<данные изъяты>
дело № 2-2208/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2018 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Ионова А.С.,
с участием:
представителя истца – Гудзенко Марины Викторовны, по доверенности,
прокурора – Вебера Антона Андреевича, служебное удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гольденберг Татьяны Аркадьевны к Гольденбергу Сергею Владимировичу, Съединой Марине Викторовне, Хамраевой Татьяне Николаевне, о признании недействительным договора найма жилого помещения, применении последствий недействительности договора,
установил:
Гольденберг Т.А. обратилась в суд с иском к Гольденберг СВ., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В., в котором просит признать недействительным договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 12.03.2018 между ответчиками, применить последствия недействительности сделки – выселить Хамраеву Т..Н. и Съедину М.В. из указанного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником ? доли трехкомнатной квартиры <адрес> на праве общей долевой собственности на основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от 12.08.2011. Вторым сособственником квартиры является ответчик – Гольденберг С.В. Решением Ленинского районного суда город Севастополь от 09.12.2013 определен порядок пользования указанной квартирой, согласно которому Гольденберг Т.А. выделена в пользование жилая комната площадью 17,0 кв.м. с прилегающим балконом площадью 0,3 кв.м.; Гольденберг С.В. - комнаты площадью 9,3 кв.м., площадью 7,4 кв.м. и площадью 6,9 кв.м. Жилая комната площадью 11,8 кв.м., кухня площадью 7,0 кв.м., ванная комната - 3,5 кв.м., туалет - 1,3 кв.м., коридор - 12,7 кв. м., встроенный шкаф - 0,4 кв.м. оставлены в общем пользовании.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала по изложенным в иске доводам.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, прокурора, полагавшего возможным иск удовлетворить, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, обстоятельства, имеющие значение для дела, характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Гольденберг Т.А. и Гольденберг С.В. (по 1/2 доли) на основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от 12.08.2011 по гражданскому делу по иску Гольденберг С.В к Гольденберг Т.А. о разделе совместного имущества супругов, встречному иску Гольденберг Т.А. к Гольденберг С.В. о разделе супружеского имущества. Решение вступило в законную силу. Право собственности зарегистрировано в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения, квартира состоит из трех комнат общей площадью 71,1 кв.м., жилой – 53,0 кв.м., кухни – площадью 6,0 кв.м., коридора – 7,8 кв.м., уборной – 1,3 кв.м., встроенного шкафа – 0,4 кв.м., ванной комнаты – 3,2 кв.м., веранды.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09.12.2013 определен порядок пользования указанной квартирой, согласно которому Гольденберг Т.А. предоставлена жилая комната площадью 17,0 кв.м. с прилегающим балконом площадью 0,3 кв.м.; Гольденберг С.В. предоставлены комнаты площадью 9,3 кв.м., 7,4 кв.м. и 6,9 кв.м. Жилая комната площадью 11,8 кв.м., кухня площадью 7,0 кв.м., ванная комната - 3,5 кв.м., туалет - 1,3 кв.м., коридор - 12,7 кв. м., встроенный шкаф - 0,4 кв.м. оставлены в общем пользовании Гольденберг Т.А. и Гольденберг С.В.
12.03.2018 между Гольденбергом С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. заключен договор найма жилого помещения, по условиям которого Гольденберг С.В. передал Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. жилое помещение из трех жилых комнат, кухни, ванной комнаты и санузла, входящих в состав четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в бессрочное возмездное пользование для проживания. Четвертая комната в наем не сдается, заперта на два замка и доступ в нее нанимателям не предусмотрен настоящим договором. Плата по договору составляет 22000,00 руб. в месяц.
В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
Аналогичные положения содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
По смыслу перечисленных выше норм, законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его в наем, безвозмездное пользование гражданам по соответствующим договорам, обусловил возможность осуществления этого права необходимостью соблюдения требований как Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность.
Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
При наличии нескольких собственников спорной квартиры положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению судом в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле.
По смыслу закона порядок владения и пользования определяется непосредственно между участниками общей собственности, при этом суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, нуждаемость каждого из сособственников в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 1 июля 1996 года), то есть, конкретные обстоятельства, имеющие место на момент разрешения спора судом.
Решением суда определен порядок пользования жилыми помещениями в квартире, порядок пользования другими помещения вспомогательного назначения не устанавливался, они оставлены в общем пользовании без установления конкретного порядка их использования.
Из содержания приведенных норм следует, что правомочия владения и пользования помещениями, оставшимися в общем пользовании, сособственники также должны осуществлять по соглашению.
Предоставление одним из собственником по гражданско-правовому договору во владение и пользование жилой комнаты другим лицам предполагает, что эти лица будут пользоваться и общим имуществом в квартире, а поскольку данное имущество находится в общей долевой собственности, то для обеспечения баланса интересов участников долевой собственности вопрос о пользовании общим имуществом нанимателями комнаты необходимо согласовать с другими собственниками квартиры. Если такое согласие не достигнуто, то порядок пользования общим имуществом устанавливается судом.
Соглашение между собственниками квартиры о порядке пользования общим имуществом квартиры (кухней, коридором, уборной и ванной комнатой) на случай передачи комнат в пользование другим лицам по гражданско-правовым договорам, не заключалось. Соглашение между сособственниками квартиры и нанимателями Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. о порядке пользования этими помещениями отсутствует.
В связи с этим, заключенный между ответчиками Гольденбергом С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. договор возмездного пользования квартирой без согласия Гольденберг Т.А. ущемляют законные права и интересы последней, что противоречит требованиям закона, а именно положениям статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. законные основания пользоваться квартирой по адресу: <адрес> отсутствуют, требования истца о признании недействительным договора найма жилого помещения, заключенного 12.03.218 между Гольденбергом С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. являются обоснованными.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку в результате заключения договора найма жилого помещения между Гольденбергом С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. нарушены права и законные интересы Гольденберг Т.А., не являвшейся участником данного договора, указанная сделка является ничтожной. Закон не предусматривает оспоримость такой сделки и применение отличных от общих правил последствий недействительности сделки.
При таких обстоятельствах требования истца о признании недействительным договора найма жилого помещения, заключенного 12.03.2018 между Гольденбергом С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В., подлежат удовлетворению.
Исходя из характера правоотношений, сложившихся между сторонами, применение последствий недействительности данной сделки возможно путем прекращения ее действия на будущее.
С учетом изложенного, а также учитывая, что спорный договор в силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не порождает право пользования жилым помещением, законные основания у Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. пользоваться квартирой по адресу: <адрес>, отсутствуют.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков Гольденберга С.В., Хамраевой Т.Н., Съединой М.В. в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. солидарно.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать недействительным договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный 12.03.2018 между Гольденбергом Сергеем Владимировичем, Хамраевой Татьяной Николаевной, Съединой Мариной Викторовной.
Выселить Хамраеву Татьяну Николаевну, Съедину Марину Викторовну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Гольденберг Сергея Владимировича, Хамраевой Татьяны Николаевны, Съединой Марины Викторовны в пользу Гольденберг Татьяны Аркадиевны судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) руб. солидарно.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - <данные изъяты>
В окончательной форме решение принято 08.10.2018.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>