Решение по делу № 2-1721/2015 ~ М-332/2015 от 21.01.2015

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

< Дата > г.Калининград

Центральный районный суд г.Калининграда в составе:

председательствующего судьи ФИО6

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ИВС при УМВД России по Калининграду о компенсации морального вреда.

Установил:

ФИО2 обратился в суд, указывая, что с 19.12.2012 г. по 21.12.2012 года, а также с 22.03.2014 г. по 24.03.2014 г. содержался в ИВС УМВД России по Калининградской области в условиях, не соответствовавших гарантированным Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», так: камера, в которой он находился, была переполнена, вместо индивидуальных спальных мест были устроены деревянные настилы из досок, в камере не было окна, было холодно, сыро, освещение было недостаточным, вентиляция отсутствовала, стены были оштукатуренными, грязными, не была оборудована санузлом, раковиной, душем, стиральной машиной, унитазом, проточной водой. В изоляторе не была оборудована комната для хранения продуктов питания и подогрева пищи, помывки грязной посуды. Прогулка не предоставлялась, предметы личной гигиены, мыло, бумага, щетка, станок для бритья не выдавались. Питание выдавалось один раз в сутки, было однообразным, выдавалось в холодном виде. В изоляторе отсутствовала дезкамера для обработки постельных принадлежностей, медкабинет и фельдшер, у дежурных отсутствовали медикаменты.

Поскольку несоответствие условий содержания условиям, гарантированным законодательством, повлекло физические и нравственные страдания, просит суд взыскать в его пользу с МФ РФ в счет компенсации морального вреда 60 000 руб.

ФИО2, отбывающий наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил.

Представитель УМВД России по Калининградской области ФИО4, действующая по доверенности от < Дата > г., пояснила, что изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых входит в структуру УМВД России по Калининграду, финансируется из федерального бюджета, надлежащим ответчиком является МФ РФ при условии доказанности факта причинения истцу морального вреда. Решением Центрального районного суда Калининграда от < Дата > на УМВД России по Калининградской области возложена обязанность до 31.12.2011 г. устранить нарушения, выявленные при проверке изолятора. Определением Центрального районного суда Калининграда от < Дата > УМВД России по Калининградской области предоставлена отсрочка по исполнению указанного судебного решения в связи с планируемым строительством нового здания ИВС. Полагая размер заявленных ответчиком требований необоснованно завышенным, просила размер компенсации морального вреда определить с учетом принципа разумности, справедливости, приняв во внимание отсутствие существенных негативных последствий в результате неудовлетворительных условий содержания истца в изоляторе временного содержания, непродолжительный период пребывания ФИО2 в ИВС и правомерность помещения в изолятор.

Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя УМВД России по Калининградской области, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство - участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.

В соответствии сост.ст.4, 15, 17, 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

По представленным ИВС УМВД России по Калининградской области сведениям ФИО2 содержался в ИВС УМВД России по городу Калининграду в 2012 году в период времени с 21 час. 20 мин. 19.12.2012 г. до 13 час. 45 мин. 21.12.2012 г., и с 23 час. 00 мин. 22.03.2014 г. по 12 час. 00 мин. 24.03.2014 г. (л.д.25).

С учетом изложенного факт пребывания ФИО2 в изоляторе временного содержания ФИО1 по Калининграду с 21 час. 20 мин. 19.12.2012 г. по 12 час. 40 мин. 20.12.2012 г. и с 18 час. 40 мин. 20.12.2012 г. по 13 час. 45 мин. 21.12.2012 г., с 23 час. 00 мин. 22.03.2014 г. по 12 час. 00 мин. 24.03.2014 г. суд полагает установленным.

По представленным ИВС УМВД России по Калининграду сведениям - при поступлении в ИВС ФИО2 в декабре 2012 г. жалоб не заявлял, за медпомощью не обращался. В журнале медицинских осмотров он собственноручно написал при прибытии в изолятор: «Жалоб на здоровье нет, в экстренной медпомощи не нуждаюсь».

Кроме того в 2014 г. ФИО2 при поступлении в журнале медосмотров написал: "Жалоб на здоровье нет, в медпомощи не нуждаюсь".

В обоих случаях в периоды содержания в изоляторе временного содержания ФИО2 обеспечивался 3-х разовым горячим питанием (с 2013 года пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка)), обеспечивался индивидуальным спальным местом, (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4,5 кв.м).

Отопление в камерах включается с наступлением отопительного периода, температура в них составляет плюс 18-19 градусов по Цельсию, камеры сухие, чистые, окна на солнечной стороне, в них светло.

При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД № 950 от 22.11.2005 г.

Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием с камере санузла вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня, для задержанных в ИВС оборудован санузел, унитаз, душевая, раковины, имеется зеркало. В ИВС есть библиотека, радиоточка, работающая с 06 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. согласно внутреннему распорядку дня, выдается пресса, есть условия для работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам, камеры оборудованы естественным и искусственным освещением.

Каждое утро, согласно распорядка дня, производится уборка камер силами самих задержанных. Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей, после убытия задержанных из ИВС камеры дезинфицируются и убираются.

При убытии из ИВС ФИО2 собственноручно указал, что жалоб на режим и условия содержания не имеет.

Указанные сведения подтверждаются представленными ИВС УМВД России по Калининградской области книгами учета лиц, содержащихся в ИВС УМВД России по городу Калининграду за 2012 и 2014 годы, журналами первичного опроса и регистрации оказания медпомощи лицам, поступающим для содержания в ИВС за 2012, 2014 годы.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.

По сообщению прокуратуры Калининградской области от 10.02.2015 г. данные об обращениях ФИО2 с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС при УМВД России по Калининграду отсутствуют.

По сообщению прокурора Центрального района г.Калининграда ФИО2 в 2012-2014 годах с жалобами на несоответствие условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС УМВД России по Калининградской области в прокуратуру района не обращался.

В апреле 2011 года прокуратурой Центрального района г. Калининграда по поручению прокуратуры Калининградской области проводилась проверка исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержании УВД по Калининградской области, расположенного по адресу: < адрес >

В ходе проверки выявлены многочисленные факты нарушений действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Проведенной проверкой установлено, что изолятор временного содержания УВД по Калининградской области не имеет полного набора помещений и оборудования, предусмотренного Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 23.11.2005 года № 950 и инструкцией по проектированию объектов внутренних дел (милиции) СП 12-95 МВД России, а именно отсутствует санпропускник с дезкамерой.

Камеры по оснащению и оборудованию не соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 23.11.2005 г. № 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".

В ИВС выделен медкабинет, площадь, набор помещений их отделка не соответствует Сан ПиН 2.1.2.2630-10 принятого во исполнение ст.36 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Прогулочный двор в ИВС отсутствует.

Следственно-арестованные, содержащиеся в ИВС не имеют возможности посещать комнаты свиданий с родственниками и защитниками в полном соответствии со ст. 18 Федерального закона «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.п. 139, 140 приказа МВД РФ от 23.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» для этих целей используется следственная комната.

По факту выявленных нарушений 25.05.2011 года прокуратурой района в Центральный районный суд подано исковое заявление о понуждении УВД по Калининградской области к исполнению обязанности по надлежащему содержанию ИВС и устранению выявленных нарушений.

Решением Центрального районного суда г.Калининграда от < Дата > исковые требования прокуратуры района удовлетворены. Указанные нарушения условий содержания носят капитальный характер и существуют длительное время.

Изложенные в сообщении прокурора сведения подтверждаются актом о результатах планового контроля ИВС г.Калининграда, проведенного 21.01.2014 г. Центром госсанэпиднадзора МСЧ МВД Калининградской области, актом о результатах мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС УМВД России по Калининграду от 25.01.2012 г.

Решением Центрального районного суда Калининграда от < Дата > иск прокурора Центрального района г. Калининграда к управлению Министерства внутренних дел по Калининградской области, Министерству финансов Российской Федерации удовлетворен частично, установлено, что условия содержания подозреваемых в изоляторе временного содержания ФИО1 по Калининградской области не соответствуют ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ, так, отсутствуют индивидуальные спальные места; отсутствуют скамейки и стол; нет шкафов в камерах для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; не оборудованы санузлы в камерах, краны с водопроводной водой, бачки питьевой воды. Для задержанных оборудован один санузел (унитаз, раковины, душевая), оснащенный мылом и одноразовым бумажным полотенцем. К душевой подведена холодная и горячая вода. Для питьевых целей по просьбе задержанных выдается кипяченая вода. В связи с отсутствием прогулочного дворика, прогулки задержанные не получают. В ИВС выделен медицинский кабинет площадью 4,5 кв. м. Площадь, набор помещений, их отделка не соответствует требованиям СП 12-95 (свод правил). Внутреннее остекление камер следует предусматривать из обычного стекла, а наружное из стекла типа "Мороз". Со стороны камер оконные стекла следует защищать металлической сеткой, предусматривая при этом возможность открывания форточки. Техническое состояние и материальное обеспечение ИВС по городу Калининграду не соответствует требованиям действующего законодательства, необходимые условия для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья лиц, контактирующих с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в ИВС, не обеспечены.

Обстоятельства, установленные вышеуказанным судебным решением, суд на основании требований ч.2 ст.61 ГПК РФ полагает имеющими преюдициальное значение, не подлежащими доказыванию при рассмотрении настоящего дела, а также учитывает, что описанные нарушения являются длящимися, сведений об устранении выявленных нарушений по состоянию на период пребывания ФИО2 в изоляторе временного содержания в 2012 г. и в 2014 г., стороной ответчика в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ суду не представлено, следовательно, указанные нарушения имели место и в период пребывания ФИО2 в изоляторе временного содержания.

Так, из акта мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС ФИО1 по Калининграду от 26.01.2012 г. следует, что ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных инструкцией МВД РФ СП 12-95 "Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России": отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении вместо смежных, отсутствует прогулочный дворик, в камерах отсутствуют санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды. В камерах оборудованы нары на 1 человека, индивидуальные постельные принадлежности и индивидуальное чистое постельное белье выдаются.

Для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковины, душевая), оснащенный мылом и одноразовым бумажным полотенцем. К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано. Содержащиеся в ИВС обеспечиваются ежедневно трехразовым горячим питание: завтрак, обед, ужин, для мытья посуды в ИВС оборудована комната с тремя моечными ваннами с подводом горячей, холодной воды канализации в соответствии с требованиями СП 12-95 МВД России, шкафами для чистой посуды, для хранения хлеба, холодильником и газовой плитой, моющие и дезинфицирующие средства имеются, инструкция по их применению в наличии, уборочный инвентарь выделен, санитарное состояние помещений удовлетворительное. В штате ИВС на 0,5 ставки работает дезинфектор, дезсредства меняются, запас дезсредств имеется.

Кроме того, из акта проверки ИВС УМВД России по Калининграду, проведенной < Дата > на основании распоряжения начальника ЦГСЭН МСЧ МВД России по Калининградской области от 20.01.2014 г. , судом установлено, что в камерах, стены выполнены "под шубу", что является нарушением ст.18.2 СП 12-95 МВД России. Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками отсутствуют форточки, естественное освещение недостаточное. В камерах предусмотрена и находится в рабочем состоянии активная вытяжная вентиляция, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. Камеры по оснащению не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005 г. №950, отсутствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды. Для задержанных в камерах установлены нары на 1-2 человек, индивидуальные постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) и индивидуальное чистое постельное белье выдаются. Прогулка не предоставляется в связи с отсутствием прогулочного двора.

Вместе с тем, из акта следует, что площадь на 1 задержанного в камере составляет более 4 кв.м., задержанные обеспечиваются ежедневно трехразовым горячим питанием на завтрак, обед, ужин. Для оказания медпомощи укомплектован кабинет, из медоборудования в кабинете имеется тумбочка с медикаментами и кушетка с моющимся покрытием, в штате ИВС на 0,5 ставки работает дезинфектор и фельдшер, дезсредства имеются, запас дезсредств достаточный.

По сообщению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области ФИО2 с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался, условия содержания в ИВС и ранее и в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям ФЗ № 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а именно: камеры ИВС не оборудованы индивидуальными местами для сна (вместо коек - дощатый настил), нет унитаза, водопровода и раковины для умывания, необходимой мебели, радиоточек, остаточного освещения.

При таком положении суд находит доводы ФИО2 о нарушении условий его содержания в изоляторе временного содержания ФИО1 по Калининграду в указанные периоды обоснованными.

Вместе с тем, суд учитывает, что доказательств нуждаемости ФИО2 в медпомощи в указанные периоды содержания в изоляторе временного содержания и непредоставления необходимой медицинской помощи, об отсутствии необходимых медикаментов, а также о недостаточности предоставлявшегося питания, переполненности камер, недостаточном отоплении и сырости в камерах, истцом в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено и судом в ходе производства по делу не установлено.

В силу ч. 2 ст. 151, ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает непродолжительность содержания истца в ненадлежащих условиях, объем, характер и степень тяжести причиненных истцу моральных страданий, с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

Поскольку ИВС при ФИО1 по Калининграду не является юридическим лицом, входит в структуру ФИО1 по Калининградской области, являющегося, в свою очередь, федеральным органом исполнительной власти, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, от имени которой выступает Министерство финансов РФ, суд возлагает обязанность по выплате компенсации морального вреда на Министерство финансов РФ за счет казны РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично:

- взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено < Дата >

Судья ФИО6

2-1721/2015 ~ М-332/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевелев Юрий Александрович
Ответчики
Областной ИВС УМВД России по Калининградской области
Министерство финансов РФ
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Булатова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
centralny--kln.sudrf.ru
21.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2015Передача материалов судье
26.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2015Предварительное судебное заседание
13.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2017Дело оформлено
13.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее