Дело № 2-2592/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г.Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего Беляевой С.В.,
при секретаре Чайко Т.Ю.,
с участием представителя истцов Кузнецовой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыгляренко Ольги Сергеевны, Литвиненко Оксаны Анатольевны, Ирицян Людмилы Викторовны, действующей за себя и несовершеннолетнего Ирицян Владислава Валентиновича, к Администрации г.Благовещенска о признании незаконным решения Администрации г.Благовещенска об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом,
У С Т А Н О В И Л:
Цыгляренко О.С., Литвиненко О.А. Ирицян Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ирицян В.В., обратились в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что *** Литвиненко О.А. обратилась в Администрацию г.Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: ***. ***, Администрация г.Благовещенска письмом *** отказала в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: ***. *** Цыгляренко О.С., Ирицян Л.В. и Ирицян В.В. также обратились в Администрацию г.Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: ***. *** Администрация г.Благовещенска письмом *** отказала в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: ***. Считают отказ Администрации г.Благовещенска в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: *** незаконным, нарушающим права и законные интересы собственников многоквартирного жилого дома в ***, противоречащим нормам жилищного и земельного законодательства. Вопросы возникновения прав в отношении земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, комплексно регулируются нормами земельного и жилищного законодательства РФ. Положения ЗК РФ устанавливают, что такой земельный участок предоставляется в общую долевую собственность домовладельцев. При этом, порядок и условия такого предоставления земельное законодательство не регулирует, ограничиваясь отсылкой на соответствующие положения жилищного законодательства. Указанные п.2 ст.36 ЗК РФ порядок и условия передачи земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев закреплен положениями ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ. В соответствии со ст.16 данного закона, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и не входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Просит признать незаконным решение Администрации г. Благовещенска, выраженное в письме *** от ***, в письме *** от *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, обязать Администрацию г. Благовещенска сформировать земельный участок для многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
В судебном заседании представитель истцов настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение отметила, что у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заинтересованное лицо обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под строительство, отсутствуют доказательства, что решение о предоставлении земельного участка по адресу ***, под строительство принималось. Сведения о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером *** в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от *** ***. Из смысла абз.2 п.68 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в случае если орган местного самоуправления совершил предшествующие распоряжения спорным земельным участком в виде принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, в результате которого, у третьего лица возникло право на земельный участок, собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома вправе обратиться с иском об оспаривании соответствующего права к третьему лицу. Из материалов дела следует, что какого-либо права на спорный земельный участок у третьего лица не возникло, следовательно, избранный способ защиты нарушенного права собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу *** основан на законе и может обеспечить восстановление нарушенного права. Доводы ответчика о том, что формирование земельного участка невозможно, поскольку отсутствуют документы территориального планирования, не основаны на законе, поскольку в силу ч.6 ст.45 ГрК РФ от *** не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. В обосновании своей позиции ответчик также указал, что истцы просили сформировать земельный участок в *** квартале, однако это не так. В материалах дела содержатся заявления истцов о формировании земельного участка из буквального смысла которых следует, что заявители просили сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу ***. Довод ответчика о том, что, в связи с тем, что в свидетельствах о праве собственности указан кадастровый номер, в котором указан *** кадастровый квартал вместо *** является основанием для отказа в формировании земельного участка не основан на законе и опровергается материалами дела. В материалах дела содержится кадастровый паспорт помещения *** от ***, из пункта 1.9 которого следует, что кадастровый номер *** с указанием 48 кадастрового квартала является предыдущим.
Истцы: Цыгляренко О.С., Литвиненко О.А., Ирицян Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ирицян В.В., представитель ответчика - Администрации г.Благовещенска в судебное заседание, представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области», не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В силу ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Позиция ответчика изложена в судебном заседании ***, из пояснений представителя следует, что Администрация г.Благовещенска с заявленными требованиями, не согласна, в обоснование возражений пояснила, что из материалов дела следует то, что решениями от *** *** и от *** *** по заявлению истцов администрацией г. Благовещенска было указано на то, что нет оснований для работы по заявлениям. Заявления были связаны с вопросом о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***. Как следует из существа обжалуемых решений, их мотивировка связана с тем, что в представленных документах со стороны истцов, усматриваются некоторые противоречия. Данные противоречия связаны с тем, что в свидетельствах о наличии права собственности на помещение в многоквартирном жилом доме имеется указание на квартал ***. Вместе с тем, как следует из представленных документов, земельный участок, который интересует истцов, находится в квартале ***. Администрация г. Благовещенска не является тем органом, который полномочен делать вывод о соответствии или несоответствии документов, удостоверяющих права лиц на те или иные объекты недвижимости. Поскольку Администрация г.Благовещенска усмотрела имеющиеся противоречия, не стала брать на себя ответственность, чтобы делать самостоятельный вывод о том, являются ли истцы собственниками того объекта, в отношении которого просят сформировать земельный участок. По документам получается, что они являются собственниками объекта, который находится в квартале ***, а заинтересованы в формировании земельного участка, находящегося под жилым домом в квартале ***. В этой части мы считаем, со стороны истцов не представлено доказательств незаконности принятых Администрацией г.Благовещенска решений. С доводами истцов о том, что они имеют право обратиться в Администрацию г.Благовещенска с соответствующим заявлением не спорит. Но в данном случае, поскольку в документах усматриваются противоречия. Не согласны со способом восстановления нарушенного права, а именно: обязать Администрацию г.Благовещенска сформировать земельный участок для многоквартирного дома. Поскольку Администрацией г.Благовещенска не рассматривался вопрос о возможности или невозможности формирования земельного участка в ***, полагают такой способ является преждевременным. Просит отказать в удовлетворении требований.
Из представленного в материалы дела отзыва третьего лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по *** следует, что в соответствие с действующим законодательством, внесение в Государственной кадастр недвижимости сведений носит заявительный характер. Земельный участок, расположенный по адресу: ***, является ранее учтенным. Указанном участку соответствует кадастровый номер ***, присвоенный объекту недвижимости в соответствие с законодательством, действовавшим в период до принятия и вступления в силу Федерального закона от *** «О государственном кадастре недвижимости» ***. Сведения в отношении земельного участка в Государственной кадастр недвижимости были внесены *** на основании материалов инвентаризации кадастрового квартала ***. На основании полученных данных в Государственной кадастр недвижимости были внесены сведения о площади земельного участка. В соответствие со строительной документацией площадь земельного участка составляла 798 кв.м., по фактическому землепользованию - 729 кв.м. В настоящее время сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером *** носят декларативный характер, граница земельного участка является не установленной в соответствие с требованиями земельного законодательства.В соответствие со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствие с ч.2 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствие с ч.5 указанной статьи с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок с кадастровым номером ***, поскольку сведения о границах и координатах поворотных точек отсутствуют, является несформированным. В период, после принятия и введение в действие ЖК РФ земельный участок может быть сформирован только органом, являющимся распорядителем земель, находящихся в муниципальной собственности, например, Администрацией г.Благовещенска. Вышеуказанные нормы подлежат применению и при уточнении местоположения земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом, сведения о котором внесены в Государственной кадастр недвижимости до принятия и введения в действие ЖК РФ. В ч.4 ст.43 Градостроительного кодекса РФ указано, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки данных территорий. В связи с чем, орган кадастрового учета полагает, что необходимо исследование вопроса о фактическом землепользовании, а также о том, затрагиваются ли заявленными требованиями права и законные интересы иных собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***. Разрешение настоящего спора оставляет на усмотрение суда.
Выслушав позицию представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие с ч.ч.1, 2 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст.3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Как следует из материалов дела, *** Литвиненко О.А., ***, Цыгляренко О.С, представителем Кузнецовой Д.Ф. поданы заявления на имя главы администрации города Благовещенска с просьбой о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилом *** в ***.
По результатам рассмотрения заявлений Администрацией г.Благовещенска были даны аналогичные друг другу ответы от *** ***, *** ***№ ***, в которых указывалось, что в свидетельстве о государственной регистрации права указан кадастровый номер объекта недвижимости из которого следует, что многоквартирный дом по адресу: *** расположен на земельном участке, находящемся в квартале ***. Однако, фактически запрашиваемый земельный участок под многоквартирным домом находится в квартале ***. Ввиду того, что в предоставленных документах содержатся противоречивые сведения, у Администрации *** нет оснований для работы по заявлениям.
Не согласившись с указанным отказом, заявители обратились с настоящим исковым заявлением в суд.
Рассматривая законность и обоснованность решения Администрации г.Благовещенска, выраженных в ответах *** от ***, *** от *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного дома по *** по указанным выше основаниям, суд исходит из следующего.
суд учитывает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 9 Конституции Российской Федерации). Право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения частной собственности на землю установлены положениями Земельного Кодекса Российской Федерации, в частности согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности приобретается за плату. Возможность приобретения права собственности на безвозмездной основе допускается в качестве исключения в случаях, прямо установленных законом.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Анализируя приведенные нормы права, суд отмечает, что вопросы возникновения прав в отношении земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, комплексно регулируются нормами земельного и жилищного законодательства Российской Федерации. Положения Земельного кодекса РФ устанавливают, что такой земельный участок предоставляется в общую долевую собственность домовладельцев. При этом, порядок и условия такого предоставления земельное законодательство не регулирует, ограничиваясь отсылкой на соответствующие положения жилищного законодательства.
Указанные в ч. 2 ст. 36 ЗК РФ порядок и условия передачи земельного участка в общую долевую собственность домовладельцев закреплены положениями Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, в соответствие со ст. 16 указанного Федерального закона в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом судом учитывается, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.3 и п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ЕЮ, ВП и ЕА положения ч.3 ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой они препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36. Установлено, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** *** ЛВ на праве общей долевой собственности принадлежит *** доля трехкомнатной квартиры ***, расположенной по адресу: ***.
В материалах дела имеется свидетельство о перемене имени от *** серии ***, из которого следует, что ЛВ изменила фамилию на Ирицян.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от *** № *** ВВ, *** года рождения, на праве общей долевой собственности принадлежит *** доля трехкомнатной квартиры ***, расположенной по адресу: ***.
Из представленной справки отдела ЗАГС по г.Благовещенск и Благовещенскому району от *** *** следует, что фамилия ВВ, родившегося, ***, изменена на Ирицян в соответствии с изменениями фамилии матери. Основание: записи акта о перемене *** от ***, заявление формы *** от ***.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** № ***, Литвиненко О.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/16 доля трехкомнатной квартиры ***, расположенной по адресу: ***.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что жилой дом по *** является многоквартирным.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом.
На основании указанных правовых норм суд приходит к выводу, что на территории г. Благовещенска формирование земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома, относится к полномочиям администрации г. Благовещенска, что не оспаривалось в ходе производства по делу представителем ответчика.
Из положений ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации сформирован не был, с момента обращения собственника помещения в многоквартирном доме в орган местного самоуправления по вопросу формирования данного земельного участка у органа местного самоуправления возникает обязанность осуществить соответствующие действия по формированию данного земельного участка. С момента формирования земельный участок бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года № 12-П положения ч.2 и ч.5 ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» во взаимосвязи с ч.1 и ч.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст.36 Земельного кодекса РФ - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст.36 ЖК РФ.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5).
Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.23 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ (редакция от 12 декабря 2011 года) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Пунктом 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.
Рассматривая вопрос о несоответствии кадастрового номера жилого многоквартирного дома, который указан в свидетельствах о праве общей долевой собственности заявителей, кварталу, в котором он расположен в качестве основания для отказа истцу в формировании земельного участка для многоквартирного дома, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявители обратились в Администрацию г.Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома *** с приложением свидетельств о государственной регистрации права, в которых кадастровым номером земельного участка указан: ***.
Постановлением мэра г.Благовещенска Амурской области *** от *** утвержден перечень номеров и описание кварталов города Благовещенска согласно приложению ***, из которого следует, что квартал *** г.Благовещенска имеет границы: ***, а квартал ***. г.Благовещенска имеет границы: ***.
Из представленной ответчиком схемы расположения земельного участка на топографической основе масштаба *** согласно материалам инвентаризации земель квартала ***, дом, принадлежащий истцам, находится в квартале ***. ***: ***.
Из кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по *** площадью *** кв.м. следует, что кадастровым номером земельного участка является: ***. Данный земельный участок является несформированным, поскольку сведения о границах и координатах поворотных точек отсутствуют.
Согласно кадастровому паспорту помещения (от ***) - квартиры ***, расположенной по адресу: ***, кадастровый номер здания, в котором расположено помещение: ***, предыдущий кадастровый номер объекта недвижимого имущества: ***.
В материалах дела имеется технический паспорт (от ***) на ***, расположенную по адресу: ***, где кадастровым номером указан следующий номер: ***.
В связи с изложенным, оспариваемый отказ Администрации г.Благовещенска в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом по *** по основанию несовпадения номера квартала и кадастрового номера в свидетельствах о государственной регистрации права, следует признать незаконным.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из анализа п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.
Поскольку отказ Администрации г.Благовещенска в формировании спорного земельного участка судом признан незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на Администрацию г.Благовещенска следует возложить обязанность по проведению работ по формированию земельного участка для многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Администрации г.Благовещенска об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, выраженное в письме *** от ***, в письме *** от ***.
Обязать Администрацию г.Благовещенска провести работы по формированию земельного участка для многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беляева