Дело № 2-1332/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2013г. г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Тиверикиной Н.В.,
с участием:
представителя заявителя Злобина С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Качановой Екатерины Максимовны о признании решения начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по г.Борисоглебску, Борисоглебскому и Грибановскому районам об отказе в предоставлении льгот незаконным,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с заявлением, указав, что зарегистрирована и постоянно проживает в <адрес>. Несколько месяцев назад ей стало известно, что решением Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г. был установлен юридический факт гибели ее сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы, и что на основании этого решения ее сноха ФИО3 и внучка ФИО4 по решению Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г. получили удостоверения о праве на льготы по ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах» и пенсии по случаю потери кормильца в размере 40 % денежного содержания погибшего военнослужащего, а также ежемесячную денежную компенсацию. В августе 2013 года она обратилась к начальнику отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м с заявлением и приложением необходимых документов о выдаче ей удостоверения о праве на льготы по ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах» и назначении пенсии по случаю потери кормильца в размере 40 % денежного содержания погибшего военнослужащего, а также ежемесячной денежной компенсации ФИО6 ст.3 Федерального закона № 306-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 ей было отказано в выдаче удостоверения и назначении пенсии положенных матери офицера. Его отказ был мотивирован тем, что решением «какого – то ВВК смерть сына наступила в период прохождения военной службы и прав на льтогы» она не имеет.
Не согласившись с указанным решением ФИО7 обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, связанных с непризнанием установленного судом юридического факта и отказом в предоставлении льгот матери военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы.
В судебное заседание заявитель ФИО7 не явилась. В представленном суду заявлении требования поддержала и просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель заявителя ФИО11, действующий на основании доверенности в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнял заявленные требования и в окончательной редакции просил признать действия начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 по не признанию юридического факта гибели военнослужащего ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы и отказе оформить и представить в военный комиссариат <адрес> документы на предоставление льгот матери военнослужащего незаконными и обязать устранить допущенные нарушения, а также взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Представитель заинтересованного лица начальник отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата <адрес> ФИО13, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебных заседаниях признала то обстоятельства, что письмо, адресованное ФИО7, написано некорректно и начальник отдела Военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м не вправе принимать решения о назначении пенсии, либо отказе в ее назначении. Такое решение может принять только военный комиссариат <адрес>. В то же время пояснила, что заявитель неверно истолковала текст адресованного ей письма. Фактически начальник отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, который не вправе решать вопросы о назначении пенсии и выдаче удостоверений, разъяснил ФИО7, что она не имеет прав на льготы и пенсию, поскольку в заключении ВВК указано, что заболевание ФИО2 получено в период прохождения военной службы, но не в период исполнения обязанностей военной службы. И так как данное заключение не оспорено ФИО7 в судебном порядке, оснований для выдачи удостоверения не имеется. Представленные заявителем решение Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г. об установление факта гибели ФИО2 при исполнение обязанностей военной службы и Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г. о признании за супругой и дочерью умершего ФИО2 права на льготы и возложении обязанности выдать удостоверение и назначить пенсии по случаю потери кормильца, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.12.2012г. никакого отношения к ФИО7 не имеет и касается только супруги и дочери ФИО2 Именно поэтому устно заявителю и было разъяснено, что ей необходимо пройти аналогичную процедуру: обратиться в суд с заявлением об установлении факта гибели ее сына, а впоследствии представить решение суда в отдел военного комиссариата, либо оспорить в суде решение ВВК и представить данное решение. При отсутствии одного из указанных решений, начальник отдела не мог принять положительного решения по ее заявлению. Также обратила внимание суда, что при вынесении решения Борисоглебского городского суда <адрес> 16.06.2011г. представитель отдела военного комиссариата по <адрес> не присутствовал и с решением она категорически не ФИО6. Ей была подана кассационная жалоба, которая в связи с пропуском срока была возвращена без рассмотрения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ погиб ФИО2 Решением Борисоглебского городского суда <адрес> от 16.06.2011г. был установлен факт гибели военнослужащего войсковой части 32921 младшего сержанта ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ при исполнении им обязанностей военной службы. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО7, являясь матерью погибшего военнослужащего ФИО2, обратилась в отдел военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, которое бы подтвердило ее право на соответствующие льготы, предусмотренные Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» и назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». К заявлению ФИО7 приложила: копию паспорта, копию свидетельства о рождении сына, копию свидетельства о расторжении брака, копию извещения военного комиссариата о гибели сына, копию свидетельства о смерти, копию выписки из приказа об исключении из списков личного состава, копию решения Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г., копию решения Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г., копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.12.2012г.
В ответе начальника отдела Военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м (исх. № от 12.08.2013г.) указано, что ФИО6 Федерального Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по СПК устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров…, умерших вследствие военной травмы, ранения, контузии увечья или заболевания, полученных при защите Родины, проходивших службу, где велись боевые действия или при исполнении обязанностей военной службы – 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст.43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи;
б) семьям лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров…, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая не связанного с исполнением обязанностей военной службы – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Далее в ответе сообщается, что поскольку смерть ФИО2 решением ВВК наступила в период прохождения военной службы, заявитель ФИО7 не имеет права на получение удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и имеете право на получение только одной пенсии по выбору.
В соответствии с пунктом 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000г. № права и льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. № 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).
ФИО6 РФ от 07.12.2012г. № «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района. Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром. Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
ФИО6 пп.39 п.17 ФИО6 основными задачами военных комиссариатов являются: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
В силу делегированных полномочий, предусмотренных п.п. 25 и 33 доверенности № 10, выданной 29.12.2012г. военным комиссаром <адрес> начальнику отдела по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, последний осуществляет прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих; осуществляет разрешение поступающих в отдел предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам, выдачу пенсионерам установленных справок и других документов.
Таким образом, начальник отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, отказывая ФИО7 в выдаче удостоверения и назначении пенсии по случаю потери кормильца вышел за пределы своих полномочий, предоставленных законом.
В соответствии со ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Анализируя доводы представителя заинтересованного лица о подтексте, содержащемся в оспариваемом письме суд также не соглашается с ними.
Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Таким образом, законом установлен перечень критериев необходимых для определения права заявителя на льготы, а именно: смерть (гибель) лица и распространение на заявителя льгот, предусмотренных для членов семей инвалидов на членов семей военнослужащих.
Судом установлено, что решением Борисоглебского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт гибели ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО7 является матерью погибшего военнослужащего. Ст.268 ГПК РФ закрепляет, что решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, но не закрепляет и не устанавливает правовые последствия только для лица, обратившегося с таким заявлением. В этой части довод представителя заинтересованного лица противоречит основным и фундаментальным началам гражданского и гражданского – процессуального права Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.6 ФКЗ «О судебной системе»). Поэтому разъяснение данное ФИО7 должностными лицами о необходимости обращения в суд с заявлением об установлении факта гибели ее сына является незаконным.
Суд также не принимает во внимание ссылку на необходимость обжалования заключения ВВК (аббревиатура военно – врачебной комиссии, а не инициалы должностного лица, как указывает в своем заявлении ФИО7), ввиду того, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Отсюда следует, что действующим законодательством не предусмотрена такая форма возникновения права как понуждение к обращению в суд. Поэтому устное указание на необходимость обжалования ФИО7 заключения военно – врачебной комиссии в суд и предоставлении соответствующего решения является необоснованным, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
ФИО6 статье 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим, на начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м должна быть возложена обязанность принять и оформить документы ФИО7 для назначения пенсии и пособий, а также выдачи удостоверения матери погибшего военнослужащего ФИО2
В части требования заявителя о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, суд считает необходимым отказать, так как ФИО6 п. 1 пп. 19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 61-ФЗ «Об обороне»).
На основании ст.11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, входящие в состав государственной военной организации и зарегистрированные в качестве самостоятельных юридических лиц, относятся к государственным органам. И следовательно, в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 254 – 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО7 удовлетворить частично.
Признать отказ начальника отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 в назначении пенсии и пособий, и выдаче удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона «О ветеранах» незаконным.
