Решение по делу № 2-298/2017 (2-6450/2016;) ~ М-5545/2016 от 13.10.2016

Дело №2-298/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи         Чашиной Е.В.,

при секретаре         Федосееве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андросюк Е.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца,

У С Т А Н О В И Л:

Андросюк Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца, указав в обоснование поданного иска, что в момент аварии на Чернобыльской АЭС она проживала в <адрес> и работала учителем биологии и сельскохозяйственных трудов в средней школе <адрес> <адрес> Республики Беларусь. В ДД.ММ.ГГГГ года из радиоактивной зоны пришлось переехать в г. Калининград. Состояние ее здоровья после облучения ухудшилось, появились простудные и респираторные заболевания, стали болеть и разрушаться суставы, в ДД.ММ.ГГГГ году она перенесла операцию по замене двух тазобедренных суставов, развился рак кожи, в ДД.ММ.ГГГГ году она перенесла операцию по удалению рака кожи на спине, в ДД.ММ.ГГГГ году был рецидив рака кожи, в настоящее время она является инвалидом 1 группы. Считает отказ в выдаче удостоверения необоснованным, поскольку она действительно подверглась воздействию радиации во время работы после аварии на Чернобыльской АЭС и зараженности менее 5 ки/кв.км. оказалось достаточно для радиационного воздействия на ее организм, вследствие аварии на АЭС она стала инвалидом 1 группы, но не получает никаких социальных льгот как лицо, пострадавшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, проживающие в зоне проживания с правом на отселение, принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Поскольку к такой зоне относилась <адрес>, где она работала, полагает, что имеет право на льготы, предусмотренные указанным законом.

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании истец Андросюк Е.П. и ее представитель Матусевич А.Н. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, указали, что истец получила максимальную дозу радиации, когда горел энергоблок станции, у нее были все признаки лучевой болезни, она проживала более четырех лет в зоне с особым социально-экономическим статусом и работала в зоне проживания с правом на отселение, что дает ей право на получение соответствующего удостоверения и мер социальной поддержки; истец еще в ДД.ММ.ГГГГ году обращалась по указанному вопросу и ей необоснованно было отказано.

В судебном заседании представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Санжаревский Д.С. с заявленными требованиями не согласился, указал, что удостоверение может быть выдано гражданину, выехавшему добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в ДД.ММ.ГГГГ году и в последующие годы, но истец в такой зоне не жила, она жила в <адрес>, который относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, но выдача удостоверений такой категории граждан не предусмотрена; <адрес>, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение, местом жительства истца не являлась, а являлась только местом работы.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в суд поступил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому <адрес>, где проживала Андросюк Е.П., относилась к зоне с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 1-5 ки/кв.км., Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года №1623 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ исключен из Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения; к зоне проживания с правом на отселение носилась <адрес>, но для предоставления мер социальной поддержки необходимо постоянное проживание (работа) в указанной зоне не менее трех лет, чего у истца не имеется.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в суд поступил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому в случае выезда граждан с территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца для решения вопроса пенсионного обеспечения, выдача удостоверений, а также предоставление иных мер социальной поддержки такой категории граждан не предусмотрено.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Андросюк Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением (вх.), в котором просила выдать ей удостоверение как гражданину, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указав в обоснование поданного заявления, что в момент аварии она работала на открытой местности на территории, относившейся к зоне проживания с правом на отселение, в <адрес> и получила дозу облучения, приведшую впоследствии к раку кожи, другим тяжелым заболеваниям, установлению инвалидности 1 группы (л.д. 6-7).

На указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ , в котором сообщалось об отказе в приеме документов со ссылкой на то, что <адрес> <адрес> Республики Беларусь, где проживала до переезда Андросюк Е.П., относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, для граждан, выехавших из этой зоны, выдача удостоверений не предусмотрена (л.д. 9).

Не согласившись с указанным решением, Андросюк Е.П. обратилась в суд.

В обоснование своих исковых требований истцом была представлена справка Отдела образования Жлобинского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и справка Жлобинского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которым Андросюк Е.П. действительно была занята на работах на пришкольном опытном участке <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ); одновременно указано, что школа располагалась в <адрес> Республики Беларусь; согласно приказу .1 Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> относилась по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне с правом на отселение (л.д. 10, 14).

Согласно справке <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ Андросюк Е.П. проживала в <адрес>, <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <адрес> подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно п.3.1 Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ , относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 1-5 ки/кв.км. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года №1623 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ исключен из Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения (л.д. 11).

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно ст. 13 данного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом МЧС России №228, Минздравсоцразвития России №271, Минфина России №63н от 11 апреля 2006 года был утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Данный Порядок устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В частности, удостоверение выдается:

гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

Однако в ходе рассмотрения дела не было установлено оснований для отнесения истца к вышеперечисленной категории граждан, которые считаются подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и к перечисленной категории лиц, имеющих право на получение соответствующего удостоверения как лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Представленные медицинские документы Андросюк Е.П. свидетельствуют о наличии у нее различных заболеваний, а также об установлении ей инвалидности первой группы, однако из данных документов не следует, что указанные заболевания и инвалидность связаны с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС не являлась, в зоне отчуждения и в зоне отселения не находилась, также она не проживала постоянно в зоне проживания с правом на отселение.

Как выше уже указывалось, Андросюк Е.П. в <адрес>, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение, постоянно не проживала, а работала (до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в течение <данные изъяты> месяцев после катастрофы); постоянно истец проживала в <адрес>, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Выдача соответствующего удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для лиц, выехавших на постоянное место жительства из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не предусмотрена.

В вышеприведенных положениях ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в числе категорий граждан, которые считаются подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Вместе с тем, к указанным категориям относятся лица, которые в настоящее время постоянно проживают и работают на указанных территориях, истец же длительное время проживает на территории Калининградской области.

Доводы представителя истца о том, что в соответствии с положениями ст. 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, пользуются граждане, проживавшие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, что имело место у истца до ее переезда на новое место жительства, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку правовые нормы данной статьи регламентируют определенные сроки проживания в то или иной зоне непосредственно перед предоставлением конкретных, перечисленных в статье, мер социальной поддержки, однако, как выше уже указывалось, истец на момент обращения за получением соответствующего удостоверения уже длительное время проживала на территории Калининградской области.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, судом не усматривается правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Андросюк Е.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2017 года.

    

Судья: подпись.

Копия верна, судья Чашина Е.В.

2-298/2017 (2-6450/2016;) ~ М-5545/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андросюк Елена Парфирьевна
Ответчики
МИНИСТРЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ОГКУ "Центр социальной поддержки населения"
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Чашина Е.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
13.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2016Передача материалов судье
17.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2016Предварительное судебное заседание
12.01.2017Судебное заседание
21.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2017Дело оформлено
07.06.2017Дело передано в архив
23.10.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.10.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.12.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее