РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.09.2014 года г. Самара
Судья Кировского районного суда г. Самары Бойко В.Б., при секретаре Рогожкиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4061/14 по иску В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В. в иске просил обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения договор социального найма на жилое помещение квартиру по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, включив в состав семьи С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Требования мотивированы следующим: первоначально семья истца В. в составе: отца истца К., матери истца Г., брата истца А. и самого истца проживала по адресу: г.Самара, <адрес>. В 1997 году родители истца осуществили обмен указанной квартиры на квартиру, расположенную по адресу: г.Самара, <адрес>. Семья истца В. в указанном составе с 14.10.1997 года была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: г.Самара, <адрес>. Отец истца К. умер ДД.ММ.ГГГГ года. Мать истца Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ года. По приговору <данные изъяты> районного суда Самарской области от 29.08.2001 года истец с братом А. были осуждены к лишению свободы. Брат истца был приговорен к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а истец к 12 годам лишения свободы. Брат истца А. после освобождения из мест лишения свободы был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: г. Самара, <адрес>. Между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и братом истца А. был заключен договор социального найма указанного жилого помещения. 25.03.2010 года между истцом и С. заключен брак. Брат истца А. умер ДД.ММ.ГГГГ года. Организацию похорон осуществляла и оплачивала жена истца С. 21.09.2012 года истец был осужден по приговору Красноглинского районного суда г.Самары к 1 году 6 месяцам лишения свободы. Истец освободился из мест лишения свободы 18.07.2014 года, что подтверждается справкой учреждения. Решением <данные изъяты> районного суда г.Тольятти от 06.05.2014 года в отношении В. установлен административный надзор. Истец, ссылаясь на ст.71 ЖК РФ и Постановлением Конституционного суда РФ от 23.06.1995 года № 8-П, считает, что он не утратил право пользования квартирой, расположенной по адресу: г. Самара, <адрес>, так как был включен в список лиц, въезжающих в квартиру по ордеру от 27.09.1997 года. Истец был зарегистрирован по данному адресу, однако, не проживал по данному адресу и был снят с регистрационного учета в связи с осуждением к лишению свободы на основании приговора суда.
Истец В. и его представитель по доверенности Р. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Т. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что у истца нет согласия Департамента о регистрации его в спорном помещении. Представитель ответчика также пояснила, что из закона о регистрации следует, что если гражданин выбывает из помещения, то за ним утрачивается право пользования квартирой. В практике регистрация граждан может пройти только по заявлению нанимателя. В случае, если истец докажет факт проживания в квартире, то Департамент по решению суда готов заключить с истцом договор социального найма. В данном случае, согласия Департамента как наймодателя на регистрацию истца нет.
Третье лицо С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что её муж - истец не утратил право проживать в квартире и быть зарегистрированным в нёй, поскольку находился в местах лишения свободы. Другого жилья у него нет. С. проживает в квартире по адресу: г. Самара, <адрес> с января 2010 года, задолженности по коммунальным платежам не имеется.
Свидетель Х. суду показала, что истец её сосед по дому, знает его 20 лет, училась с ним в одной школе. Истец проживает в квартире № с 1997 года. Раньше истец с семьёй жил в соседнем доме № по ул. <данные изъяты>. В 1998 году у истца умер отец. Некоторое время свидетель не видела истца с 2001 года до 2014 года, так как он был осужден. Всё остальное время он проживал в квартире №. В то время как истец находился в местах лишения свободы, в квартире проживал его родной брат А. В настоящее время истец проживает в квартире №
Свидетель Л. суду показал, что он друг истца, одноклассник и сосед по подъезду. Родители истца разменяли 4-х комнатную квартиру на 3-х комнатную. Истец в квартире проживает постоянно, за исключением того периода, когда находился в местах лишения свободы. Как только истец освобождался, то жил в квартире. Истец проживал в квартире с братом. Истец прожил с братом пару месяцев, затем истца снова осудили. С августа 2014 года истец находится на свободе, проживает в квартире со своей женой и ребёнком. Свидетель видит истца в квартире, здоровается с ним, когда тот стоит на балконе и курит.
Выслушав стороны, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан.
В соответствии с п.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что первоначально семья истца В. в составе: отца истца К., матери истца Кергеялг Г.И., брата истца А. и самого истца проживала по адресу: г. Самара, <адрес> 36.
В 1997 году родители истца осуществили обмен указанной квартиры на квартиру, расположенную по адресу: г. Самара, <адрес>, что подтверждается ордером №, выданным муниципальным предприятием «Самаражилсервис» 27.09.1997 года (л.д.15)
Семья истца В. в указанном составе с 14.10.1997 года была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: г.Самара, <адрес>, что подтверждается поквартирной карточкой (л.д.67).
Отец истца К. умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.13).
Мать истца Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.14).
29.08.2001 года истец с братом А. осуждены по приговору <данные изъяты> районного суда Самарской области по п. «г» ч.3 ст.162 (два преступления), ст.119, ч.1 ст.167 УК РФ. Брат истца был приговорен к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а истец к 12 годам лишения свободы (л.д.47-57).
Согласно ст.7 Закона РФ от 26.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подп.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года №713, в случае осуждения гражданина к лишению свободы органом регистрационного учета производится снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Брат истца А. после освобождения из мест лишения свободы был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: г.Самара, <адрес>. Между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и братом истца А. был заключен договор социального найма указанного жилого помещения (л.д.7-8).
25.03.2010 года между истцом и С. заключен брак в отделе ЗАГС Красноглинского района г.о. Самара, запись акта № (л.д.9).
Брат истца А. умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.12). Организацию похорон осуществляла и оплачивала жена истца Петербургская С.В., что подтверждается удостоверением о захоронении (л.д.78-79), квитанцией на оплату ритуальных услуг (л.д.80), квитанцией к поручению на доставку социального пособия на погребение (л.д.81), договором на оказание услуг по организации похорон и погребению (л.д.82-83), актом приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ) по организации похорон и погребению (л.д.84), счетом-заказом (л.д.85-86).
21.09.2012 года истец был осужден по приговору <данные изъяты> районного суда г. Самары по ч.2 ст.159 (три преступления), ч.3 ст.30, ч.2 ст.159 (двенадцать преступлений) УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы (л.д.37-46).
Истец освободился из мест лишения свободы 18.07.2014 года, что подтверждается справкой учреждения (л.д.23-25).
Решением <данные изъяты> районного суда г.Тольятти от 06.05.2014 года в отношении В. установлен административный надзор сроком восемь месяцев с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства. На срок административного надзора на В. наложены ограничения, в том числе обязанность являться в отдел полиции по месту жительства четыре раза в месяц, находиться по месту жительства в период времени с 22:00 час. до 06:00 час. следующих суток, кроме случаев, связанных с работой (л.д.71-73).
Указанным решением суда установлено, что местом жительства В. после освобождения из мест лишения свободы является жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, <адрес>.
В соответствии с ч.2. ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из справки, выданной Отделом полиции №1 Управления МВД России по г. Самаре 04.09.2014 года, следует, что В. с 22.07.2014 года состоит на учете в отделе полиции и проживает по адресу: г. Самара, <адрес> с женой С. и двумя детьми (л.д.70).
Из сообщения Управления Росреестра по Самарской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав истца на объекты недвижимого имущества (л.д.31).
Из сообщения Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что истец не имеет приватизированного жилья, право на приватизацию истец не использовал (л.д.32).
Согласно ст.71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
Постановлением Конституционного суда РФ от 23.06.1995 года № 8-П разъяснено, что временное не проживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением.
Таким образом, гражданин, осужденный к лишению свободы, не утрачивает право пользования жилым помещением в течении всего периода отбывания наказания.
Вселение и регистрация такого гражданина после освобождения из мест лишения свободы осуществляется на основании прежнего договора социального найма.
Следовательно, истец не утратил право пользования квартирой, расположенной по адресу: г Самара, <адрес>, так как был включен в список лиц въезжающих в квартиру по ордеру № от 27.09.1997 года. Истец не был зарегистрирован по данному адресу, однако, проживал по данному адресу и был снят с регистрационного учета в связи с осуждением к лишению свободы на основании приговора суда.
Суд принимает во внимание показания свидетелей Х. и Л., поскольку их показания последовательны, взаимно дополняют друг друга и подтверждаются материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В период нахождения истца в местах лишения свободы оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: г Самара, <адрес>, производила жена истца С., что подтверждается платежными документами, которые до настоящего времени выдаются на имя брата истца А., и чеками-ордерами (л.д.75-77).
Принимая во внимание, что истец, осужденный к лишению свободы, не утратил право пользования жилым помещением в течении всего периода отбывания наказания и учитывая совместное проживание и ведение истцом общего хозяйства с женой Петербургской С.В., суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения договор социального найма на жилое помещение квартиру по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, включив в состав семьи С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 16.09.2014 года.
Председательствующий судья В.Б. Бойко