Обязать начальника отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 принять и оформить документы ФИО7 для назначения пенсии и пособий, а также выдачи удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий:
Дело № 2-1332/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2013г. г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Тиверикиной Н.В.,
с участием:
представителя заявителя Злобина С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Качановой Екатерины Максимовны о признании решения начальника отдела военного комиссариата Воронежской области по г.Борисоглебску, Борисоглебскому и Грибановскому районам об отказе в предоставлении льгот незаконным,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с заявлением, указав, что зарегистрирована и постоянно проживает в <адрес>. Несколько месяцев назад ей стало известно, что решением Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г. был установлен юридический факт гибели ее сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы, и что на основании этого решения ее сноха ФИО3 и внучка ФИО4 по решению Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г. получили удостоверения о праве на льготы по ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах» и пенсии по случаю потери кормильца в размере 40 % денежного содержания погибшего военнослужащего, а также ежемесячную денежную компенсацию. В августе 2013 года она обратилась к начальнику отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м с заявлением и приложением необходимых документов о выдаче ей удостоверения о праве на льготы по ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах» и назначении пенсии по случаю потери кормильца в размере 40 % денежного содержания погибшего военнослужащего, а также ежемесячной денежной компенсации ФИО6 ст.3 Федерального закона № 306-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 ей было отказано в выдаче удостоверения и назначении пенсии положенных матери офицера. Его отказ был мотивирован тем, что решением «какого – то ВВК смерть сына наступила в период прохождения военной службы и прав на льтогы» она не имеет.
Не согласившись с указанным решением ФИО7 обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, связанных с непризнанием установленного судом юридического факта и отказом в предоставлении льгот матери военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы.
В судебное заседание заявитель ФИО7 не явилась. В представленном суду заявлении требования поддержала и просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель заявителя ФИО11, действующий на основании доверенности в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнял заявленные требования и в окончательной редакции просил признать действия начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 по не признанию юридического факта гибели военнослужащего ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы и отказе оформить и представить в военный комиссариат <адрес> документы на предоставление льгот матери военнослужащего незаконными и обязать устранить допущенные нарушения, а также взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Представитель заинтересованного лица начальник отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата <адрес> ФИО13, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебных заседаниях признала то обстоятельства, что письмо, адресованное ФИО7, написано некорректно и начальник отдела Военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м не вправе принимать решения о назначении пенсии, либо отказе в ее назначении. Такое решение может принять только военный комиссариат <адрес>. В то же время пояснила, что заявитель неверно истолковала текст адресованного ей письма. Фактически начальник отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, который не вправе решать вопросы о назначении пенсии и выдаче удостоверений, разъяснил ФИО7, что она не имеет прав на льготы и пенсию, поскольку в заключении ВВК указано, что заболевание ФИО2 получено в период прохождения военной службы, но не в период исполнения обязанностей военной службы. И так как данное заключение не оспорено ФИО7 в судебном порядке, оснований для выдачи удостоверения не имеется. Представленные заявителем решение Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г. об установление факта гибели ФИО2 при исполнение обязанностей военной службы и Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г. о признании за супругой и дочерью умершего ФИО2 права на льготы и возложении обязанности выдать удостоверение и назначить пенсии по случаю потери кормильца, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.12.2012г. никакого отношения к ФИО7 не имеет и касается только супруги и дочери ФИО2 Именно поэтому устно заявителю и было разъяснено, что ей необходимо пройти аналогичную процедуру: обратиться в суд с заявлением об установлении факта гибели ее сына, а впоследствии представить решение суда в отдел военного комиссариата, либо оспорить в суде решение ВВК и представить данное решение. При отсутствии одного из указанных решений, начальник отдела не мог принять положительного решения по ее заявлению. Также обратила внимание суда, что при вынесении решения Борисоглебского городского суда <адрес> 16.06.2011г. представитель отдела военного комиссариата по <адрес> не присутствовал и с решением она категорически не ФИО6. Ей была подана кассационная жалоба, которая в связи с пропуском срока была возвращена без рассмотрения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ погиб ФИО2 Решением Борисоглебского городского суда <адрес> от 16.06.2011г. был установлен факт гибели военнослужащего войсковой части 32921 младшего сержанта ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ при исполнении им обязанностей военной службы. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО7, являясь матерью погибшего военнослужащего ФИО2, обратилась в отдел военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, которое бы подтвердило ее право на соответствующие льготы, предусмотренные Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» и назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 21 Федерального Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». К заявлению ФИО7 приложила: копию паспорта, копию свидетельства о рождении сына, копию свидетельства о расторжении брака, копию извещения военного комиссариата о гибели сына, копию свидетельства о смерти, копию выписки из приказа об исключении из списков личного состава, копию решения Борисоглебского городского суда от 16.06.2011г., копию решения Центрального районного суда <адрес> от 16.05.2012г., копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.12.2012г.
В ответе начальника отдела Военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м (исх. № от 12.08.2013г.) указано, что ФИО6 Федерального Закона РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по СПК устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров…, умерших вследствие военной травмы, ранения, контузии увечья или заболевания, полученных при защите Родины, проходивших службу, где велись боевые действия или при исполнении обязанностей военной службы – 40 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст.43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи;
б) семьям лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров…, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая не связанного с исполнением обязанностей военной службы – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Далее в ответе сообщается, что поскольку смерть ФИО2 решением ВВК наступила в период прохождения военной службы, заявитель ФИО7 не имеет права на получение удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и имеете право на получение только одной пенсии по выбору.
В соответствии с пунктом 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000г. № права и льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. № 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).
ФИО6 РФ от 07.12.2012г. № «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района. Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром. Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.
ФИО6 пп.39 п.17 ФИО6 основными задачами военных комиссариатов являются: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
В силу делегированных полномочий, предусмотренных п.п. 25 и 33 доверенности № 10, выданной 29.12.2012г. военным комиссаром <адрес> начальнику отдела по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, последний осуществляет прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным с военной службы военнослужащим и членам семей умерших военнослужащих; осуществляет разрешение поступающих в отдел предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам, выдачу пенсионерам установленных справок и других документов.
Таким образом, начальник отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12, отказывая ФИО7 в выдаче удостоверения и назначении пенсии по случаю потери кормильца вышел за пределы своих полномочий, предоставленных законом.
В соответствии со ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Анализируя доводы представителя заинтересованного лица о подтексте, содержащемся в оспариваемом письме суд также не соглашается с ними.
Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Таким образом, законом установлен перечень критериев необходимых для определения права заявителя на льготы, а именно: смерть (гибель) лица и распространение на заявителя льгот, предусмотренных для членов семей инвалидов на членов семей военнослужащих.
Судом установлено, что решением Борисоглебского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт гибели ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО7 является матерью погибшего военнослужащего. Ст.268 ГПК РФ закрепляет, что решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, но не закрепляет и не устанавливает правовые последствия только для лица, обратившегося с таким заявлением. В этой части довод представителя заинтересованного лица противоречит основным и фундаментальным началам гражданского и гражданского – процессуального права Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.6 ФКЗ «О судебной системе»). Поэтому разъяснение данное ФИО7 должностными лицами о необходимости обращения в суд с заявлением об установлении факта гибели ее сына является незаконным.
Суд также не принимает во внимание ссылку на необходимость обжалования заключения ВВК (аббревиатура военно – врачебной комиссии, а не инициалы должностного лица, как указывает в своем заявлении ФИО7), ввиду того, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Отсюда следует, что действующим законодательством не предусмотрена такая форма возникновения права как понуждение к обращению в суд. Поэтому устное указание на необходимость обжалования ФИО7 заключения военно – врачебной комиссии в суд и предоставлении соответствующего решения является необоснованным, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
ФИО6 статье 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим, на начальника отдела военного комиссариата <адрес>, Борисоглебскому и <адрес>м должна быть возложена обязанность принять и оформить документы ФИО7 для назначения пенсии и пособий, а также выдачи удостоверения матери погибшего военнослужащего ФИО2
В части требования заявителя о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины, суд считает необходимым отказать, так как ФИО6 п. 1 пп. 19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 61-ФЗ «Об обороне»).
На основании ст.11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, входящие в состав государственной военной организации и зарегистрированные в качестве самостоятельных юридических лиц, относятся к государственным органам. И следовательно, в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 254 – 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО7 удовлетворить частично.
Признать отказ начальника отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 в назначении пенсии и пособий, и выдаче удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона «О ветеранах» незаконным.
Обязать начальника отдела военного комиссариата <адрес> по городу Борисоглебску, Борисоглебскому и <адрес>м ФИО12 принять и оформить документы ФИО7 для назначения пенсии и пособий, а также выдачи удостоверения о праве на льготы по ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: