Петрозаводский городской суд Дело № 12-859/2019-8
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33 УИД 10RS0011-01-2019-007169-20
Р Е Ш Е Н И Е
17 сентября 2019 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобу Семеновой Марины Михайловны на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Селяковой М.А. № от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении
Семеновой Марины Михайловны, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 01 марта 2019 года Семенова М.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей по тем основаниям, что, являясь должностным лицом - <данные изъяты>, в нарушение ч.1 ст.140, ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ, допустила нарушение срока выплаты окончательного расчета при увольнении ФИО7.: окончательный расчет произведен 03.12.2018г., тогда как должен быть осуществлен в день увольнения 19.11.2018г.; а также не произвела выплату ФИО8 процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении.
Семенова М.М. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, в обоснование доводов жалобы указывает, что не была извещена о рассмотрении административного дела, в связи с чем не могла реализовать свое право на защиту, одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Семенова М.М., защитник Плетнев В.В., действующий на основании доверенности будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Государственная инспекция труда в Республике Карелия, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, полагаю возможным восстановить срок на обжалование постановления, учитывая, что копия оспариваемого постановления от 01 марта 2019 года была направлена в адрес привлеченного к административной ответственности лица по адресу: <адрес>, тогда как с 25.02.2015г. Семенова М.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в связи с чем корреспонденция была возвращена в административный орган по истечению срока хранения.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 22 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что в период с 14 января 2019г. по 30 января 2019г. на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки от 09.01.2019г. в отношении <данные изъяты> была проведена проверка и установлены нарушения ч.1 ст.140, ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ, которые отражены в акте проверки № а именно: Семенова М.М., являясь должностным лицом - <данные изъяты> в нарушение ч.1 ст.140, ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ, допустила нарушение срока выплаты окончательного расчета при увольнении ФИО9.: окончательный расчет произведен 03.12.2018г., тогда как должен быть осуществлен в день увольнения 19.11.2018г.; а также не произвела выплату ФИО10. процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении.
Действия должностного лица квалифицированы по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
В доказательства вины Семеновой М.М. в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении от 18.02.2019г., распоряжение от 09.01.2019г., акт проверки от 30.01.2019г., предписание от 30.01.2019г., платежные ведомости, бухгалтерская справка-расчет от 12.02.2019г., платежное поручение от 12.02.2019г.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные, в том числе, устанавливаются объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей (ч. 2).
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, в том числе привлекаемым к административной ответственности в качестве должностных лиц, направляются по месту их жительства.
Закон не содержит каких-либо ограничений по способу извещения заинтересованных лиц, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату), при условии, что это позволит проконтролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Из содержания протокола об административном правонарушении № от 18 февраля 2019 года следует, что таковой составлен в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица, при этом, в материалах дела отсутствуют сведения об извещении Семеновой М.М. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела, а также копия протокола об административном правонарушении направлялись по адресу: <адрес>, тогда как Семенова М.М. с 25.02.2015г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в связи с чем почтовая корреспонденция была возвращена по истечении срока хранения в административный орган.
<данные изъяты> Семенова М.М. не извещалась о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении по месту жительства, следовательно, при рассмотрении дела должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в результате чего было нарушено право на защиту Семеновой М.М.
В нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Семеновой М.М., неуведомленной о месте и времени его составления, копия протокола ей не вручена, право дать объяснения по факту обстоятельств вмененного административного правонарушения не предоставлено. Кроме того, о рассмотрении дела Семенова М.М. также не была уведомлена по месту жительства.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняется правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно положениям ст. ст. 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, приведенным в абз. 4 и 5 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
При составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не может устранить выявленные нарушения, указанные недостатки протокола являются существенными. Таким образом, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством.
Учитывая, что возвращение материалов дела не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, и тем более на стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, о чем дано разъяснение в пункте 4 названного постановлением Пленума Верховного Суда РФ, прихожу к выводу о том, что вмененное правонарушение не подтверждается протоколом об административном правонарушении.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то признание его недопустимым доказательством не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту последующего рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу постановления, следовательно, постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Селяковой М.А. № от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Семеновой М.М. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Селяковой М.А. № от 01 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Семеновой Марины Михайловны отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.А.Сааринен