого следует, что аэродром Ярцево зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № ххх и по своим техническим характеристикам, в том числе, с учетом размера взлетно-посадочной полосы и типа покрытия, предназначен (годен) для эксплуатации воздушных судов <данные изъяты> (зимой) и других воздушных судов (однотипных, низшего класса, меньшей полетной массы и вертолетов всех типов), круглогодично в светлое время суток. На основании акта обследования аэродрома на соответствие требований НГЭА от 20 марта 2012 года, срок действия свидетельства № ххх установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки, проведенной в 2015 году Енисейской транспортной прокуратурой в отношении аэропорта «Ярцево» Муниципального предприятия Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки», установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм аэропорт «Ярцево» не оснащен спецавтотранспортом и средствами механизации, в частности отсутствуют: роторный снегоочиститель; машина для распределения химреагентов; пескоразбрасыватель; оборудование для определения коэффициента сцепления;аэродромные передвижные электроагрегаты; автогрейдер (прицепной грейдер); бульдозер; экскаватор; автокран; автосамосвал; автобус; не проводится эколого-орнитологическое обследование аэродрома и приаэродромной территории; не проведена дефектоскопия резервуарного парка склада ГСМ аэропорта; не проводится обработка деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом, выявленные нарушения отражены в соответствующей справке, датированной 16 марта 2015 года и удостоверенной подписями должностных лиц МП «ЯрАвиа».
На момент рассмотрения дела судом, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств устранения выявленных нарушений, свидетельствующих о соблюдении сертификационных требований.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку права лиц на безопасность перелетов авиационным транспортом не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов. Поскольку МУП Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» до настоящего времени является действующим юридическим лицом и согласно данных, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в качестве основанного вида деятельности осуществляет аэропортовую деятельность, соответственно, обязано соблюдать вышеприведенные требования воздушного законодательства.
Использование воздушными судами аэропорта «Ярцево» МУП Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» в отсутствие обеспечения соблюдения сертификационных требований, создаёт угрозу безопасности полетов, а также сохранности имущества, жизни и здоровью людей. Ненадлежащим образом организованная аэропортовая деятельность может повлечь возникновение катастроф.
В ходе судебного заседания представитель ответчика МП «ЯрАвиа» - Носков О.В., воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, заявленные исковые требования признал частично.Пояснил, что не оспаривает обоснованность требований истца о возложении обязанности по проведению эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории; проведению дефектоскопии резервуарного парка ГСМ, а также о выполнении обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом. Полномочия представителя на совершение данного юридически значимого действия подтверждаются доверенностью от 22.12.2016 года, определяющей объём предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, как полностью, так и в части.
Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом
Правовые последствия признания иска судом ответчику разъяснены и понятны, о чём дана подписка к протоколу судебного заседания.
При изложенных обстоятельствах, суд находит, что признание представителем ответчика иска в части требований о возложении обязанности по проведению эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории; проведению дефектоскопии резервуарного парка ГСМ, а также о выполнении обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом, закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов сторон и третьих лиц не нарушает, и принимается судом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что требования Енисейского транспортного прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере СУММА. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ) подлежит взысканию с ответчика Муниципального предприятия Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» в доход муниципального образования Енисейский район.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» оснастить аэропорт роторным снегоочистителем, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, оборудованием для определения коэффициента сцепления, аэродромными передвижными электроагрегатами, автогрейдером (прицепным грейдером), бульдозером, экскаватором, автокраном, автосамосвалом, автобусом; провести эколого-орнитологического обследование аэродрома и приаэродромной территории; провести дефектоскопию резервуарного парка склада ГСМ; выполнить обработку деревянных конструкций чердачных помещений зданий аэропорта «Ярцево» огнезащитным составом.
Взыскать с Муниципального предприятия Енисейского района «Ярцевские авиационные перевозки» в доход бюджета муниципального образования Енисейский район государственную пошлину в размере СУММА.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