Дело № 2-540/2019
24RS0029-01-2019-000440-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е.,
с участием помощника прокурора Козульского района Красноярского края Закревской Е.И.,
при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Соснова Г.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в интересах Сосновой Г.В. в суд с исковым заявлением к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» (далее КГБУЗ «Козульская РБ»)о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения КГБУЗ «Козульская РБ» требований трудового законодательства при начислении, в ходе которой установлено, что Соснова Г.В. работает в КГБУЗ «Козульская РБ» в должности санитарка палатная на 1,0 ставку с ДД.ММ.ГГГГ, между работником и работодателем заключен трудовой договор, на основании которого издан приказ о приеме на работу. В ходе прокурорской проверки установлено, что в период за май, июнь, июль, август 2018 г. ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисление и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ст. 133 ТК РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период май, июнь, июль, август 2018 г. составил 13264,48 руб., указанную сумму просит взыскать с ответчика в пользу Сосновой Г.В..
Представитель процессуального истца – помощник прокурора Закревская Е. И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Соснова Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, предоставила суду заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Козульская РБ» главный врач Черных М. В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в ее отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставил суду возражение на исковое заявление, в котором указал, что КГБУЗ «Козульская РБ» является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения. Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» с 1.01.2018 г. установлен уровень минимальной заработанной платы для работников бюджетной сферы дифференцированно по территориям края. Так по центральной и южной группе территорий заработанная плата должна быть обеспечена на уровне не менее 11016 руб., что превышает МРОТ, установленный на федеральном уровне с 1.01.2018 г. (9849 руб.). Таким образом, в крае обеспечено единообразное увеличение заработанной платы всех работников бюджетной сферы Красноярского края с 1.01.2018 г.. Федеральным законом от 7.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменении в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ с 01.05.2018 г. установлен в размере 11163 руб.. Таким образом, с 1.05.2018 г. месячная заработанная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. Вместе с тем 7.12.2017 г. принято постановление Конституционного суда РФ № 38-П, в соответствии с которым в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и северная надбавка. 7.06.2018 г. были рассмотрены и приняты изменения в Закон края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений». Так, Законом края «О внесении изменений в ст. 4 Закона края «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» с 1.09.2018 г. размер заработанной платы применяемой в целях расчета региональной выплаты, установлен в размере 17861 руб.. С учетом внесенных изменений обеспечено установление с 1.09.2018 г. уровня заработанной платы работников бюджетной сферы края в размере не менее минимального размера оплаты труда с начислением сверх него районного коэффициента и процентной надбавки, действующих на соответствующей территории края. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов КГБУЗ «Козульская РБ» являются имущество, переданное учреждению его собственником или учредителем, субсидии из краевого бюджета на выполнение учреждением государственного задания и на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, средства, получаемые из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края, средства выделяемые целевым назначением, дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Формирование заработной платы сотрудников КГБУЗ «Козульская РБ» осуществляется на основании положения об оплате труда.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. установлен в сумме 11163,00 руб. в месяц.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в п. 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции РФ (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. № 160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 г. установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 г. № 393-п с 01 ноября 1992 г. районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Козульского района.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 316, 317 ТК РФ осуществляется с районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Поэтому заработная плата в Козульском районе Красноярского края должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка к заработной плате в сумме 60 % (30 % (районный коэффициент) + 30 % (надбавка)).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Соснова Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность санитарки палатной на 1,0 ставки, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Данным дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ установлен оклад в размере 2552 руб..
Из расчетных листков следует, что заработная плата Сосновой Г.В. за май 2018 г. при выполнении нормы труда составила 16416,73 руб. в месяц, за июнь 2018 г. при выполнении нормы труда составила 11163 руб. в месяц, за июль 2018 г. при выполнении нормы труда составила 21389,52 руб. (с учетом оплаты отпуска), за август 2018 г. при выполнении нормы труда составила 1941,39 руб., то есть в размере МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.
Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме 11163 руб. в месяц, с начислением на данные суммы районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд приходит к выводу, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 17860,80 руб..
Согласно расчёту иска, заработная плата Сосновой Г.В. при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с мая 2018 г. не менее 17860,80 руб. (11163,0 х 1,3 х 1,3).
Размер подлежащей взысканию недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май, июнь, июль, август 2018 г. составляет 13264,48 руб. согласно расчету:
- за май 2018 г. в сумме 1444,07 руб. (17860,80 руб. (МРОТ) / 20 рабочих дней месяца х 20 фактически отработанных в месяце дней – 16416,73 руб. начисленной заработной платы);
- за июнь 2018 г. в сумме 6697,80 руб. (17860,80 руб. (МРОТ) / 20 рабочих дней месяца х 20 фактически отработанных в месяце дней – 11163 руб. начисленной заработной платы);
- за июль 2018 г. в сумме 3957,78 руб. (17860,80 руб. (МРОТ) / 22 рабочих дней месяца х 13 фактически отработанных в месяце дней – 6596,32 руб. начисленной заработной платы (без учета оплаты отпуска));
- за август 2018 г. в сумме 1164,83 руб. (17860,80 руб. (МРОТ) / 23 рабочих дней месяца х 4 фактически отработанных в месяце дней – 1941,39 руб. начисленной заработной платы).
Таким образом, с КГБУЗ «Козульская РБ» в пользу истца подлежит взысканию 13264,48 руб..
При указанных обстоятельствах требования иска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Представленные третьим лицом возражения суд отвергает, как основанные на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Козульского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с абзацем п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию составляет 531 руб., исходя из расчёта: до 20000 руб. – 4 процента цены иска, но не менее 400 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Соснова Г.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Козульская районная больница» в пользу Соснова Г.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за май, июнь, июль, август 2018 г. в размере 13264 (тринадцать тысяч двести шестьдесят четыре) рубля 48 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Козульская районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 531 (пятьсот тридцать один) рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента вынесения решения суда.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.
Мотивированное решение изготовлено: 16 августа 2019 года.