УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-1276/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2018 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах С*** Ф*** И*** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить С*** Ф*** И*** лекарственным препаратом «***» по рецептам: от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии *** (3 упаковки по 100 штук).
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах С*** Ф.И., *** года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом.
Требования мотивировал тем, что проверкой установлено, что по медицинским показаниям С*** Ф.И. необходимо ежедневно принимать препарат «***», четыре таблетки в день, которым он не был обеспечен по рецептам от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, от 21.11.2018 серии ***.
Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить С*** Ф.И. лекарственным препаратом ***», по рецептам от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, от 21.11.2018 серии ***. Обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда к
участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего была привлечена С*** Е.А.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что С*** В.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно соответствующему государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Полагает, что необеспечение истца лекарственным препаратом «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.
Кроме того дополняет, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.
Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.
Таким образом, обеспечение истца спорным лекарственным препаратом должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.
Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
Так же полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Министерство здравоохранения Ульяновской области не имеет возможности профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами С*** Ф.И., в связи с завершением 2018 финансового года.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с 14.01.2019 на основании внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц переименовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нормы Конвенции о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие
в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на
особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье,
предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование
наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения
болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
В Российской Федерации,
как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства.
При этом материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).
Государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Обеспечение интересов
детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
В развитие
указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право
каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без
взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи.
Из материалов дела
следует, что С*** Ф.И., *** года рождения,
является ребенком-инвалидом, наблюдается у врача-педиатра в поликлинике «П***» и в педиатрическом отделении ГУЗ «У***» с
диагнозом: «***». С*** Ф.И. имеет право на льготное
лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.
Согласно
выписным эпикризам ГУЗ *** от
13.11.2018, ГБУЗ «***» от 06.06.2017 С*** Ф.И. по медицинским показаниям
необходимо ежедневно принимать препарат «***» по 4 таблетки в день.
Данный медицинский препарат включен в перечни лекарственных препаратов
для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных
препаратов, необходимых для оказания
медицинской помощи, утвержденные
Распоряжениями Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р (на 2018 год) и
от 10.12.2018 № 2738-р (на 2019 год).
На лекарство «***» лечащим врачом были выписаны
рецепты: 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии ***
(3 упаковки по 100 штук), однако аптечным учреждением данный рецепт отоварен
не был.
В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка,
утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя
территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация
оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной
помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской
помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных
исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской
помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения
указанных лиц лекарственными препаратами.
Государственная политика
в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется
Федеральным законом от 24.11.1995
N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в
соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (статья 13 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 37
указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на
основе стандартов медицинской помощи.
В силу п. 9
ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В соответствии с ч.1 со
ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа
категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных
услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких
перечней.
Постановлением Правительства
РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по
контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный
ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в
установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
В утвержденный Перечень включены,
в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни.
Обязанность по
организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством
лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в силу следующего.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016
№14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области
государственной политики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с п.2.2.1 Положения
Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и
следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами
и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N
890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения"; организует обеспечение
граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в
перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных)
заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или
инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет
ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в
пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации"; Согласно п.2.2.17 Положения
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств
областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание
Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного
администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых
в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на
финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном
бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению
проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к
компетенции Министерства; Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет
средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются
субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и
распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность
Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии с п.2.2.21
Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной
сфере деятельности Министерства.
Установив, что С*** Ф.И. лечащим врачом по медицинским показаниям выписаны рецепты от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии *** на лекарственный препарат «***» (3 упаковки по 100 штук), однако данным лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить несовершеннолетнего С*** Ф.И. лекарственным препаратом «***» (3 упаковки по 100 штук) по выписанным рецептам врача от 14.08.2018 серии ***, от 17.10.2018 серии ***, серии ***.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние С*** Ф.И. лекарственным препаратом «***» возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Так, фактическое обеспечение истца необходимым ему лекарственным препаратом в данном случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области).
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом «***» было полным и его невыдача С*** Ф.И. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения истца указанным лекарственным препаратом носит постоянный характер, соответственно обеспечение им, в том числе и по рецептам от 14.08.2018, 17.10.2018 в текущем году не приведет к тому, что С*** Ф.И. будет им обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение истца лекарственными препаратами «***» по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.
Не являются основанием к отмене судебного решения и доводы жалобы в части невозможности профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом С*** Ф.И., в связи с завершением 2018 финансового года.
Так, завершение финансового года не снимает с ответчика обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом за прошедший год, поскольку своевременное необеспечение явилось результатом ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение о об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Ульяновска в полном объеме, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: