Дело № 2-334/13 12 марта 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Злобиной Е.А.,
при секретаре Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджиева Ш.М. к ФКУ ОИК-2 о признании незаконным решения органа государственной власти,
у с т а н о в и л :
Гаджиев Ш.М. обратился в суд с заявлением к ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по <...> об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании ФКУ ОИК-2 поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе рассмотрения дела Гаджиев Ш.М. свои требования уточнил, обратившись с исковым заявлением о признании незаконным решения ЖБК ФКУ ОИК-2 об отказе в рассмотрении его заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложенное в выписке из протокола от <дата> № заседания ЖБК ФКУ ОИК-2 и просил обязать ФКУ ОИК-2 в 30 -дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (со ссылкой на п.1 ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») рассмотреть его заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указал, что он является сотрудником ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по <...>, общая продолжительность его службы в органах уголовно-исполнительной системы на <дата> составляет <данные изъяты>. <дата> он обратился к ответчику с рапортом о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата. Однако решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-2 <дата> истцу было фактически отказано в рассмотрении этого вопроса и рекомендовано обратиться в Администрацию г.Соликамска со ссылкой на то, что до <дата> он не состоял на учете в органах УИС, а после введения в действие Жилищного кодекса РФ органы УИС утратили право принятия сотрудников на жилищный учет. Истец не согласен с указанным решением ЖБК ответчика в части не рассмотрения по существу его заявления, изложенного в рапорте, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку он намерен улучшить свои жилищные условия не путем предоставления ему жилья по договору социального найма, а в рамках указанной выше подпрограммы и для этого ему незачем обращаться в орган местного самоуправления.
В судебном заседании истец, поддержанный своим представителем по устному ходатайству Накаряковым О.П., на иске настаивает, указывая, что сутью его искового заявления является обязание ответчика рассмотреть его обращение о признании нуждающимся в жилом помещении, безотносительно к результату этого рассмотрения, так как это является обязанностью ответчика, а не Администрации <...>.
Представитель ответчика ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по доверенности Пыхтеева И.Ю. с иском не согласна, пояснила, что заявление истца о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий не было рассмотрено на жилищно-бытовой комиссии и ему было рекомендовано обратиться в Администрацию <...>, то есть в орган, уполномоченный решать этот вопрос. Никаких документов для решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий истец к рапорту не приложил, поэтому комиссии нечего было рассматривать.
Представитель 3-его лица ГУФСИН России по <...> по доверенности Климашевская И.М. с иском не согласна, также сославшись на то, что истец не приложил к рапорту необходимые документы для решения вопроса о признании нуждающимся в жилом помещении.
Представитель 3-его лица Администрации г.Соликамска Пермского края в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, мнение по иску не выразил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что <дата> к ответчику поступил рапорт его сотрудника Гаджиева Ш.М. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с указанием, что он относится к категории сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Исходя из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> № следует, что поставленный Гаджиевым Ш.М. вопрос о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий рассмотрен не был со ссылкой на введение с <дата> в действие Жилищного кодекса РФ и Гаджиеву Ш.М. рекомендовано обратиться в Администрацию г.Соликамска, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина, то есть в рассмотрении этого вопроса истцу фактически отказано. По вопросу включения Гаджиева Ш.М. в число граждан участников названной подпрограммы принято решение не включать его в эту подпрограмму по причине предоставления им неполного пакета необходимых документов; однако это решение в данном гражданском иске Гаджиев Ш.М. не оспаривает, им оспаривается именно фактический отказ ответчика в рассмотрении вопроса о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по изложенному в протоколе заседания ЖБК ответчика мотиву. Поэтому в предмет рассмотрения данного иска не входит выснение действительной нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, а проверяется лишь законность отказа ответчика в рассмотрении этого вопроса на ЖБК по изложенному в протоколе № мотиву.
Основанием для обращения истца к ответчику с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении послужило его намерение участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу ст.35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилищный фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым с 01 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» признан утратившей силу и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственных жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам – участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте «а» данного пункта документов.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом ФСИН России от 16.05.2012 года № 267, - организация работы по формированию списков граждан – участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.
В силу приведенных положений правовых норм надлежащим органом, в который должен обратится истец с вопросом постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с целью включения в состав участников указанной выше подпрограммы, является орган исполнительной власти, где проходит его служба, то есть ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по <...>. При этом обязательного принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами для него не предусмотрено.
С учетом изложенного, иск Гаджиева Ш.М. подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ запрошенный истцом 30-дневный срок, в который ответчик по установлению суда должен будет рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд находит обоснованным и достаточным для совершения указанного действия, тем более что каких-либо возражений по этому поводу ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Гаджиева Ш.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в рассмотрении обращения Гаджиева Ш.М. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), выраженное в выписке из протокола от <дата> № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Обязать ФКУ ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение Гаджиева Ш.М. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, основанном на его намерении участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – с 14.03.2013 года.
Судья Злобина Е.А.