Дело №2-298/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чашиной Е.В.,
при секретаре Федосееве Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андросюк Е.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца,
У С Т А Н О В И Л:
Андросюк Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца, указав в обоснование поданного иска, что в момент аварии на Чернобыльской АЭС она проживала в <адрес> и работала учителем биологии и сельскохозяйственных трудов в средней школе <адрес> <адрес> Республики Беларусь. В ДД.ММ.ГГГГ года из радиоактивной зоны пришлось переехать в г. Калининград. Состояние ее здоровья после облучения ухудшилось, появились простудные и респираторные заболевания, стали болеть и разрушаться суставы, в ДД.ММ.ГГГГ году она перенесла операцию по замене двух тазобедренных суставов, развился рак кожи, в ДД.ММ.ГГГГ году она перенесла операцию по удалению рака кожи на спине, в ДД.ММ.ГГГГ году был рецидив рака кожи, в настоящее время она является инвалидом 1 группы. Считает отказ в выдаче удостоверения необоснованным, поскольку она действительно подверглась воздействию радиации во время работы после аварии на Чернобыльской АЭС и зараженности менее 5 ки/кв.км. оказалось достаточно для радиационного воздействия на ее организм, вследствие аварии на АЭС она стала инвалидом 1 группы, но не получает никаких социальных льгот как лицо, пострадавшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, проживающие в зоне проживания с правом на отселение, принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Поскольку к такой зоне относилась <адрес>, где она работала, полагает, что имеет право на льготы, предусмотренные указанным законом.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании истец Андросюк Е.П. и ее представитель Матусевич А.Н. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, указали, что истец получила максимальную дозу радиации, когда горел энергоблок станции, у нее были все признаки лучевой болезни, она проживала более четырех лет в зоне с особым социально-экономическим статусом и работала в зоне проживания с правом на отселение, что дает ей право на получение соответствующего удостоверения и мер социальной поддержки; истец еще в ДД.ММ.ГГГГ году обращалась по указанному вопросу и ей необоснованно было отказано.
В судебном заседании представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Санжаревский Д.С. с заявленными требованиями не согласился, указал, что удостоверение может быть выдано гражданину, выехавшему добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в ДД.ММ.ГГГГ году и в последующие годы, но истец в такой зоне не жила, она жила в <адрес>, который относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, но выдача удостоверений такой категории граждан не предусмотрена; <адрес>, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение, местом жительства истца не являлась, а являлась только местом работы.
В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в суд поступил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому <адрес>, где проживала Андросюк Е.П., относилась к зоне с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 1-5 ки/кв.км., Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года №1623 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ исключен из Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения; к зоне проживания с правом на отселение носилась <адрес>, но для предоставления мер социальной поддержки необходимо постоянное проживание (работа) в указанной зоне не менее трех лет, чего у истца не имеется.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в суд поступил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому в случае выезда граждан с территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца для решения вопроса пенсионного обеспечения, выдача удостоверений, а также предоставление иных мер социальной поддержки такой категории граждан не предусмотрено.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Андросюк Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением (вх.№), в котором просила выдать ей удостоверение как гражданину, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указав в обоснование поданного заявления, что в момент аварии она работала на открытой местности на территории, относившейся к зоне проживания с правом на отселение, в <адрес> и получила дозу облучения, приведшую впоследствии к раку кожи, другим тяжелым заболеваниям, установлению инвалидности 1 группы (л.д. 6-7).
На указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ №, в котором сообщалось об отказе в приеме документов со ссылкой на то, что <адрес> <адрес> Республики Беларусь, где проживала до переезда Андросюк Е.П., относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, для граждан, выехавших из этой зоны, выдача удостоверений не предусмотрена (л.д. 9).
Не согласившись с указанным решением, Андросюк Е.П. обратилась в суд.
В обоснование своих исковых требований истцом была представлена справка Отдела образования Жлобинского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № и справка Жлобинского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым Андросюк Е.П. действительно была занята на работах на пришкольном опытном участке <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); одновременно указано, что школа располагалась в <адрес> Республики Беларусь; согласно приказу №.1 Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> относилась по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне с правом на отселение (л.д. 10, 14).
Согласно справке <адрес> исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № Андросюк Е.П. проживала в <адрес>, <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <адрес> подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и согласно п.3.1 Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ №, относился по уровню загрязнения радионуклидами и степени воздействия радиации на человека к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 1-5 ки/кв.км. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2004 года №1623 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ исключен из Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения (л.д. 11).
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ст. 13 данного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приказом МЧС России №228, Минздравсоцразвития России №271, Минфина России №63н от 11 апреля 2006 года был утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данный Порядок устанавливает единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В частности, удостоверение выдается:
гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;
гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.
Однако в ходе рассмотрения дела не было установлено оснований для отнесения истца к вышеперечисленной категории граждан, которые считаются подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и к перечисленной категории лиц, имеющих право на получение соответствующего удостоверения как лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представленные медицинские документы Андросюк Е.П. свидетельствуют о наличии у нее различных заболеваний, а также об установлении ей инвалидности первой группы, однако из данных документов не следует, что указанные заболевания и инвалидность связаны с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС не являлась, в зоне отчуждения и в зоне отселения не находилась, также она не проживала постоянно в зоне проживания с правом на отселение.
Как выше уже указывалось, Андросюк Е.П. в <адрес>, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение, постоянно не проживала, а работала (до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в течение <данные изъяты> месяцев после катастрофы); постоянно истец проживала в <адрес>, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Выдача соответствующего удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для лиц, выехавших на постоянное место жительства из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, не предусмотрена.
В вышеприведенных положениях ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в числе категорий граждан, которые считаются подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Вместе с тем, к указанным категориям относятся лица, которые в настоящее время постоянно проживают и работают на указанных территориях, истец же длительное время проживает на территории Калининградской области.
Доводы представителя истца о том, что в соответствии с положениями ст. 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" правом на получение мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, пользуются граждане, проживавшие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет, что имело место у истца до ее переезда на новое место жительства, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку правовые нормы данной статьи регламентируют определенные сроки проживания в то или иной зоне непосредственно перед предоставлением конкретных, перечисленных в статье, мер социальной поддержки, однако, как выше уже указывалось, истец на момент обращения за получением соответствующего удостоверения уже длительное время проживала на территории Калининградской области.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, судом не усматривается правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андросюк Е.П. к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение установленного образца – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2017 года.
Судья: подпись.
Копия верна, судья Чашина Е.В.