Решение по делу № 2-104/2021 ~ М-88/2021 от 12.03.2021

Дело №2- 104/2021

УИД 29RS0025-01-2021-000237-37

РЕШЕНИЕ

имением Российской Федерации

11 мая 2021 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубковой А.А. к Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным,

установил:

Зубкова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным. Исковые требования мотивированы тем, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., на основании договора социального найма от 17 октября 2012 года. 30 ноября 2012 года указанный дом признан аварийным и непригодным для проживания. Истец признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Ответчик не принимает мер по предоставлению ей жилого помещения, отвечающего установленным законом требованиям взамен непригодного для проживания. Просит обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным законом требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее ... кв.м.

Истец Зубкова А.А. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, на исковых требованиях настаивает.

В судебном заседании 9 апреля 2021 г. Зубкова А.А. показала, что в ... проживала по 2014 г., потом переехала жить в квартиру внучки в ..., где и проживает по настоящее время. Постоянно зарегистрирована в ..., в ... имеет временную регистрацию. В 2020 г. она уже обращалась в суд с иском о предоставлении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке. Поскольку претендовала на жилье в ..., в иске было отказано. Из-за ошибок в акте обследования жилого помещения и заключении от 2012 г. аварийный дом не включен в программу переселения.

Представитель ответчика Управления строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указывает на необоснованность исковых требований, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации района от 23 апреля 2019 г. .... 5 мая 2019 г. Зубкова А.А. признана малоимущей, а 22 апреля 2019 г. – нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма на территории МО «Илезское». В целях реализации прав истца на обеспечение жилым помещением ей были предложены свободные жилые помещения, пригодные для проживания как на территории сельского поселения «Илезское», так и на территориях иных сельских поселений, входящих в состав Устьянского муниципального района. Однако истец отказалась от предложенных жилых помещений.

Представитель третьего лица администрации МО «Илезское» на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица администрации МО «Устьянский муниципальный район» на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть без их участия, исковые требования не поддерживает.

По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав представленные письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, 17 октября 2012 года между МУП «Илезское», действующего от имени собственника жилого помещения администрации МО «Илезское», и Зубковой А.А. заключен договор социального найма, согласно которому истцу в бессрочное владение и пользование передано находящееся в муниципальной собственности изолированное жилое помещение – квартира №... расположенная по адресу: ..., общая площадь которой составляет ... кв.м., состоящая из 4 комнат.

Согласно сведениям ОВМ ОМВД России по Устьянскому району от 17 марта 2021 г., поквартирной карточке, Зубкова А.А. зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с 11 сентября 1995 года и по настоящее время. Иных зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении не имеется. С 30 августа 2019 г. до 26 августа 2021 г. Зубкова А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ....

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Архангельской области от 20.06.2014 № 157-9-ОЗ «О внесении дополнения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» вопрос об обеспечении проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством решается в Архангельской области с 01 января 2016 года органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

На основании постановления администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 11 августа 2016 года ... многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., передан на оперативный и технический учет Управлению строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» по акту приема-передачи от 09 января 2018 года.

Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» в соответствии с решением Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 27 ноября 2015 г. ... наделено правами юридического лица, в соответствии с Положением является отраслевым органом администрации МО «Устьянский муниципальный район», основными задачами Управления, в том числе является реализация жилищной политики на территории Устьянского муниципального района. В соответствии с возложенными задачами Управление, в том числе осуществляет: учет муниципального жилищного фонда, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, реализацию программ и мероприятий по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

На основании заключения межведомственной комиссии от 23 апреля 2019 г. ... постановлением ... от 23 апреля 2019 года двухквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Решение о сносе многоквартирного дома и сроках расселения жильцов дома, об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом № ..., об изъятии жилого помещения уполномоченным органом не принималось.

Согласно указанному постановлению на организацию, осуществляющую обслуживание, в том числе указанного многоквартирного жилого дома, возложено до переселения граждан обеспечивать проведение обследования технического состояния жилого дома и выполнение неотложных ремонтных работ для безопасного проживания граждан.

В адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г.г.», утвержденную постановлением правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, указанный жилой дом не включен, поскольку программа предусматривает переселение граждан, жилые дома которых признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 г. до 1 января 2017 г.

Зубкова А.А. предоставила суду акт обследования помещения от 30 ноября 2012 г. ... и заключение межведомственной комиссии администрации МО «Илезское» от 30 ноября 2012 года ..., которые не свидетельствуют о признании жилого дома, расположенного по адресу: ..., непригодным для проживания (аварийным и подлежащим сносу), поскольку являются противоречивыми (в акте признана квартира ... ветхой, непригодной для проживания, а в заключении признан непригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу: ...). Данное заключение своевременно в установленном законом порядке истцом, иными заинтересованными лицами не оспаривалось. Заключение от 30 ноября 2012 г. не явилось основанием для включения спорного жилого дома в адресную региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, что истцом также не оспаривалось. Предметом данного спора указанные обстоятельства не являлись.

Согласно требованиям статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органов, осуществляющим принятие на учет.

Судом установлено, что Зубкова А.А. признана малоимущей и на основании приказа от 22 апреля 2019 года ... поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

В силу ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 названного Кодекса).

Требования истца о праве на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма основаны на положениях п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела, непригодное для проживания жилое помещение истца находится по адресу: ..., то есть в границах населенного пункта ... МО «Илезское» Устьянского района.

    Ранее Зубкова А.А. обращалась в суд с исковым заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в .... Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 15 ноября 2019 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией 26 февраля 2020 г., в удовлетворении исковых требований Зубковой А.А. к Управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м., находящееся в черте населенного пункта ..., отказано.

Из части 1 статьи 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

    Законом предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма в границах того населенного пункта, в котором находится признанное непригодным для проживания жилое помещение.

В случае признания жилого помещения, занимаемого гражданином на основании договора социального найма, непригодным для проживания, на наймодателе лежит обязанность заменить его иным равнозначным по общей площади, благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарно-техническим требованиям, тем самым произвести замену объекта договора социального найма.

Как следует из представленных документов, в целях реализации прав истца на обеспечение жилым помещением Управлением строительства и инфраструктуры администрации Устьянского муниципального района ей были предложены в 2020-2021 г.г. свободные жилые помещения, пригодные для проживания на территории поселений «Илезское», «Киземское», однако Зубкова А.А. от предложенных жилых помещений отказалась.

Предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания с согласия нанимателя в другом населенном пункте является правом наймодателя, а не обязанностью.

    В соответствии с ч.1 ст. 89 ЖК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, с письменного согласия граждан.

При этом положения ч.3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по нормам которого возможно предоставление гражданам жилого помещения в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, распространяется только на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с указанным Федеральным законом, а, не по иным основаниям.

Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение на территории того населенного пункта, в котором находится непригодное жилое помещение: ....

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Зубковой А.А. к управлению строительства и инфраструктуры администрации Устьянского муниципального района о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным удовлетворить.

Обязать управление строительства и инфраструктуры Устьянского муниципального района предоставить Зубковой А.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - не менее ... кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах населенного пункта - ... МО «Илезское» Устьянского района Архангельской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий                      Шерягина С.Н.

2-104/2021 ~ М-88/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубкова Алевтина Алексеевна
Ответчики
УСИИ администрации МО "Устьянский муниципальный район"
Другие
Администрация МО "Илезское"
Администрация МО "Устьянский муниципальный район"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Шерягина Светлана Николаевна
Дело на странице суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
12.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2021Передача материалов судье
15.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее